РЕШЕНИЯ

Новый российский продукт повышает эффективность ИТ-управления

Новое решение компании ProLAN - "Экспертная поддержка" - включает в себя программные продукты и профессиональный сервис. Это экономичное решение, позволяющее организовать управление всеми компонентами ИТ-инфраструктуры: активным сетевым оборудованием, серверами, сетевыми сервисами, приложениями. Оно совместимо с предложениями тяжеловесов в области ИТ-управления, такими, как HP OpenView, NetIQ AppManager, NI Observer и др., но в то же время самодостаточно для комплексного управления "здоровьем" ИТ-инфраструктуры*1. Сочетая в себе возможности экспертной системы и технологии ASP (Application Service Providing), "Экспертная поддержка" позволяет более эффективно обслуживать сети клиентов.

_____

*1 Под "здоровьем" будем понимать доступность, производительность, уровень сервиса, а также отсутствие сбоев в работе ИТ-инфраструктуры.

Следует выделить три основные задачи, которые стоят перед предприятием в рамках комплексного управления "здоровьем" ИТ-инфраструктуры. Первая - мониторинг, включающий в себя контроль текущего "здоровья" и автоматическое оповещение о сбоях. Вторая - диагностика причин сбоев. Здесь речь идет о возможности быстро определить, какие пороговые значения превышены, и, во-вторых, установить, как характеристики работы активного оборудования и серверов влияют на производительность сетевых сервисов и приложений (корреляция трендов). Наконец, третья задача - документирование и прогнозирование "здоровья" ИТ-инфраструктуры. Сюда входит создание отчетов, моделирование нагрузки и т. п.

Первую и частично вторую задачу (контроль пороговых значений) можно условно назвать оперативным управлением, так как они предполагают оперативную реакцию ИТ-персонала. Остальные задачи (корреляция трендов, документирование, моделирование, прогнозирование) можно отнести к категории стратегического управления. Оно требует не оперативной реакции, а глубокого знания информационных технологий, умения пользоваться математическими методами (статистическим анализом, data mining и т. п.), позволяющими выявлять взаимозависимости между работой различных компонентов ИТ-инфраструктуры. Это необходимо для определения узких мест и скрытых дефектов ИТ-инфраструктуры.

Большинство традиционных решений в области ИТ-управления не отделяют друг от друга оперативное и стратегическое управление. Обычно эти задачи решаются различными модулями, но в рамках единой системы (платформы) управления. Идея "Экспертной поддержки" - разделить эти два вида управления.

Если задачи оперативного управления оставить в зоне ответственности администратора сети, а решение задач стратегического управления поручить отдельной структуре (эксперту), то это может уменьшить стоимость управления ИТ-инфраструктурой и повысить его эффективность.

В качестве экспертов может выступать системный интегратор, с которым компания заключает договор об экспертной поддержке. Если компания большая, то в составе ее ИТ-отдела может быть создана специальная служба, отвечающая за вопросы стратегического управления ИТ-инфраструктурой. На многих предприятиях такие отделы существуют. Рассмотрим, как можно организовать взаимодействие эксперта и администратора сети на базе решений ProLAN.

Оперативное управление "здоровьем" ИТ-инфраструктуры

Для решения задач оперативного управления эксперт предоставляет администратору сети программные зонды, настроенные на оценку ИТ-инфраструктуры клиента. Зонд - это измеритель характеристик работы ИТ-инфраструктуры, включающий в себя упрощенную экспертную систему, которая показывает, хорошо или плохо работает каждый компонент ИТ-инфраструктуры. В случае возникновения проблем экспертная система покажет, какие характеристики "здоровья" ИТ-инфраструктуры превысили пороговые значения. С помощью зонда можно оценивать "здоровье" всех компонентов инфраструктуры - активного сетевого оборудования, серверов, сетевых сервисов, приложений. Правила работы экспертной системы (правила оценки) легко настраиваются под любую ИТ-инфраструктуру. При этом для каждого структурного компонента имеются предустановленные базовые правила оценки (используются по умолчанию).

Зонд отображает результаты оценки "здоровья" ИТ-инфраструктуры в виде набора так называемых "светофоров". Светофор - это результат сравнения текущих значений измеряемых характеристик с установленными в экспертной системе пороговыми значениями. Сравнение производится в соответствии с правилами оценки. Пример правил оценки характеристик качества IP-канала, используемого для передачи голосового трафика, показан в таблице. Пример отображения светофоров показан на рисунке.

Следует отметить четыре важных свойства зонда.

Во-первых, зонд можно сдавать в аренду - лицензионная политика ProLAN это разрешает. Поэтому эксперт может использовать один зонд для экспертной поддержки разных клиентов. Зонды существуют в двух вариантах - в виде программного продукта NPM Probe+ (www.prolan.ru/npmprobe) и свободно распространяемой программы SelFTrend (www.prolan.ru/selftrend). Второй вариант программы делает экспертную поддержку доступной для небольших компаний и упрощает дистанционное оказание услуг.    

Отображение "светофоров" программой NPM Probe+

Второе свойство - возможность интеграции с различными системами сетевого управления. Все результаты измерений зонд NPM Probe+ может в реальном времени отдать любой SNMP-консоли. Это позволяет прозрачно интегрировать его с любой SNMP-системой сетевого управления (например, HP OpenView NNM, Cisco Works, NI Observer).

Третье важное свойство зонда - простота использования. Зонд имеет два режима работы. Первый предназначен для экспертов. В этом режиме параметры тестов и правила работы экспертной системы задаются вручную. Второй режим называется оценочными тестами, и здесь параметры тестов и правила работы экспертной системы заранее предустановлены. Компания ProLAN разработала более 15 таких тестов - оценку готовности IP-сети для передачи голосового трафика, оценку "здоровья" коммутируемой сети Ethernet, маршрутизаторов Cisco Systems, серверов MS Windows NT/2000/XP и MS SQL Server 2000, сервиса MS DNS Server, оценку производительности файлового сервиса и др.  

Правила оценки IP-канала на основе измеряемых характеристик  

Четвертое свойство зонда заключается в том, что он позволяет автоматически накапливать все результаты измерений (тренды измеряемых характеристик), сохраняя их в закодированном виде на диске или по определенному расписанию отсылая в центральную базу данных.

Имея в своем распоряжении один или несколько зондов, администратор сети может решить все задачи оперативного управления "здоровьем" ИТ-инфраструктуры. Он получает эффективную систему мониторинга и первичной диагностики, которая проста в использовании, может интегрироваться с любой SNMP-консолью, обладает возможностями экспертного анализа измеряемых характеристик, позволяет эффективно управлять "здоровьем" всех компонентов ИТ-инфраструктуры. При этом клиент может не приобретать систему в собственность, а платить только за ее использование.

Стратегическое управление "здоровьем" ИТ-инфраструктуры

Стратегическое управление "здоровьем" ИТ-инфраструктуры Стратегическое управление включает диагностику узких мест и скрытых дефектов ИТ-инфраструктуры, создание отчетов, моделирование и прогнозирование "здоровья" ИТ-инфраструктуры. Исходными данными для решения этих задач является необработанная информация, накапливаемая зондами во время оперативного управления. Задача экспертной поддержки заключается в том, чтобы обработать "сырые" данные и превратить их в легко интерпретируемую информацию о "здоровье" ИТ-инфраструктуры. Решать ее можно различными способами.

Если в структуре компании предусмотрен аналитический отдел, отвечающий за развитие ИТ-инфраструктуры, то имеет смысл приобрести пакет NPM Analyst (www.prolan.ru/npmanalyst.ru). Этот аналитический инструмент позволит решать различные задачи стратегического управления "здоровьем" ИТ-инфраструктуры.

Его особенность состоит в наличии мощной экспертной системы (NPM Visor), позволяющей в реальном времени анализировать все метрики работы ИТ-инфраструктуры, как измеряемые зондами, так и автоматически импортируемые из внешних систем. Функциональные возможности NPM Visor значительно шире, чем у упрощенной экспертной системы зонда.

Есть у NPM Analyst и еще одна особенность - наличие мощной системы статистической обработки данных (Trend Analyst), позволяющей автоматически выполнять корреляционный, вероятностный и регрессионный анализ полученных данных. С ее помощью эксперт выявляет взаимозависимости между работой различных компонентов ИТ-инфраструктуры и таким образом находит в ней узкие места и скрытые дефекты.

Для компаний, не имеющих в штате высококвалифицированных специалистов, практичнее арендовать пакет NPM Analyst вместе с экспертом, т. е. заключить договор об экспертной поддержке. Периодически приезжая в компанию клиента, эксперт будет обрабатывать и анализировать данные, накопленные администратором сети.

Многие компании не любят приглашать внешних экспертов. Тому есть не только экономические причины (слишком дорого), но и другие (скажем, в их городе нет заслуживающего доверия эксперта). Для таких случаев предусмотрен третий способ решения задач стратегического управления - "Тест-Ателье" (www.prolan.ru/testatelier).

Его идея состоит в следующем. Администратор сети, определив по показанию "светофора" наличие проблемы, высылает по электронной почте в вычислительный центр "Тест-Ателье" закодированные файлы с результатами работы зонда. Там эти файлы автоматически обрабатываются, и через 20 мин администратор получает отчет, содержащий информацию о "здоровье" тестируемой ИТ-инфраструктуры. Если этой информации окажется недостаточно, он может загрузить на свой компьютер (c Web-сайта "Тест-Ателье") файлы с декодированными результатами работы зонда и с помощью специальной программы TrendViewer провести их анализ.

Несмотря на то что сервис "Тест-Ателье" полностью автоматизирован, это не исключает варианта, когда администратору сети помогает непосредственно эксперт, который может в дистанционном режиме получить информацию о "здоровье" ИТ-инфраструктуры клиента и определить причину различных сетевых проблем. Поэтому сервис "Тест-Ателье" позволяет организовать дистанционное экспертное обслуживание сетей клиентов. Например, компания, имеющая большую филиальную сеть, с помощью "Тест-Ателье" может оперативно решать сетевые проблемы, возникающие в сетях удаленных офисов.

"Тест-Ателье" является оригинальной реализацией технологии MSP (Management Service Providing), когда пользователь не приобретает диагностический инструментарий, а удаленно пользуется им на условиях аренды. Оригинальность заключается в наличии зонда, функциональности которого достаточно для мониторинга и первичной диагностики "здоровья" ИТ-инфраструктуры.   

     Замечания и комментарии можно направлять по адресу: expert@prolan.ru.