Наверное, не стоит много говорить о важности правильного подбора ключевых слов для успеха сайта. Ведь именно по ним его будут искать будущие посетители, а следовательно, потенциальные клиенты вашей компании.

Одна из главных ошибок, допускаемых веб-мастерами, заключается в их стремлении подобрать ключевые ко всему в целом, а не для каждой страницы в отдельности, в то время как совершенно очевидно, что любая страница должна содержать свой собственный набор таких слов. Я видел множество сайтов, где на первой же странице автор старался разместить всю наиболее существенную информацию в теге ключевых слов. Его можно понять, ведь первая страница - своего рода визитка сайта, и именно с нее большинство роботов (поисковых машин, или, как их часто называют, поисковиков) начинают индексацию сайта при первом визите. Но проблема-то в том, что такой робот при поиске релевантной к запросу информации выдает не сайт - он может содержать в себе разнообразную информацию, - а конкретную страницу. И кроме того, очень трудно бывает определить тематику для того или иного сайта в целом. Хотя в последнее время много говорится о тематических поисковых машинах, которые могут сами определять тематику сайта. Как это делается технически - неважно, скажем только, что, например, Google уже с самого начала своего существования был тематическим поисковиком.

Здесь, наверное, следует упомянуть о трех поколениях поисковых машин. Итак, поколение первое. Эти поисковики уделяли внимание таким моментам, как частота ключевых слов на странице, ее заглавие, место размещения ключевых слов в теле страницы и т. д. Среди прочих факторов значительную роль играли и метатеги - KEYWORDS, DESCRIPTION и др. Также желательно было, чтобы доменное имя и URL страницы содержали ключевые слова; правда, использовать их, имея сайт на кириллице, почти невозможно, поскольку поддержка кирилличных доменов и сейчас существует лишь на бумаге.

Второе поколение, расцвет которого мы наблюдаем сегодня, добавило к упомянутым выше факторам, влияющим на оценку релевантности, такие, как количество внешних ссылок (индекс цитирования), сами характеристики этих ссылок (текст ссылки, релевантность ресурса, на котором она находится), число прохождений по конкретной ссылке с данного поисковика, и некоторые другие.

Третье поколение вот-вот появится на свет. Его вооружат тезаурусами, и оно будет различать разные грамматические формы слов. Эти машины смогут создавать собственные карты, позволяющие отфильтровывать разные методы искусственного завышения популярности сайта. Уже сегодня "Яндекс" умеет различать русские словоформы и достаточно грамотно находит релевантные к данному запросу страницы, несмотря на различия в падежах. Вы сами в этом легко можете убедиться, задав в поисковой строке "Яндекса" любой запрос, содержащий существительное в любом косвенном падеже.

Таким образом, мы видим, что все большую и большую роль для поисковых машин начинает играть текстовое содержание ресурса, в частности страницы. Итак, как же сделать страницу, которая могла бы пробиться на вершину рейтинга по вашему ключевому слову? Давайте детально рассмотрим, какие внутренние факторы влияют на рейтинг страницы.

Частота ключевых слов. Мнения экспертов об оптимальной частоте повторения ключевых слов расходятся значительно. Одни утверждают, что частота ключевых слов не должна выходить за пределы 3-5%, другие считают оптимальной цифру от 5 до 7%. Я слышал даже мнение, что максимальная величина должна приближаться к 15%! На мой взгляд, это значительный перебор. Возьмите любой текст по любой тематике, состоящий из 100 слов, и посчитайте количество повторений слова или фразы, выражающих тематику текста. Я очень сомневаюсь, что вы найдете текст, где эта величина будет превышать 6%. Разве что это будет текст рекламного характера, или, переводя на язык поисковиков, - спам. Алгоритмы всех поисковых машин нацелены на то, чтобы оградить пользователей от спама и представить как можно более важную и релевантную информацию. Думаю, выходить за рамки 3-5, в исключительных случаях 6% не следует.

Размещение ключевых слов. Наверное, наиболее важным элементом страницы, где уж наверняка нужно размещать ключевые слова, является текст ссылки. Ссылка является внешним фактором, придающим странице больше релевантности, то есть она мало влияет на рейтинг страницы, на которой находится, но существенно влияет на рейтинг той, к которой ведет. Не далее чем год назад по миру прокатилась волна Google bombing, отчего пострадал даже нынешний президент США Джордж Буш. Проверьте сами: наберите в поисковой строке Google фразу "miserable failure" ("жалкий неудачник") и посмотрите, какой сайт будет на первом месте в результатах поиска. Да, это будет сайт с официальной биографией Буша младшего. В чем суть данного явления? Почему этот сайт вышел на первое место, ведь на странице вы, если пройдетесь по ссылке, не найдете ни того ни другого слова из приведенной комбинации? Дело в том, что группа веб-мастеров из разных стран (правда, в основном состоящая из американцев) договорилась одновременно разместить у себя на страницах или в блогах ссылку, содержащую эти слова. Текст ее в коде HTML выглядел следующим образом: http://href=/miserablefailure</A" href="www.whitehouse.gov/president/gwbbio.html">miserablefailure</A > Google, обнаружив такое количество одинаковых ссылок, текстом, обещающим, что пройдя по ссылке вы найдете информацию о "жалком неудачнике", проиндексировал сайт Джоржа Буша как наиболее важный по этому запросу.

Другим по важности элементом страницы является заголовок абзаца , причем внимание следует уделять только первым трем из них, H1-H3. Самый крупный шрифт обозначается тегом Н1, далее - по ниспадающей. Такие заголовки желательно размещать в самом верху, поближе к началу страницы, поскольку не все поисковые роботы прочитывают ее до конца. Старайтесь использовать как минимум два-три заголовка на странице и обязательно помещайте внутри них ваши тематические ключевые слова и фразы. Если вам по какой-либо причине не подходит использование этих элементов - в силу требований дизайна страницы или потому, что заголовок Н1 выведет пользователю довольно-таки большую надпись, чего вы хотите избежать, - вы можете задать параметры этого элемента, прибегнув к каскадным стилям CSS. При этом желательно размещать стили в отдельном файле. Похожий, хотя и не настолько сильный эффект имеют слова, выделенные полужирным шрифтом.

Метатеги. Как я уже говорил в начале статьи, помещение ключевых слов в метатеги KEYWORDS и DESCRIPTION сейчас не имеет такой важности, как прежде, во времена расцвета первого поколения поисковых машин. Но пренебрегать ими рано. Разумеется, поисковый робот не придаст им значения, в некоторых случаях даже не прочитает их, но многие поисковики воспользуются ими как руководством по индексации страницы и при наличии определенного количества повторений ключевого слова в самом теле страницы выставят ей достаточно высокий балл. В отличие от предыдущих тегов, тег заголовка TITLE будет прочитан обязательно. После того как я посоветовал моему знакомому заменить банальный Index на заголовок, содержащий термин, по которому он хотел пробиться в рейтинг, за несколько недель его сайт взлетел на 15 позиций вверх и теперь уверенно присутствует на первой странице поиска в Google, Yahoo и "Яндексе" и хотя термин был использован узкоспециализированный, я сам, честно говоря, такого результата не ожидал.

Альтернативный текст изображений. Старайтесь все изображения на ваших страницах дополнять альтернативным текстом, атрибутом . Тому есть несколько причин. Во-первых, текст будет прочитан роботом и ему будет уделено значительное внимание. Во-вторых, данный текст, поскольку его читают голосовые синтезаторы, поможет людям, имеющим проблемы со зрением. В Великобритании недавно был принят закон об обязательном использовании альтернативного текста к изображениям с целью облегчить работу в Интернете людям с ослабленным зрением.

При создании и оптимизации сайта порой бывает очень трудно проследить за всеми нюансами размещения ключевых слов, особенно если сайт довольно большой. Тут вам очень даже могут пригодиться оптимизационные программы, о которых я уже упоминал в своей предыдущей статье (см. PC Week/RE, N 5/2004, с. 25), хотя и в несколько другом контексте.

Web Position Gold (www.webposition.com) - самая раскрученная на мировом рынке оптимизационных программ торговая марка, которая предоставит вам детальный отчет о состоянии оптимизации вашего сайта на данный момент и выдаст рекомендации по исправлению ошибок.

NetPromoter (http://Net-Promoter.com/ru) - единственный на российском рынке пакет оптимизационных программ, позволяющий провести процесс раскрутки сайта от начала и до конца. Модуль анализа страниц даст возможность проанализировать страницы вашего сайта с точки зрения Google и других основных поисковиков и вывести конкретные способы оптимизации сайта.

Подбор ключевых слов. Это, наверное, главная головная боль всех веб-мастеров. Неправильно подберете ключевые слова, и либо вас никто не найдет из-за низких мест в рейтинге, либо просто и искать не будут по тем словам, которые вы использовали. Я уже писал о некоторых инструментах и приемах, которые помогают упростить эту работу, сейчас же остановимся на нескольких из них подробнее.

Итак, первый и наиболее простой способ - мозговой штурм. Сядьте поудобнее и вообразите себя клиентом, который ищет ваш товар. На данном этапе записывайте все идеи, приходящие вам в голову, ничего не отфильтровывайте. Попросите своих сотрудников, друзей, родственников проделать ту же процедуру - этот метод иногда помогает найти воистину гениальные решения.

Еще один способ (правда, он подойдет только тем, у кого уже есть функционирующий сайт): анализ серверных лог-файлов, сохраняющих среди всего прочего информацию о тех словах, что задавал посетитель в строке поиска, прежде чем найти ваш сайт.

Есть специальные онлайновые сервисы и программы, используя которые вы сможете подобрать список слов, так или иначе связанных с вашим видом деятельности. Особо отметить следует три из них.

Мета-поисковая машина Overture, которая к тому же является крупнейшим pay-per-click-аукционом, предоставляющим рекламное место в Google, предлагает бесплатный сервис поиска релевантных ключевых слов. Этот сервис не только располагает списком ключевых слов и фраз, но и показывает количество запросов по данному термину, сделанных за последний месяц. При этом Overture прекрасно обслуживает как латинские, так и кирилличные запросы. Находится он по следующему адресу: http://inventory.overture.com/d/searchinventory/suggestion/.

В отличие от Overture онлайновый сервис Word Tracker (www.wordtracer.com) - платный. Правда, работает он чересчур интересно: Когда вы вводите слова на русском, он достаточно квалифицировано выводит вам список синонимов, но - внимание! - на английском. Это, согласитесь, создает некоторые проблемы для наших пользователей.

Из программ, которые помогут вам подобрать список родственных слов, следует отметить пакет NetPromoter (Net-Promoter.com/ru), в котором есть встроенная утилита подбора релевантных слов, работающая по тому же принципу, что и Overture.

С автором статьи можно связаться по адресу: ykobersky@ukr.net.

Версия для печати