ДОКУМЕНТООБОРОТ
За последние годы задачи автоматизации документооборота явно переместились из области жарких дискуссий о необходимости их решения с помощью ИТ в рутинную сферу реализации конкретных процессов. Отечественный рынок соответствующего ПО вроде бы уже давно поделен между ведущими российскими и зарубежными поставщиками. Но размеренный характер деловой активности в этом секторе представляется таковым лишь на первый взгляд: большинство специалистов сходятся во мнении, что решение задач управления документами и деловыми процессами в полном объеме еще впереди и нас ожидает появление новых игроков.
В какой-то степени подтверждением данного тезиса стало проведение в Москве 7 апреля семинара для заказчиков и пресс-конференции, на которых петербургская компания Digital Design познакомила присутствующих с очередной новой версией своей системы автоматизации документооборота DocsVision 3.0.
DocsVision, конечно, нельзя назвать новичком в этом сегменте рынка: предыдущие варианты продукта регулярно демонстрировались на различных мероприятиях и имеют собственную историю внедрения. Отличительной же чертой текущего момента является попытка питерской компании вывести предлагаемое решение на качественно новый уровень как в технологическом, так и в маркетинговом плане.
Представляя DocsVision 3.0, специалисты Digital Design подчеркивали, что это не традиционное ПО для автоматизации документооборота, а комплексная платформа, на базе которой можно строить интегрированную систему управления предприятием. И вообще нужно отметить, что в выступлениях докладчиков довольно часто звучали превосходные степени оценки своего продукта.
В частности, генеральный директор компании Андрей Федоров ключевым отличием DocsVision от других российских продуктов аналогичного профиля назвал то, что решение Digital Design изначально создавалось как интеграционная платформа, а не как пакет для выполнения отдельных функциональных задач. Соответственно в качестве аналогов назывались ведущие западные продукты (Lotus, Documentum, Hummingbird). Конкурировать с ними питерская фирма собирается, используя лозунг: "Тот же функционал за меньшие деньги". Руководитель Digital Design сообщил также, что общие инвестиции компании в продукт DocsVision составили 300-500 тыс. долл., а на версию 3.0 было потрачено около 200-250 тыс. долл.
С точки зрения архитектуры система DocsVision 3.0 состоит из двух типов компонентов:
· ядро системы. Это собственно программная платформа, обеспечивающая тесное взаимодействие всех приложений и программ. Она включает в себя средства моделирования приложений, сервер приложения и базовое клиентское обеспечение системы;
· интегрированные приложения на платформе. В настоящее время созданы модули "Делопроизводство" и "Управление процессами", в стадии разработки находятся "Управление качеством", "Управление договорными процессами". В ближайших планах - реализация механизмов интеграции с продуктами Microsoft Business Solutions.
Особое внимание докладчики уделили новому модулю "Управление процессами", который представляет собой полнофункциональный WorkFlow-сервер и систему описания сложных процессов обработки информации в организации. Основными возможностями этой подсистемы являются совместимость со стандартами описания бизнес-процессов, создание библиотеки шаблонов бизнес-процессов организации, исполнение и мониторинг процессов, синхронизация стадий обработки документов по времени и по событиям, динамическое изменение процесса в зависимости от условий исполнения.
По словам представителей Digital Design, в настоящее время уже несколько десятков крупных заказчиков по всей стране используют системы, построенные на базе различных версий DocsVision. В качестве примера применения последней версии 3.0 было рассказано о проекте, реализуемом в Минэкономразвития РФ, по созданию каталога электронной библиотеки. Проект в целом рассчитан на два года и проходит в три этапа. Первый закончился в ноябре прошлого года: была проведена опытная эксплуатация системы на 20 рабочих местах. Следующий завершился в начале нынешнего года, и сейчас число пользователей DocsVision составляет около 200 человек, в ней ежедневно регистрируется до 1000 документов. В рамках третьего этапа до конца 2004 г. планируется подключить еще 500 чиновников, работающих на пяти разных площадках заказчика. В долгосрочной перспективе ожидается интеграция электронной библиотеки с другими компонентами ИС министерства.
Комментируя представление данного проекта, все же стоит отметить, что он не в полной мере отражает потенциал DocsVision 3.0, но пока в его рамках решаются весьма обычные для нашей страны задачи делопроизводства.
На прошедшем мероприятии было также объявлено об изменении стратегии продвижения продукта на рынок, которая, в частности, подразумевает переход от схемы прямых поставок к работе через партнерскую сеть. Но тут питерской компании нужно будет еще многое сделать, чтобы догнать московских конкурентов, уже давно использующих такую бизнес-модель. В целом же стоит еще раз отметить, что на прошедшем мероприятии Digital Design анонсировала довольно амбициозные планы, успех реализации которых мы сможем оценить в будущем.