ТЕХНОЛОГИИ
Некоторое время назад беспроводные 3G-службы (сервисы третьего поколения) считались крупным шагом вперед, особенно в Европе и Азии, где эта технология стартовала. Однако сегодня производители, аналитики и инвесторы задаются вопросом, в чем причины ее неуспеха. Потратив сотни миллионов долларов на покупку лицензий, зарубежные операторы убедились, что 3G-услуги заинтересовали очень малую часть их клиентов. Теперь, когда эта технология уже на подходе в США, естественно спросить, примут ли ее пользователи.
На недавнем киберсимпозиуме Гарвардской школы бизнеса (Кеймбридж, шт. Массачусетс) группа экспертов обсуждала тему "Путь к успеху 3G в США: избегая ошибок европейских операторов". Группа указала на разнообразные причины медленного освоения 3G-сервисов (от технологических до культурных) и выразила солидарное мнение, что эта технология в конечном счете широко распространится в Европе и США, если только не появятся какие-то новые альтернативы.
"3G остается голосовой технологией. Она никогда не станет идеальной базой для передачи данных". Крэг Метьюс |
Поставщики технологий и операторы дают разные определения 3G-служб, но с точки зрения Федеральной комиссии по связи, 3G-сети должны переносить трафики данных и голоса с постоянной и переменной скоростью передачи и свободно обеспечивать предоставление пропускной способности по требованию. Кроме того, 3G-технология призвана создавать идеальные условия для широкополосного доступа на скоростях до 2 Мбит/с. Также считается, что она будет успешнее, чем ее предшественники, переносить данные поверх голоса, хотя с этим согласны не все эксперты. На заседании группы было констатировано, что пока неясно, какой трафик - голоса или данных - будет для 3G наилучшим.
"3G все же остается голосовой технологией, - считает аналитик из Farpoint Group (Эшланд, шт. Массачусетс) Крэг Метьюс. - Она никогда не станет идеальной базой для передачи данных".
По мнению Даймона Гирдхема, директора отдела исследований финансового рынка европейских беспроводных операторов Morgan Stanley (Нью-Йорк), "...появление 3G не станет революционным по отношению ко второму поколению голосовой связи для GSM".
Нельзя сказать, считают эксперты, что развертывание 3G-сетей полностью провалилось, оно скорее не оправдало преувеличенные ожидания, а производители и операторы не попали в намеченную цель. По словам Метьюса, энтузиасты 3G в Европе стали жертвами ошибочной политики в секторе телекоммуникаций - дорогие лицензии были раскуплены такими компаниями, как Vodafone Group (Ньюбери, Великобритания), которые, после того как технология не прижилась, потерпели колоссальные убытки.
Беспроводная связь: что стоит за цифрой | ||
2G Используется цифровое кодирование с протоколами мобильной связи GSM, D-AMPS (TDMA) и CDMA. Эти стандарты поддерживают высокоскоростную передачу голоса и в ограниченной мере обмен данными. Предлагаются дополнительные услуги - передача данных, факсов и SMS-сообщений. | 2,5G Обычно 2G-протоколы могут обеспечивать разную степень криптозащиты. Появляются протоколы, расширяющие 2G-системы и обеспечивающие дополнительные функции, в частности пакетную передачу данных (GPRS) и повышенные скорости работы (HSCSD, EDGE). | 3G Протоколы третьего поколения поддерживают гораздо более высокие скорости передачи, измеряемые в мегабитах в секунду, в расчете на широкий спектр приложений. Первые испытания 3G-сети проводились в 2001 г. в Японии. В 2002-м их стали проводить в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а позднее в США. 3G-службы будут поддерживать приложения, требующие высокой пропускной способности, например полноценное видео, видеоконференцсвязь и полный доступ в Интернет. |
1999 2000 2001 2002 2003 2004? |
"Огромными ошибками были завышенная стоимость лицензий и нереальные ожидания технологического бума, - сказал Гирдхем. - Из-за этого, например, в Норвегии 3G-сервис сегодня предоставляют только два оператора из первоначальных четырех. В итоге европейским частным абонентам эти услуги обходятся только дороже".
У провайдеров 3G-технологии и услуг никогда не было четких представлений о том, кто является их потенциальными пользователями - персонал компаний или же индивидуальные абоненты. Поэтому неудивительно, говорят эксперты, что и здесь и там их постигла неудача.
"Операторы очень ориентированы на частного пользователя и не могут наладить корпоративное обслуживание, - отметил Метьюс. - Сегодня они в основном рекламируют мелодические звонки. Представители бизнеса не знают, к кому обращаться за корпоративным сервисом. Подавляющее большинство корпоративных пользователей - это малый и средний бизнес, и они не имеют понятия, как и с чего начать".
"Есть ли у операторов серьезные планы в отношении корпоративных или индивидуальных клиентов?" - спрашивает Летина Коннелли, директор по стратегии Pervasive Computing Division компании IBM.
По ее мнению, вместо навязывания 3G-услуг той или иной категории клиентов операторам связи следует смириться с фактом, что предложение должно диктоваться спросом. Например, в Южной Корее и Японии этот сервис более популярен, чем в Европе, так как там операторы апеллируют к молодежной среде.
"В Японии молодежь увлекается технологиями цифровых изображений, любит обмениваться фотографиями через сотовые телефоны. Технология и культура, - говорит Коннелли, - всегда взаимосвязаны. Корея и Япония уникальны тем, что их культура тяготеет к данному типу приложений. В США же компании всегда ценили мобильные возможности персонала".