ТЕХНОЛОГИИ
Технология RFID (radio frequency identification - радиочастотная идентификация, www.rfidnews.org) появилась еще 60-х годах прошлого века, но начала широко использоваться намного позже. Сейчас она находится на пике популярности и все чаще применяется в интеграции с другими технологиями, такими, как ГИС и GPS (Global Positioning System - система глобального позиционирования).
Типичная RFID-система состоит из двух элементов: чипа, хранящего информацию и снабженного антенной, и считывающего устройства, внешне похожего на две стойки, расположенные справа и слева от двери в дорогих магазинах для защиты от кражи товаров. Считывающее устройство излучает радиосигнал, в ответ на который чип отправляет идентифицирующие данные. Приняв эти данные, считывающее устройство пересылает их на принимающее оборудование для дальнейшей обработки. Чаще всего информация, записанная в RFID-чип, является статической. Системы радиочастотной идентификации используют широкую гамму полос - например, 125 кГц, 148 кГц, 13,56 МГц, 433 МГц, 915 МГц и 2,45 ГГц. Каждая частота имеет свои собственные преимущества и область применения. Цена чипа может варьироваться от 50 центов до 100 долл., считывающее устройство стоит как минимум несколько сотен долларов.
Технология RFID используется в следующих областях: отслеживание передвижения транспорта, перемещения грузов и багажа пассажиров на авиалиниях, контроль билетов в общественном транспорте, деталей на сборочных линиях в производстве и товаров в розничной торговле и при их доставке, идентификация домашних животных, регулирование доступа в служебные помещения, поиск украденных машин и предметов. Но сферы применения RFID при всем их многообразии сводятся к трем основным направлениям: идентификация, отслеживание местонахождения чего-либо и повышение уровня защиты различных объектов.
Системы радиочастотной идентификации различаются по своей функциональности в зависимости от наличия батарейки в чипе, радиуса действия считывающего устройства, который чаще всего составляет от нескольких сантиметров до 1-2 метров (есть, правда, системы, у которых максимальное значение этого параметра достигает 10 м, но они стоят дорого). Кроме того, функциональность зависит от объема памяти чипа. Самый дешевый имеет небольшую память, содержимое которой записывается только один раз и не может меняться, а "продвинутые" модели обладают памятью объемом 64 Кб, и ее содержимое можно обновлять неограниченное число раз.
RFID, GPS и ГИС: новый модный гибрид
В настоящее время множество компаний предлагает продукты, в которых технология RFID интегрируется с GPS и ГИС. Один из самых известных на сегодняшний день примеров - ошейники с RFID-чипом для крупного рогатого скота. На них записываются данные о происхождении животного, сведения о стаде, в котором оно паслось, и местность, откуда прибыло (www.directionsmag.com/editorials.php?article_id=503). Эта информация позволяет мгновенно поднять всю "историю" и контакты животного в случае, если у него обнаружится серьезная инфекционная болезнь типа коровьего бешенства. На Западе фермеры раскупают такие ошейники как горячие пирожки. Популярностью пользуются также ошейники для домашних питомцев с чипами, содержащими запись коодинат владельцев (считывающие устройства в настоящее время устанавливаются в большинстве американских собачьих приютов). Высокий спрос прогнозируется на систему защиты детей от похищения: RFID-чип в сочетании с GPS и передатчиком может передавать текущие координаты человека в режиме реального времени.
Суп для универсама
Крупнейшая американская сеть супермаркетов Wal-Mart не так давно обязала своих поставщиков маркировать все без исключения упаковки с продуктами RFID-чипами. Некоторые (например, одна весьма известная компания, продающая супчик в бидончиках) отказались, сославшись на то, что это невозможно. Вообще, это требование Wal-Mart создало огромные проблемы для мелких поставщиков. Ведь согласно данным аналитической компании IDC, расходы поставщиков на RFID-маркировку составят к 2007 г. 875 млн. долл. Но Wal-Mart больше заботится не о поставщиках, а о покупателях. Специалисты собираются использовать информацию о расположении товаров для построения ГИС в масштабах магазина и для моделирования маршрутов покупателей в торговых залах.