КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Петр Чачин    

11 мая в Москве открывается 16-я международная выставка систем связи, компьютеров и оргтехники "Связь-Экспокомм-2004" (www.svyazexpo-online.ru), организуемая компаниями "Экспоцентр" и E. J. Krause & Associates при поддержке Министерства транспорта и связи России, Федерального агентства по промышленности и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ.

Сфера инфокоммуникаций страны уже более десяти лет продолжает развиваться ускоренными темпами, заметно опережая другие секторы экономики. Общий доход отрасли связи и ИТ за 2003 г. составил 387,4 млрд. руб., что на 41,8% больше уровня 2002 г. Отечественные инвестиции в отрасль, по данным бывшего Минсвязи России, возросли в 1,5 раза, превысив 78,7 млрд. руб. (см. PC Week/RE, N 9/2004, с. 1).

Среди стратегически важных для сектора инфокоммуникаций событий минувшего года - принятие новой редакции закона "О связи", завершение основного этапа реструктуризации региональных предприятий холдинга "Связьинвест", развитие и корректировка федеральной целевой программы "Электронная Россия", дальнейшее распространение сотовой связи и превышение числа пользователей мобильных телекоммуникаций над количеством абонентов фиксированной связи.

В 2003 г. в эксплуатацию введено около 62 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи; 4 млн. номеров автоматических телефонных станций фиксированной связи; свыше 53 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.

Наиболее крупными объектами строительства и реконструкции международной и междугородной связи, введенными в прошлом году, стали волоконно-оптические линии связи Россия - Азербайджан, расширение пропускной способности линии Москва - Новосибирск - Хабаровск на участке Москва - Самара - Новосибирск с использованием технологии DWDM.

Развитие местной телефонной связи в 2003-м осуществлялось на базе современных цифровых станций, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг. Коэффициент цифровизации местной телефонной сети по всем операторам составил порядка 46,6% против 41,4% в 2002 г.

Число абонентов сотовой связи, по данным статистики, увеличилось с 18 млн. до 36,4 млн. Уровень проникновения сотовой связи по стране к концу 2003 г. достиг 24,7% (в Москве - 71%). Успешно осуществляется программа обновления и расширения российской спутниковой группировки гражданского назначения.

За прошлый год в европейской части России и Уральском регионе установлено около 1,5 тыс. наземных станций для приема пакета телевизионных программ каналов "Россия", ОРТ и "Культура" в цифровом формате.

В 2003 г. наблюдалось устойчивое развитие рынка информационных технологий, который вырос по сравнению с предыдущим годом на 20,3%. Его объем достиг 6,9 млрд. долл. Обновление парка эксплуатируемых ЭВМ составило 8,3%. Их общее число превысило 13 млн. шт., это - 9,0 ед. на 100 человек населения против 8,4 в 2002-м.

Успешно развивается российский сегмент Интернета: объем услуг (без доступа) в 2003 г. оценивается в 220 млн. долл., что говорит о 25%-ном росте по сравнению с 2002-м. Общее количество граждан РФ, пользующихся возможностями глобальной сети, достигает по разным оценкам 12-14 мл

Промышленность средств связи с трудом выбирается из кризиса

На этом фоне большую озабоченность вызывает другой сектор экономики - производство техники средств связи (ТСС). Здесь пока больших достижений не отмечается. Объем продаж ТСС в стране не такой уж маленький, по некоторым оценкам, он составляет порядка 5 млрд. долл. в год. Однако это в основном техника зарубежного производства.

Например, по данным IDC, в прошлом году в стране было продано 17 млн. сотовых телефонов, что на 83% больше, чем в 2002 г. Объем их розничных продаж достиг 2,4 млрд. долл. В этом секторе рынка отечественные производители не видны совсем, да и внимания правительственных органов к данному виду продукции тоже незаметно.

Возможно, это и не самая большая статья импорта, но она имеет устойчивую тенденцию к росту, в текущем году прогнозируется реализация 22 млн. трубок на сумму свыше 3 млрд. долл. При столь значительных закупках мобильных терминалов вполне уместен вопрос о привлечении отечественной промышленности средств связи (ПСС) к выпуску данной продукции.

В советские времена ПСС развивалась в рамках оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. Но все последние годы он переживает далеко не лучший период - спад производства в ходе его реформирования составил, по официальным данным, не менее 70%. В конце 90-х началось определенное оживление в отраслях ОПК, но о выходе на сколько-нибудь серьезную загрузку предприятий речь пока не идет.

Бывшее Российское агентство по системам управления (РАСУ), в состав которого вошли предприятия ПСС, понемногу наращивает экономические показатели: за прошедший год объем промышленного производства в целом по агентству на 23,4% превысил уровень 2002 г., объем научно-технической продукции вырос на 12,1%.

Освоение совершенно новых видов изделий после многолетнего спада и застоя - дело нелегкое, требующее определенной государственной поддержки, продуманной технической политики. В конце 90-х годов была предпринята достаточно успешная (правда, кратковременная) попытка поддержки телевизионной подотрасли России и Белоруссии в рамках программы "Союзный телевизор", которая позволила заметно увеличить производство телеаппаратуры и комплектующих на предприятиях двух стран.

К моменту начала ее реализации доля продаж отечественных телевизоров на рынке союзного государства упала до 3-5%. Было очевидно, что две эти страны, до распада СССР имевшие мощную ПСС (они производили 7,5 млн. телевизионных приемников в год), вполне в состоянии и далее обеспечивать значительную часть потребности внутреннего рынка в такой продукции.

Несовершенство российского законодательства, таможенных ставок и многое другое стало причиной того, что только в течение 2002 г. бюджет России, по оценкам экспертов РАСУ, потерял в рамках телевизионной подотрасли порядка 1 млрд. долл. Этих средств вполне хватило бы на реконструкцию телевизионных заводов, разработку перспективных моделей телевизоров, внедрение пилотных проектов цифрового телевидения.

Регулирование внутреннего телекоммуникационного рынка в рамках наиболее актуальных направлений гражданской продукции (мобильная и спутниковая связь, цифровое телевидение, сетевое оборудование) в интересах национальных производителей, защита его от "серых" поставок, введение антидемпинговых налогов могло бы укрепить предприятия ПСС РАСУ, а также оказать положительное влияние на рост технического уровня изделий оборонного назначения.

Конечно, сегодня отечественная ПСС не сводится только к предприятиям РАСУ, но это по-прежнему ее самая весомая часть. Как сообщалось на V Международном форуме "Высокие технологии XXI века" в Москве, доля оборонных отраслей промышленности в выпуске радиоэлектронной аппаратуры составляет 90%, средств связи - 70%. Но вне зависимости от ее принадлежности давно пора сформировать государственную политику, соответствующую интересам отечественных производителей и отвечающую национальной безопасности страны.

Попытки серьезно изменить экономику страны предпринимаются регулярно. Нынешний каскад структурных преобразований - далеко не первый этап реформ. Теперь РАСУ наряду с четырьмя другими оборонными агентствами вошло в состав Федерального агентства по промышленности в качестве одного из управлений.

Это - уже шестое изменение системы управления ОПК за последние 12 лет. И если вначале перестройка комплекса многими экспертами воспринималась как неизбежный поиск оптимального решения в условиях изменившейся экономики, то сейчас это стало очередным свидетельством отсутствия стратегической линии как в военном строительстве, так и в экономике и политике страны в целом.

РАСУ было создано в мае 1999 г., и эти пять лет были периодом определенного оживления в сфере деятельности бывших министерств электронной промышленности, радиопрома и средств связи на фоне длительного предшествующего спада. Более заметной стала экспортная составляющая продукции предприятий РАСУ: объем экспорта в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличился почти в два раза и достиг 640 млн. долл. До 2,5 млрд. руб. возрос объем инвестиций в основной капитал.

Казалось бы, есть немало способов поддержать эту тенденцию. Однако снижение статуса РАСУ едва ли улучшит дело. Да и дальнейшее сокращение персонала способно только ухудшить отраслевой менеджмент: сегодня около 30 сотрудников курируют более 700 заводов, НИИ и КБ. Куда уж дальше увольнять?

Возможно, для начала стоило бы провести углубленный анализ работы, выявить слабые места и недостатки, наметить планы развития, подсчитать стоимость преобразований, а затем принимать судьбоносные решения. Да и вообще, прежде чем затевать очередную интригу, неплохо было бы проверить сначала новый чудодейственный рецепт в одном-двух ведомствах, а потом перенести его на экономику в целом. Также не помешало бы предварительно рассчитаться с предприятиями за ранее выполненные ими госзаказы.

Но, как обычно, никто особенно не утруждал себя анализом и расчетами. В итоге - трехмесячная неразбериха и невыплата зарплаты сотрудникам значительного числа бывших "почтовых ящиков". Впрочем, это всего лишь некоторые досадные детали наших министерских преобразований.

При всем этом я нисколько не сомневаюсь в успехе очередного московского форума "Связь-Экспокомм". Несмотря на слабость отечественной ПСС, российский телекоммуникационный рынок сейчас на подъеме, и выставка обещает быть интересной и представительной. По данным компании "Экспоцентр", в ней примут участие свыше 800 фирм и организаций из 36 стран, в том числе свыше 600 российских предприятий.