БЫТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Рынок конвергентной потребительской электроники на пороге важных перемен
В последние пару лет стало очевидно, что крупнейшие производители компьютеров и программного обеспечения не намерены более ограничивать себя традиционными рамками ИТ-идустрии и выход в смежный, доселе независимо существовавший сегмент потребительской электроники теперь становится для них одним из стратегических направлений развития. Главные побудительные мотивы, заставляющие Dell, Hewlett-Packard, Intel, Microsoft и другие крупные и не очень ИТ-компании двигаться в данном направлении, вполне ясны. Во-первых, их привлекают масштабы рынка и сравнительно высокая маржа на потребительские системы класса high-end (очень немногие производители умудряются сегодня зарабатывать на ПК). Во-вторых, к этому подталкивает набирающая обороты конвергенция компьютерных и потребительских продуктов, порожденная повсеместным внедрением цифровых технологий и подогреваемая главным образом тремя технологическими тенденциями: быстрым повышением производительности ПК, распространением технологий широкополосного доступа в Internet и ростом популярности домашних сетей. В прошлом году их число, по оценкам экспертов, увеличилось на 80% по сравнению с 2002 г., и, как утверждает исследовательская компания Ovum, только в Европе сегодня инсталлировано около 2 млн. домашних сетей. Причем те же тенденции заставляют двигаться во встречном направлении и традиционных производителей бытовой электроники (Panasonic, Sony, Philips, Sharp и др.), которые начали встраивать в свои продукты вычислительные компоненты, средства сетевой и широкополосной связи. О том, какие ключевые подходы проповедуют обе стороны мы уже писали по следам прошедшей в начале января крупнейшей мировой выставки потребительской электроники Consumer Electronic Show’2004 (см. PC Week/RE, N 3/ 2004, с. 13). Та же проблематика оказалась в фокусе внимания и на завершившейся в конце марта ганноверской ИКТ-экспозиции CeBIT’2004, где многие компании представили свои перспективные решения.
Streamium 6000i
От Connected Planet к Connected Age
Хотя в арсенале мировых компьютерных грандов (да и отечественных производителей) уже можно обнаружить немало продуктов потребительского уровня (в частности, Dell под своей торговой маркой предлагает ЖК-телевизоры, MP3-плейеры и DVD-рекодеры), основная борьба на рынке бытовой электроники еще впереди, и развернется она прежде всего за контроль над домашней электронной средой в целом. Причем в эту борьбу будут втянуты не только производители оборудования и ПО, но также Internet-провайдеры (именно они пока получают львиную часть дохода от пользователей Всемирной Сети) и владельцы контента. Доля последних в распределении доходов, по мнению аналитиков, в ближайшие годы будет расти, и мы, несомненно, станем свидетелями множества соглашений между контент-провайдерами, ISP и производителями новых домашних систем, создаваемых в рамках уже довольно многочисленных концепций цифрового дома.
Собственно, это уже и происходит. Так, Philips Consumer Electronics, один из крупнейших игроков на рынке бытовой электроники, на выставке в Ганновере объявила о заключении партнерских соглашений с рядом ведущих телекоммуникационных компаний. Среди них - British Telecom, Deutsche Telekom, France Telecom, KPN, Telefonica, Telecom Italia и Belgacom. С их помощью Philips намерена продвигать свои устройства, выполненные в рамках концепции Connected Planet, как часть предлагаемых этими компаниями Internet-услуг для домашних пользователей.
Streamium MCi250
К числу таких устройств принадлежат и продемонстрированные на выставке продукты семейства Streamium. Центральное место в нем занимает система домашнего развлечения MX6000i, объединяющая в себе DVD-проигрыватель, 5.1-канальный звук и средства беспроводного доступа к домашней сети или Internet по стандартам 802.11 b/g. В комплекте с этой системой, напоминающей собой обычный музыкальный центр, будет поставляться беспроводной адаптер USB PC-Link. Для организации связи между MX6000i и домашним ПК, как утверждают представители Philips, потребуется лишь установить адаптер в USB-гнездо компьютера и инсталлировать прилагаемую программу. К видеовыходу MX6000i подключается домашний телевизор, после чего пользователь с помощью дистанционного пульта может просматривать, а также фильтровать на его экране записанный на жестком диске ПК или доступный в Internet мультимедиа-контент (видеозаписи, музыкальные композиции, цифровые фотографии, Internet-радио, Internet-игры) и при желании воспроизводить его. Специальная кнопка INFO! на пульте позволяет получить более подробную информацию о принимаемой из Всемирной Сети программе или звукозаписи (например, если песня вам понравилась и вы хотите узнать ее название и имя исполнителя, она будет выслана поставщиком услуг по электронной почте). Отметим также, что все управление системой построено на привычных для пользователя бытовой электронной техники командах типа "воспроизвести", "вперед", "назад", "стоп", а ее внутреннее ПО может быть обновлено через Сеть (таким образом обеспечивается, в частности, поддержка новых форматов данных).
Два других сородича этой системы - SL400i и SL300i - представляют ее облегченные варианты, лишенные встроенных звуковых средств. Собственно, тем, у кого уже есть хороший музыкальный центр, они и не нужны - достаточно подключить его (наряду с телевизором) к соответствующему выходу SL400i или SL300i. А различаются эти устройства вариантом корпуса: первое устанавливается горизонтально, второе - вертикально.
В семейство Streamium также вошли системы MCi250 и MCW770, предназначенные для воспроизведения только звуковых программ и записей различных форматов. Обе подключаются к ПК по беспроводному каналу и позволяют считывать и воспроизводить сохраненные в его памяти звуковые файлы, но при этом MCi250 доступны также и Internet-ресурсы, а возможности MCW770 ограничены содержимым жесткого диска домашнего ПК.
Таким образом, Philips практически готова предложить пользователям полноценную линейку, в которой каждый найдет подходящий ему вариант. Отметим также, что компания продолжает работать над упрощением использования своих продуктов и на выставке объявила об организации альянса с Nokia и Sony, направленного на разработку технологии Near Field Communications, которая базируется на общепринятых стандартах, но должна сделать процедуру соединения предельно простой.
Цифровой дом по Fujitsu Siemens
Несколько иной вариант домашней цифровой среды представила на CeBIT’2004 компания Fujitsu Siemens Computers. Ее унифицированная продуктовая линейка, предназначенная для рынка бытовой электроники, включает в себя мультимедийный ПК Scaleo C, медиацентр Activy, ЖК-телевизоры Myrica и цифровую камеру. Все эти продукты можно соединить между собой для обмена цифровой информацией (фотографиями, музыкой, видео).
Мультимедийный ПК Scaleo C
ПК Scaleo C создан в виде классической HiFi-системы небольшого размера (151x202x320 мм) и представляет собой мощный мультимедийный компьютер, способный выполнять функции центрального компонента цифрового дома. В целом он соответствует концепции домашнего ПК, поддерживаемой сегодня многими производителями (Acer, Intel, Hewlett-Packard, Dell и др.) и предполагающей возможность прослушивания радио, компакт-дисков или MP3-файлов без загрузки операционной системы. Такой ПК комплектуется встроенным ТВ-тюнером, средствами записи и воспроизведения DVD и качественной звуковой подсистемой, а управляется с помощью дистанционного пульта.
Fujitsu Siemens намерена поставлять Scaleo C в нескольких конфигурациях в расчете на разные категории пользователей, предпочитающих строить домашнюю информационно-развлекательную среду на основе компьютерной системы. Вместе с тем компания поддерживает и другую концепцию домашней системы, реализованную в медиацентрах Activy. Эти устройства представляют собой новый класс бытовой электроники, объединяющий системы с возможностью доступа в Internet.
Activy Media Center в комплекте с телевизором и спутниковой антенной
Системы Activy наделены множеством разнообразных функций. Они способны принимать программы спутникового и кабельного телевидения, при этом благодаря встроенному жесткому диску в них реализована функция Time Shift, позволяющая приостановить "живую" трансляцию, а затем продолжить ее вновь без пропусков. Activy выступает и в роли многофункционального медиаплейера, поддерживающего практически все популярные сегодня звуковые форматы, а также видео формата DivX. Системы можно использовать и в качестве персонального записывающего устройства (PVR), а также соединить по сети с ПК, но, пожалуй, главная их отличительная черта - наличие встроенного DSL-модема, позволяющего совместить в одном устройстве услуги скоростного доступа в Internet и "видео по требованию". Продажи медиацентров Activy должны были начаться в Германии уже в I квартале нынешнего года, и на CeBIT’2004 Fujitsu Siemens объявила о сотрудничестве с компанией T-Online, которая предоставит владельцам Activy набор интерактивных сетевых услуг (включая электронную почту), плата за них будет входить в обычный телефонный счет.
Вторым эшелоном
Описанные решения не исчерпывают всего спектра представленных на выставке предложений, но в значительной мере отражают принципиальные подходы компаний к организации домашней цифровой среды. Уже в нынешнем году на рынке (по крайней мере на западном) появится изрядное число коммерческих продуктов, разработанных в рамках этих подходов. В частности, более 40 производителей намерены выпустить ПК с ОС Microsoft Windows Media Center 2004, в том числе на базе создаваемой Intel платформы Entertainment PC, а к концу года появятся устройства для персонального хранения и просмотра мультимедиа-файлов Portable Media Center, концепцию которых предложила Microsoft. Кроме того, Intel объявила о намерении инвестировать 200 млн. долл. в компании, разрабатывающие продукты для цифрового дома, что также скажется на темпах развития сегмента потребительской электроники нового типа.
Отметим и еще один важный момент - помимо грандов ИТ-индустрии о своих претензиях на рынок потребительских устройств заявляют и компьютерные фирмы меньшего масштаба (вроде FIC, Mitac, Legend), ранее более известные как OEM-производители устройств для более именитых компаний и поставщики компьютерных компонентов. В частности FIC, которую многие компьютерные пользователи знают как поставщика системных и графических плат, продемонстрировала на CeBIT’2004 множество продуктов системного уровня, выполненных в различных форм-факторах (объемом от 3 до 13 дм^3) и стилях, в том числе ПК в формате DVD-плейера. Как утверждает Джон Вилледжо, вице-президент FIC по продажам, компания уже шесть или семь лет пропагандирует идею конвергенции компьютерных, потребительских и коммуникационных продуктов. Теперь, по его словам, она готова предложить продукты нового типа, а рынок готов их принять. FIC заинтересована в пополнении числа своих партнеров за счет новых, работающих в области потребительской электроники, но при этом собирается продвигать на рынок и свой собственный бренд (кстати, она уже поставляет компьютерные системы LEO и EVEREX в Китай и на Средний Восток). В число регионов, где руководство компании ожидает значительного роста потребительского рынка, входит и Восточная Европа. Правда, на этот и другие перспективные рынки FIC, по словам г-на Вилледжо, будет выходить со своими продуктами осторожно, чтобы не составить конкуренцию OEM-партнерам. Все это свидетельствует о том, что интерес к рынку конвергентной потребительской электроники весьма высок, а сама отрасль находится на пороге нового важного этапа.