ПОРТАЛЫ
Анализирующая ИТ-рынок фирма Gartner Group опубликовала в конце марта свое традиционное, в форме "волшебного квадрата", исследование, посвященное на этот раз представленным на рынке порталам.
"Волшебный квадрат" Gartner Group состоит из четырех областей или групп. В группу "лидеры" включены порталы компаний IBM, BEA, SAP, Oracle, PeopleSoft, Sun, Plumtree и Vignette; в группу "бросающие вызов" - продукты Microsoft, Novell, Fujitsu и Computer Associates; в группу "провидцы" - продукты BroadVision, Hummingbird, Sybase и Open Text; в группу "нишевые" (специализированные) - порталы фирм webMethods, Tibco, SeeBeyond, ATG, Day и abaXX.
В сравнении с предыдущим квадратом по порталам, опубликованным в мае 2002 г., изменения невелики: тогда портал фирмы Epicentric, позднее купленной Vignette, был помещен к "провидцам", теперь его оценку повысили и продукт перевели в "лидеры". Портал Sybase, наоборот, совершил обратное движение. В сравнении с 2002-м на повышение пошли порталы Oracle и PeopleSoft, вошедшие в группу лидеров, а также продукты Microsoft и Novell, включенные в разряд "бросающих вызов".
Оценка Gartner Group, в отличие от других исследовательских компаний, является интегральной: в ней учитываются не только технические характеристики, но и рыночная доля, стратегия продвижения, финансовое положение поставщика и т. д. Отсюда и предпочтение порталов, которые являются частью более широкого предложения - сервера (или платформы) приложений, интеграционной платформы, ERP-комплекта от крупных поставщиков в сравнении с "чистыми" (pure-play) порталами от небольших компаний.
Для такого подхода есть основания: организациям, которые ориентируются на одного поставщика ПО (Microsoft, IBM, Oracle и др.), при выборе портала имеет смысл прежде всего рассмотреть продукт этого же поставщика, так как в таком случае гарантируется взаимодействие всех продуктов. Но списывать "чистые" порталы не стоит, принятие, хотя и медленно идущее, отраслевых стандартов, прежде всего в области Web-сервисов, повышает их шансы, поскольку при этом в принципе снимается (по меньшей мере значительно снижается) зависимость пользователей от конкретного поставщика - в случае необходимости можно легко перейти на другой портал. А что касается собственно портальной функциональности, то эти продукты всегда на шаг, а то и на два обгоняли порталы от широкопрофильных софтверных компаний. Кроме того, "чистые" порталы, как правило, исходно разрабатывались для разнородной ИТ-инфраструктуры и при этом особое внимание уделялось "открытости" портала, обеспечению его работы с широким, насколько это возможно, спектром ПО.