ОБЗОРЫ

По оценке аналитической компании CIMdata, которая специализируется на исследованиях в области систем управления информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла (Product Lifecycle Management, PLM), в 2003 г., несмотря на спад экономики, объем мирового рынка PLM вырос на 4%.

Рис. 1. Мировой рынок PLM

Аналитики сочли хорошим признаком существенное увеличение продаж новых лицензий - на 6%. Это отличает область PLM от других софтверных направлений, в которых сейчас не наблюдается особого притока новых пользователей. По словам президента CIMdata Эдда Миллера, рост инвестиций в PLM, причем не только в совершенствование имеющихся систем, но и в новые продукты, указывает на то, что предприятия оценили значение данной технологии для повышения прибыли и сокращения издержек. Это позволило аналитикам благоприятно оценить перспективы PLM-отрасли. В ближайшие пять лет объем продаж будет расти в среднем на 7,5% в год и к 2008-му достигнет 20,3 млрд. долл. (см. рис. 1).

Из чего состоит PLM

Характерная особенность рынка PLM - его сильная диверсификация. На нем работает множество компаний, поставляющих программные платформы, приложения и услуги. Одни фокусируются на отдельных направлениях - CAD/CAM, EDA, CAE и т. д., а другие выпускают комплексные системы для управления информацией об изделии в течение всего жизненного цикла. Кроме того, некоторые фирмы разрабатывают продукты не только для PLM, но и для других областей, а многие являются партнерами различных поставщиков. Поэтому компании часто не конкурируют, а сотрудничают друг с другом, создавая компоненты PLM-решений.

Рис. 2. Мировой рынок cPDM

Согласно CIMdata, рынок PLM состоит из двух сегментов: средства САПР (системы автоматизированного проектирования механического оборудования - CAD, электронных приборов - EDA, средства инженерного анализа инженерного анализа - CAE, программы для подготовки к производству - CAM и т. д.) и системы для коллективной работы с инженерными данными (collaborative PDM, cPDM). На этот раз, как и год назад (см. PC Week/RE, N 20/2002, с. 26), основной вклад в развитие рынка внес сегмент cPDM, который увеличился на 8%, до 4,5 млрд. долл. Аналитики уверены, что подъем продолжится: данный сегмент будет расти на 15% в год и в 2004-м достигнет 5 млрд. долл., а в 2008-м - 9 млрд. долл. (рис. 2).

В сегменте САПР темп роста ниже, но в целом динамика положительная. По прогнозу CIMdata, на протяжении пяти лет эта часть рынка PLM будет увеличиваться на 3,5% в год и к 2008-му составит 11,3 млрд. долл. Спрос на услуги и поддержку также стабильно растет.

Направления развития

Рассматривая сегмент cPDM, аналитики из CIMdata делят его на три части: комплексные системы, интеграция/консалтинг и специализированные продукты (для визуализации коллективной работы, управления документами, виртуального производства и т. д.). Половина этого сегмента приходится на долю поставщиков комплексных систем - Agile, IBM/Dassault, MatrixOne, PTC, SAP, UGS и др. Правда, по сравнению с 2002-м этот "кусок" сократился на 6% (в прошлом году они имели 56% рынка cPDM), но в натуральном выражении увеличился, поскольку вырос сам рынок. Аналитики объясняют этот рост тем, что заказчики продолжают расширять масштабы cPDM-систем, интегрируя их с другими КИС, например со средствами управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM). Кроме того, в последнее время поставщики комплексных систем начали выпускать специализированные пакеты для отдельных отраслей, благодаря которым предприятия смогли быстрее и с меньшими затратами внедрять PLM. В результате эта технология стала доступна не только крупным, но и средним предприятиям (к таковым CIMdata относит компании с годовым оборотом менее 1,5 млрд. долл.). Аналитики отмечают стабильный рост спроса именно среди этой категории заказчиков.

Рис. 3. Лидеры рынка PLM в 2003 г. (прямой доход)

У независимых консультантов и системных интеграторов (Accenture, Deloitte, T-Systems, Rand Worldwide и т. д.) доля рынка cPDM за год выросла на 5% (до 33%). По мнению аналитиков, это связано с общим ростом спроса на услуги внедрения PLM-систем, а также с укреплением сотрудничества внедренцев с поставщиками комплексных систем. Сегмент специализированных продуктов, на котором работают Centric, Cimmetry, CoCreate и многие другие, увеличился на 1% (до 17%). В этой области продолжают пользоваться спросом средства планирования и моделирования производства (Manufacturing Planning and Modeling, MPM): ведущие позиции здесь занимают компании Dassault с системой Delmia, UGS PLM Solutions с продуктом e-Factory, а также фирмы Polyplan и Tecnomatix.

Главные игроки

Хотя на рынке PLM работает много компаний, большинство из них выпускают программы для разных областей и лишь немногие целиком посвятили свою деятельность только этой отрасли. CIMdata подсчитала доходы ведущих поставщиков (рис. 3).

Рис. 4. Лидеры рынка PLM в 2003 г. (доход вместе с партнерами)

На этот раз альянс IBM/Dassault уступил пальму первенства корпорации EDS. Недавно она продала свое PLM-подразделение (см. PC Week/RE, N 11/2004, с. 35), но в результаты прошлого года вошли доходы и подразделения UGS PLM, и самой EDS (от услуг в области PLM). Альянсу IBM/Dassault досталось второе место, а в остальном расстановка сил не изменилась: SAP, PTC, MatrixOne и Agi-le+Eigner (в минувшем году первая компания купила вторую). И хотя многим из них основной доход до сих пор приносит САПР, доля cPDM постоянно растет (см. рис. 3). Если рассматривать отдельно сегмент cPDM, то оказывается, что оба чемпиона - EDS и IBM/Dassault - получили основной доход за счет услуг. Дело в том, что эти игроки имеют мощные сервисные подразделения, которые обслуживают пользователей не только своих продуктов, но и других поставщиков, в том числе и друг друга.

Все лидеры рынка PLM распространяют продукты и услуги самостоятельно и через партнерские сети, включающие системных интеграторов, реселлеров, консультантов и т. д. Эти партнеры неплохо зарабатывают на рынке PLM, хотяи гораздо меньше своих вендоров. Любопытно, что у альянса IBM/Dassault объединенный доход с партнерами оказался выше, чем у EDS (см. рис. 4).

PLM как решающий фактор в конкурентной борьбе

По словам Эдда Миллера, в последнее время руководители предприятий все больше проникаются идеями PLM. Они понимают, что эта технология позволяет более эффективно управлять информацией об изделиях и технологическом оборудовании в масштабе всей организации, а благодаря поддержке коллективной работы дает возможность повысить производительность труда сотрудников. В результате предприятие может получить большую отдачу от своих интеллектуальных ресурсов и стимулировать новаторство, быстрее выпуская на рынок новую продукцию. Поэтому не удивительно, что в нынешних условиях жесткой конкуренции топ-менеджеры обратили внимание на эту перспективную технологию. Ведь без нее им будет трудно одолеть соперников.