ИНТЕРВЬЮ

Одна из главных тем прошедшего в конце марта в Москве форума по программным решениям IBM (см. PC Week/RE, N 12/2004, с. 2) - изменения в стратегии продвижения на рынок ПО корпорации. Именно они были в центре внимания беседы обозревателя PC Week/RE Андрея Колесова с директором по маркетингу программного обеспечения IBM/EMEA Андреасом Туерком, который выступал на этой конференции c докладом о новой стратегии деятельности корпорации в софтверной сфере.

PC Week: Мы с вами говорили о принципах работы IBM в софтверной сфере два года назад (см. PC Week/RE, N 14/2002, c. 24). Тогда наша беседа началась с обсуждения кризисной ситуации на мировом ИТ-рынке. Как бы вы охарактеризовали обстановку в настоящее время?

Андреас Туерк

Андреас Туерк: За эти два года ситуация, конечно, несколько выправилась. Главная проблема заключалась даже не в том, что у заказчиков не было денег на ИТ. Хуже то, что у них возникло принципиальное сомнение в ценности ИТ. Ведь в конце прошлого века была очень популярной идея о том, что реализация крупных ИТ-проектов поможет радикально решить все бизнес-задачи предприятий и быстро окупить инвестиции.

За время кризиса (два-три последних года) мировой ИТ-рынок практически не рос (я, конечно, не имею в виду Россию - тут мы наблюдаем иную ситуацию). Сейчас спрос на ИТ явно возрастает, но теперь заказчики гораздо лучше знают, что им действительно нужно. Реализуемые ими ИТ-проекты не просто менее масштабные, чем ранее, они более четко сфокусированы на решении вполне конкретных проблем, а компании более жестко подходят к вопросам окупаемости.

Но с точки зрения ИТ-бизнеса самое главное то, что поток инвестиций в отрасль возобновился, кризис в целом миновал.

PC Week: Да, ИТ-рынок восстанавливается, но создается впечатление, что в новых условиях взаимоотношения поставщиков и заказчиков будут несколько иными, чем четыре-пять лет назад, не столь идеалистическими.

А. Т.: Да, клиенты гораздо строже относятся к использованию новых технологий. Ведь раньше подход "сначала создадим инфраструктуру, а потом будем решать, чем ее наполнять и как применять" встречался довольно часто. Теперь такого нет и не будет, по крайней мере в видимой перспективе. Идет фокусировка не на технологии, а на бизнес.

PC Week: В нашем разговоре два года назад я спросил, не собирается ли IBM как-то менять свою стратегию в области ПО с учетом уроков кризиса. Вы тогда сказали примечательную фразу о том, что правильно выбранная стратегия тем и хороша, что не нуждается в существенной коррекции при изменении конъюнктуры. А вот сейчас мы видим другое: отрасль на подъеме, а IBM как раз объявляет об обновлении стратегии. Хотя я думаю, имеются в виду, конечно, не какие-то радикальные преобразования, а именно коррекция курса.

А. Т.: Вы правы, речь идет скорее о некотором эволюционном процессе, без революций. Раньше мы делали ставку на автономное продвижение своих основных брендов (тогда их было четыре) с акцентом на модульную реализацию продуктов на базе открытых стандартов. Развитие этих продуктов продолжается именно на таких принципах.

Но у заказчиков изменился подход к выбору нужных им технологий, они хотят покупать не всю программную платформу целиком, а лишь те продукты, что им действительно нужны. Разобраться же в обилии предложений довольно сложно; кроме того, они хотят решать свои бизнес-задачи последовательно. Именно этим определяется появление нашей инициативы "бизнес по требованию" (business on demand) и смещение акцентов с поставки горизонтальных решений на вертикальные.

Стратегия IBM, технологические принципы реализации наших продуктов (модульность, открытые стандарты) заключаются как раз в том, что они позволяют выполнить такую переориентацию достаточно просто. И еще один важный момент: наша стратегическая нацеленность на работу в сегменте ПО промежуточного слоя (middleware) остается неизменной. Мы не собираемся заниматься бизнес-приложениями на уровне конечных пользователей. Как видите, меняются только методы продвижения продуктов, а не какие-то базовые принципы.

PC Week: Но именно это должно затронуть взаимодействие с партнерами, на плечи которых ложится основная нагрузка продвижения ПО. Будут ли как-то меняться ваши отношения с ними?

А. Т.: Некоторые изменения действительно происходят, и они во многом отвечают тем пожеланиям, которые мы слышим от партнеров. Это, в частности, касается более дифференцированного подхода к разным группам партнеров: разработчикам, системным интеграторам, реселлерам. В отношении первых мы переносим акцент сотрудничества с тех, кто делал базовые горизонтальные продукты, на компании, занимающиеся созданием вертикальных решений.

PC Week: Но в таком случае нужно иметь в виду, что подобные решения имеют не только отраслевую, но и национальную специфику. Как вы собираетесь учитывать это при работе именно с российскими заказчиками и партнерами? Например, для наших компаний являются очень актуальными задачи интеграции зарубежного и отечественного ПО в области ERP. Будут ли вертикальные решения IBM учитывать местные особенности?

А. Т.: Да, конечно. В середине марта мы открыли в Москве Центр инноваций IBM (см. PC Week/RE, N 11/2004, с. 1), одной из главных задач которого является как раз адаптация наших продуктов для местного рынка. Это 23-й такой центр в мире и 10-й в Европе. Данное событие показывает, что мы очень внимательно относимся к нашей деятельности в России и готовы расширять сотрудничество с вашими компаниями.

PC Week: Сегодня для клиентов на первый план выходят задачи с максимальной интеграцией уже установленных решений, более рациональный подход к затратам на внедрение новых технологий. Мне кажется, что обновленная стратегия IBM также технологически нацелена на решение интеграционных задач.

А. Т.: Интеграция называется заказчиками в качестве первоочередных проблем. Правда, Россия имеет определенную специфику: маркетинговые исследования показывают, что здесь клиенты на первое место ставят задачи автоматизации. Но я бы не назвал интеграционный подход новым для IBM - мы этим занимались всегда. Другое дело, что теперь мы делаем это с учетом особенностей различных вертикальных отраслей.

PC Week: Мне хотелось бы поговорить и о других аспектах деятельности IBM в области ПО. Год назад у вас появился новый бренд - Rational (см. PC Week/RE, N 7/2004, с. 32). Как происходит интеграция этого крупного игрока софтверного рынка в бизнес IBM и, самое главное, что волнует разработчиков: как изменилось позиционирование Rational на рынке? Будет ли сохраняться его независимость относительно различных конкурирующих платформ, в первую очередь Java и .NET?

А. Т.: Позиционирование бренда Rational на рынке не изменилось. IBM намерена сохранять его платформенную независимость и расширять возможности этой группы продуктов с учетом наличия у корпорации собственных технологий.

PC Week: Однако анализ развития продуктов Rational за минувший год показывает заметное смещение акцентов в сторону Java.

А. Т.: Опасения в отношении ущемления интересов .NET напрасны. Мы будем поддерживать обе платформы в равной степени. Другое дело, что Microsoft в последнее время все чаще воспринимает Rational в качестве своего конкурента. В условиях же соперничества обеспечить равную поддержку разных платформ довольно сложно. Но это - следствие стратегии не IBM, а ее конкурентов. Для нас же поддержка платформы Microsoft очень важна.

PC Week: У IBM исторически были очень сильные позиции в области языков программирования, компиляторов. Как раз этого нет у Rational. Не собирается ли IBM Rational заполнить эту нишу?

А. Т.: Таких планов у нас нет.

PC Week: А как вы оцениваете ситуацию в Java-мире? С одной стороны, нет никаких сомнений, что эта платформа является очень успешной и имеет хорошие перспективы. Но там все время наблюдаются опасные центробежные тенденции, которые угрожают главному достоинству данной платформы: наличию единых стандартов. Появление расширений Java у разных поставщиков - это нормально, но оно должно проходить к каких-то рамках. Находится ли этот процесс под контролем?

А. Т.: Думаю, что да, этот процесс вполне управляем. Все помнят уроки UNIX и понимают, что отход от стандартов допустим только в очень разумных пределах. Сейчас вряд ли кто рискнет пренебречь едиными стандартами и пуститься в автономное плавание. По крайнем мере, IBM этого точно делать не будет.

PC Week: Аналогичный вопрос относится к Linux, там имеются такие же угрозы. ИТ-общественность, например, была озабочена началом выпуска корпорацией Sun собственных серверных и клиентских ОС на базе ядра Linux, увидев в этом нарушение сложившихся сфер влияния. Есть подобные планы у IBM?

А. Т.: У нас есть своя UNIX-система - AIX. Мы обеспечиваем широкую поддержку Linux, все наши продукты Middleware могут работать в этой среде. Но создавать собственные дистрибутивы Linux IBM не намерена и будет продолжать усилия по сохранению единства этой ОС.

PC Week: Хотелось бы вернуться к российскому ИТ-рынку. Как изменился за последние годы софтверный бизнес IBM в нашей стране?

А. Т.: Российский рынок очень динамично развивается, и его важность для IBM возрастает. Мы можем с удовлетворением констатировать, что бизнес IBM здесь растет более высокими темпами, чем рынок в среднем, т. е. доля нашего присутствия увеличивается. При том что здесь работают уже все основные мировые ИТ-поставщики. Экономическая и политическая стабильность, реализация крупных проектов, в частности "Электронной России", делает вашу страну очень привлекательной для бизнеса IBM. Мне очень приятно констатировать, что многое, о чем два года назад мы говорили как о возможностях, сегодня стало реальностью.

Версия для печати