МОБИЛЬНЫЕ ПК
Ноутбук из атрибута престижности, каковым он был еще лет пять назад, постепенно превращается в продукт массового спроса, используемый и в качестве орудия труда, и как средство для развлечений. По данным ITResearch, объем российского рынка мобильных ПК в прошлом году превысил 300 тыс. единиц (см. PC Week/RE, N 10/2004, с. 1), что почти на 70% выше уровня 2002-го (корпорация Intel дает менее оптимистические оценки, согласно которым объем соответствующего рынка составил только 235 тыс. шт., а рост - 42%).
Причины роста популярности портативных ПК объясняют не только свойственными им достоинствами (в том числе компактностью), но и заметным снижением цен, наблюдавшимся за последние пару лет. В частности, ноутбук начального уровня стал сопоставим по цене с настольным ПК, оснащенным ЖК-монитором. Благодаря этому значительно повысился спрос на мобильные ПК со стороны компаний из сегмента малого бизнеса, а также в потребительском секторе.
При этом сбыт ноутбуков развивается намного динамичнее сегмента настольных компьютеров: в странах региона EMEA, например, средние темпы прироста рынка настольных и портативных ПК составили (по итогам прошлого года) соответственно 13 и 38%. В нашей стране, по прогнозам аналитиков, среднегодовые темпы роста объема рынка мобильных устройств в ближайший период будут достигать 40-50%. Как считают в Intel, в нынешнем году объем российского рынка ноутбуков вырастет до уровня 355 тыс. устройств, при этом темпы его роста превысят 62%.
Анализ структуры рынка показывает, что сбытом ноутбуков в России занимается около 70% местных партнеров Intel. Большинство из них (81%) предпочитает перепродавать ноутбуки известных зарубежных поставщиков (к примеру таких, как HP или Toshiba), и лишь незначительная часть компаний (5%) продает собственные ноутбуки (остальные 14% занимаются сбытом ноутбуков других локальных сборщиков - Rover Computers, iRu и др.).
Подобная картина существенно отличается от ситуации, сложившейся к настоящему времени в сегменте настольных ПК, где доминируют компьютеры отечественной сборки и где очень многие российские компании стремятся продавать устройства собственного производства под своей торговой маркой.
Между тем развитие технологий достигло такого уровня, что собрать ноутбук теперь ничуть не сложнее, чем более привычный настольный ПК. Например, в Intel большое будущее видят как раз на пути сборки ноутбуков "широким кругом местных производителей".
От компонентов - к платформам
Мнение о перспективности такого сценария разделяют и в ELKO Group (www.elko.ru). Более того, менеджер расположенного в Риге центрального офиса группы Эрик Микельсон считает работу дистрибьюторской компании на рынке мобильных компьютеров обязательной. "Если мы не будем представлены в этом сегменте, то станем терять доходы от продажи комплектующих для настольных систем", - поясняет он коммерческую сторону вопроса, ссылаясь на растущий удельный вес портативных систем в общей структуре рынка ПК.
На протяжении нескольких лет ELKO весьма активно развивала направление бизнеса, связанное с продажей мобильных компьютеров, и добилась, в частности, хороших результатов в сбыте продукции Acer и Fujitsu Siemens.
Однако зарабатывать на ноутбуках известных компаний становится все труднее. Стремясь сохранить собственные прибыли в условиях растущей конкуренции, десяток крупнейших мировых поставщиков оказывают ценовое давление как на тайваньских производителей портативных ПК, так и на реселлеров, контролируя таким образом ситуацию на рынке ноутбуков. Дистрибьюторам становится невыгодно продавать мобильные компьютеры популярных торговых марок и по другой причине: поставщики часто сами организуют прямые продажи (используя для этих целей Интернет).
Выход из сложившегося положения в ELKO видят в том, чтобы местные фирмы наладили выпуск и продажу собственных ноутбуков. До недавних пор дистрибьюторская компания предлагала своим дилерам аксессуары (портативные мыши, сумки для транспортировки ноутбуков) и отдельные компоненты (2,5-дюймовые жесткие диски Fujitsu и Seagate, модули оперативной памяти, процессоры, устройства беспроводной связи), которые можно использовать в лучшем случае для модернизации мобильных ПК.
Характеризуя данное направление деятельности ELKO, генеральный менеджер московского офиса Александр Будилов отметил, что компания первой начала поставки в нашу страну мобильных жестких дисков Seagate и, кроме того, была отмечена почетным званием лучшего дистрибьютора мобильных процессоров Intel в России и странах СНГ.
Теперь в продуктовом портфеле ELKO имеются практически все необходимые для сборки ноутбуков компоненты: на прошедшем в Москве семинаре компания объявила о начале поставок в Россию мобильных платформ. Пока это предложение ограничено тремя платформами производства AOpen/Wistron и парой платформ, выпускаемых Inventec. Однако в ELKO уже готовы к сотрудничеству и с другими тайваньскими производителями с целью расширения модельного ряда предлагаемых для досборки платформ.
Среди представленных ELKO платформ, к примеру, трехшпиндельная модель с 15-дюймовым XGA-экраном (предусматривает установку процессора Pentium 4 с частотой до 3,06 ГГц) и высокопроизводительная 15-дюймовая SXGA-модель, рассчитанная на установку Pentium M нового поколения с частотой до 2 ГГц.
По словам г-на Микельсона, стоимостная разница между портативными ПК, собранными на базе поставляемых ELKO платформ (их цена варьируется от 900 до 1300 долл.), и ноутбуками известных марок составит 10-15% в сегменте устройств начального уровня и от 15 до 30% - в сегменте производительных мобильных компьютеров.
Все готово к сборке ноутбука
Более низкая цена устройств - не единственное, да и не главное преимущество, которое могут обеспечить локальные сборщики ноутбуков. К таковым можно отнести и возможность сборки мобильного ПК под заказ, и лучшие условия по модернизации и ремонту устройств и т. п.
Менеджеры ELKO продемонстрировали участникам семинара процесс сборки ноутбуков на основе платформ AOpen/Wistron и типовых компонентов. Как заверили представители дистрибьюторской компании, прошедший семинар открыл цикл ориентированных на партнеров мероприятий. Они пройдут в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Красноярске. Комплексная программа ELKO по развитию мобильного бизнеса, начинаемая компанией во II квартале, будет включать, в частности, вопросы расширенной сервисной и маркетинговой поддержки партнеров.