КОМПАНИИ

Израиль, небольшое государство с населением 6,7 млн. человек на юге Средиземноморья, все сильнее приковывает к себе внимание политологов и экономистов. Не имея значительных запасов полезных ископаемых и энергетических ресурсов, страна сумела войти в число высокоразвитых индустриальных держав мира.

Hi-Tech-индустрия и телекоммуникационный рынок Израиля

Одним из ведущих секторов экономики страны является электронная индустрия. В 2001 г. ее оборот составил 14,25 млрд., а экспорт - 11,75 млрд. долл. В общей сложности в ней задействовано 62 тыс. человек, свыше 60% из которых - ученые, инженеры и техники. Продажи продукции в расчете на одного сотрудника отрасли, по данным IAEI (2002 г.), превышают 230 тыс. долл. в год.

Алекс Кушнир представляет

 новую продукцию компании

Электронная индустрия заметно выделяется на экономическом фоне Израиля. Например, ее экспорт составляет 83% от объема продаж (для страны в целом этот показатель равен 25%), число работников с высшим и средним специальным образованием - 63% (по стране 14%), в НИОКР занято 12% персонала (по стране 2%).

Ключевые направления НИОКР "индустрии номер один" в экономике Израиля - спутниковые телекоммуникации; средства цифровой радиосвязи; широкополосные, оптические и сотовые технологии; Интернет и мультимедиа; телемедицина; микроэлектроника; сетевое управление.

Центральный офис RAD Group в Тель-Авиве

Большое значение в экономике государства имеют венчурные предприятия. Сейчас здесь действует свыше 2000 начинающих компаний (start-up), и по этому показателю страна занимает второе место в мире после США. Государство активно поддерживает малый бизнес, выделяя ежегодно 2-3 млрд. долл. на развитие этих предприятий. Наибольшая инвестиционная активность проявляется в секторах телекоммуникаций (42%), производства ПО (20%), биотехнологий (14%) и Интернета (9%).

Что касается телекоммуникаций, то здесь (по данным Министерства связи Израиля) проложено 3,2 млн. телефонных линий (уровень проникновения - 50%), которыми охвачено 95% домовладений (диаграмма 1). Все линии - цифровые.

В стране сейчас насчитывается 6,4 млн. мобильных пользователей. Можно сказать, что здесь произошла настоящая сотовая революция: в 1995 г. было всего 125 тыс. мобильных абонентов (2% населения), а сейчас обеспечивается 95%-ный охват. На этом сегменте рынка действуют четыре оператора и создан высокий уровень конкуренции.

Кабельное телевидение доступно жителям 97% домовладений, и на его услуги подписываются 1,2 млн. абонентов. Цифровое спутниковое телевидение принимают 300 тыс. пользователей. Пилотные сети 3G есть уже у двух операторов связи. Развивается Wi-Fi-доступ в сетях общего пользования. Успешно внедряются услуги широкополосного доступа: сейчас в стране действует 510 тыс. таких линий (350 тыс. ADSL-линий и 160 тыс. кабельных модемов).

По количеству подключенных к широкополосной сети связи домов Израиль находится в числе мировых лидеров (уровень охвата 27%), уступая лишь Южной Корее (57%) и США (35%), а по уровню проникновения высокоскоростных услуг на 100 жителей (8%) входит в передовую группу, опережая такие развитые страны, как Великобритания (4%),Германия (5%) и Финляндия (7%).

Группа RAD ориентирована на экспорт

В Израиле, стране фирм-новичков, одним из феноменов телекоммуникационного рынка является группа RAD, созданная в 1981 г. Тогда Зоар Зисапель вместе со своим братом Иеудой основал частную компанию RAD Data Communications, которая занялась разработкой и выпуском модемов.

Зоар Зисапель: "Под каждую интересную техническую

идею мы создаем новую компанию"

Первый модем RAD был сложен в управлении и довольно дорог. "В начале 80-х каждый бит его пропускной способности стоил целый доллар, - сказал Зоар Зисапель, основатель, владелец и председатель совета директоров RAD Group. - За аппарат со скоростью 9,6 кбит/c потребители готовы были заплатить 10 тыс. долл., и все были этим довольны".

Но RAD пошла дальше и занялась разработкой миниатюрных модемов, которые не требовали специальных настроек и легко устанавливались на линии. Рынок не сразу принял эту инновацию, но в итоге проект оказался очень успешным: в 1987 г. продажи фирмы достигли 10 млн. долл., а в 1990-м - 50 млн. долл.

В 1989 г. самый маленький в мире модем RAD был занесен в книгу рекордов Гиннесса. В дальнейшем компания прочно освоила сектор оборудования для "последней мили" и стала развивать производство мультиплексоров для передачи данных по телефонным сетям и других устройств доступа к телекоммуникационной среде.

Позднее у братьев Зисапель стали появляться новые идеи, которые выходили за рамки одной компании. Нужно было решить, как в этом случае поступать: расширять ли спектр научно-производственной деятельности или сфокусироваться на чем-то основном.

Выбрали модель, предусматривающую, что каждая заслуживающая внимания идея будет осуществляться в рамках новой компании. Под такую суперидею руководители группы RAD ищут способных для ее реализации людей и вкладывают в новое предприятие деньги. В результате сформировалась система поддержки новообразований.

Уровень охвата населения услугами связи в Израиле, %

"Мы всесторонне помогаем начинающим фирмам - помещениями, персоналом, развиваем сотрудничество внутри группы", - рассказывает Зоар. Некоторые из возникших компаний обрели самостоятельность, вышли из RAD Group и стали подразделениями ведущих мировых телекоммуникационных корпораций (LANNET была включена в Lucent Technologies, Armon - в Nortel, RADNET - в Siemens и т. д.).

"Создавая компанию, мы никогда не думали продавать ее, - продолжает г-н Зисапель. - Всего нами было организовано 24 предприятия, из них закрыто всего три, восемь вышли на биржу и стали акционерными компаниями, а шесть были проданы или объединены с другими фирмами". Впрочем, столь успешных результатов достигают далеко не все участники рынка, хотя в стране многое делается для поддержки молодых предприятий.

В министерстве промышленности и торговли Израиля введена должность Главного ученого страны. Проекты start-up, прошедшие соответствующую экспертизу и подкрепленные его подписью, получают значительные государственные инвестиции. И все же, по оценке Иорама Хольца, вице-президента по маркетингу RAD Data Communications, в среднем по стране лишь одна из 12 венчурных компаний встает на ноги, развивается и процветает.

Что касается RAD Group, то ныне в ее состав входят 14 предприятий (Silicom, RiT Technologies, RADCOM, RADVISION, Seragon, RADWIN, Radware, Wisair, Axerra и др.) с общим оборотом в 2003 г. 480 млн. долл. Основные рынки - Европа (50% оборота), Азия (18%) и Северная Америка (17%). В самом Израиле потребляется только 3% продукции группы.

Несмотря на то что число предприятий группы заметно выросло, RAD Data Communications остается ее флагманом: оборот компании в прошлом году составил 132 млн. долл., а продукцию она поставляет в 105 государств. Это - одна из наиболее известных фирм в сфере телекоммуникаций: в 2003 г. в рамках самого крупного из когда-либо проводившихся исследований рыночной узнаваемости были опрошены сотрудники 300 операторов связи из разных стран, RAD Data Communications названа восьмой компанией в мире в списке из 304 ведущих производителей оборудования.

Решения доступа - ключ к успеху на телекоммуникационном рынке

В сегодняшних сетях связи решения доступа становятся определяющим фактором. Они выступают центром новой парадигмы коммуникаций, которая в первую очередь рассматривает коммерческую сторону вопроса, а затем - технологии, позволяя сделать работу сети более эффективной при наименьших расходах на ее эксплуатацию.

Бесспорным остается такой факт: путь к получению дополнительных прибылей, рентабельности и даже к самой возможности продолжения бизнеса проходит по той сетевой инфраструктуре, которая имеется на сегодняшний день. Именно поэтому системы доступа оказались в центре внимания операторов связи, поставщиков услуг, корпоративных пользователей и регламентирующих органов.

Одна из основных проблем, стоящих перед всеми участниками этого процесса, состоит в необходимости поддерживать как традиционные, так и новые приложения и услуги без значительного увеличения текущих и основных расходов. Решить ее можно путем оптимизации существующей инфраструктуры доступа таким образом, чтобы она работала более эффективно, устойчиво и быстрее окупалась.

Используя технику RAD и ряда других ведущих поставщиков современного сетевого оборудования, операторы связи и корпоративные пользователи получают возможность перейти на простые, недорогие сети на основе коммутации пакетов, сохранив при этом все традиционные услуги с временным разделением каналов TDM, которых ожидают потребители.

С другой стороны, операторы связи и корпоративные пользователи могут реализовать преимущества ЛВС и других приложений и услуг нового поколения, не входя в расходы на замену существующих магистральных технологий, если они по-прежнему актуальны и еще не подлежат списанию. Поэтому в RAD считают, что принцип "любая технология поверх любой традиционной или новейшей сетевой инфраструктуры" работает на сохранность капиталовложений и непрерывное предоставление прибыльных услуг.

RAD Data Communications уже более 20 лет занимается решениями доступа для сетей общего пользования и корпоративных структур. В области НИОКР занято почти 30% сотрудников корпорации.

"Держа руку на пульсе современного телекоммуникационного рынка, наша компания первой предложила своим заказчикам такие уникальные и новаторские технологии, как TDM over IP, Resilient Fast Ethernet Ring, Fiber DSL и Compressed Voice System, позволяющие создавать более дешевые, простые и эффективные средства коммуникаций, - сказал Алекс Кушнир, руководитель отдела стран СНГ и Балтии RAD Data Communications. - При этом гибкость разработок облегчает нам адаптацию своих продуктов к требованиям различных специфических рынков и ОЕМ-партнеров".

Спектр выпускаемой продукции очень широк и включает многофункциональную платформу доступа, модемы с централизованным управлением для подключения пользователей по xDSL, устройства межсетевого взаимодействия и мультисервисные концентраторы, преобразователи скоростей и стандартов интерфейсов, аппаратуру для объединения локальных сетей и многое другое.

Гордостью RAD является высокое качество ее продуктов. Технологии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании, а также ее производственные процессы сертифицированы по стандарту ISO 9001/2000 (см. PC Week/RE, N 11/2002, c. 20). Все производство ведется без использования озоноразрушающих веществ.

Кроме того, сертификатом ICO 14001 отмечена система всесторонней экологической безопасности RAD, предназначенная для снижения количества вредных выбросов в процессе разработки, производства и поставки продукции и для предотвращения загрязнений окружающей среды.

Парк установленного оборудования компании превышает 8 млн. устройств, а клиентская база насчитывает свыше 150 операторов в различных странах мира. Поддержку пользователей осуществляют 19 представительств и более 200 дистрибьюторов в 105 странах.

Производственный корпус в Иерусалиме

В России работает 12 авторизованных партнеров RAD - четыре дистрибьютора ("Информсвязь", ЮНИ, "Телеинком ПК", Diamond Communications) и 12 системных интеграторов ("Совтел", "Датател", "Аквариус Консалтинг", IBS и др.). Как сказал Григорий Баранов, генеральный директор представительства RAD Data Communications в РФ, в нашей стране установлено более 250 тыс. единиц оборудования этой компании.

В 2003 г., по оценке Алекса Кушнира, российские продажи фирмы осуществлялись в такой пропорции: 62% операторам связи и ISP и 38% владельцам корпоративных и ведомственных сетей связи. Среди клиентов - "Связьинвест", Equant Russia, "ВымпелКом", МТС, "ТрансТелеКом", "МегаФон", "МТУ-Информ", Пенсионный фонд России, ЦБ РФ, РАО ЕЭС, "Транснефть", Газпром.

Из года в год наблюдается стабильный рост продаж в Россию: если в 1998 г. доля нашей страны в обороте RAD Data Communications составляла всего 3%, то в 2002-м - уже 10%. Роль российского рынка в бизнесе RAD продолжает возрастать: в конце прошлого года в Москве открылось представительство компании, а в начале нынешнего российскую столицу посетили Зоар Зисапель и Дарио Зиприс, вице-президент RAD Data Communications по продажам. Они провели переговоры с высокопоставленными лицами администрации связи страны, главами партнерских компаний и ведущих операторов.

Пресс-тур проходил в преддверии выставки "Связь-Экспокомм" и, естественно, представление новых разработок RAD в значительной мере свелось к демонстрации продукции, подготовленной для показа на московском форуме телекоммуникаций. Среди этих предложений - полный набор решений для передачи трафика Ethernet по сетям SDH/SONET и PDH, мультисервисный шлюз доступа Ethernet IP Mux-11, многопортовые мультиплексоры STM-1/OC-3 Optimux 1551 и 1553, оконечное устройство ACE-52 для прозрачного объединения ЛВС по сетям АТМ и многофункциональный узел доступа DXC-100.

Специалисты RAD убеждены, что подобное Ethernet- и АТМ-оборудование, мультиплексоры, кросс-коммутаторы чрезвычайно востребованы на российском рынке. Они нужны и корпоративным пользователям для развития сетей, и операторским компаниям для предоставления новых услуг на основе существующей инфраструктуры.