КОНФЕРЕНЦИИ

20-21 апреля состоялась ежегодная весенняя конференция "IT-Форум. Российский рынок информационных технологий", организованная газетой CRN/RE и центром бизнес-мероприятий Business Exchange. Седьмой (с учетом проведения двух осенних конференций) IT-Форум собрал 226 участников, 73 из которых (32%) представляли немосковские компании. (Для сравнения: в шестом форуме участвовали 372 человека из 29 российских городов, но "регионалами" были 75 человек, т. е. менее 20% от общего числа.) Прошедшая весенняя конференция работала по четырем секциям: каналы сбыта; бизнес в регионах; менеджмент; маркетинг.

Марина Никитина, один из инициаторов проведения IT-Форумов и издатель газеты CRN/RE, поделилась первыми впечатлениями от завершившейся конференции с шефом-редактором еженедельника PC WееK/RE Игорем Кондратьевым.

PC Week: Чем отличался прошедший IT-Форум от шести предыдущих?

Марина Никитина: Последние пару лет компьютерный рынок развивался высокими темпами, в результате чего весомость крупных российских компаний только выросла. Следствием стала более явная поляризация интересов крупных и средних игроков рынка: представителям больших компаний неинтересно общаться с "меньшими" братьями, которым, в свою очередь, не всегда понятно, о чем говорят "старшие". В таких условиях собирать руководителей ИТ-компаний разного масштаба на единую конференцию стало просто нецелесообразно.

Мы учли подобное размежевание интересов. IT-Summit, проводимый АПКИТ, собирает первых лиц наиболее крупных компаний компьютерного рынка, на котором они обсуждают круг проблем, связанных с развитием ИТ-отрасли, ее взаимодействием с государством, другие глобальные вопросы. А полноправными участниками IT-Форума стали представители средних и мелких компаний, а также менеджеры "второго эшелона" из крупных компаний.

Сегодня очень многие игроки российского ИТ-рынка - и вендоры, и дистрибьюторы, и крупные системные интеграторы - с точки зрения развития бизнеса делают основной акцент на расширении присутствия в регионах. В связи с этим нам очень хотелось на очередной конференции собрать представителей ведущих региональных компаний, которые смогли бы познакомиться с потенциальными партнерами по ИТ-бизнесу и поделиться информацией о специфике его развития в своих регионах.

Теперь можно сказать, что это удалось: более 30% участников седьмого IT-Форума представляли региональный ИТ-бизнес. Причем впервые столь широким оказался географический охват участников - от Архангельска до Хабаровска.

Участие в форуме большого количества крупных региональных компаний оказалось тем самым "гвоздем программы" (а список участников заранее размещается на сайте IT-Форума), который привлек внимание вендоров и крупных дистрибьюторов, традиционно базирующихся в Москве. Многие из них постарались приехать на форум, засвидетельствовать свое уважение к региональным фирмам и лишний раз подчеркнуть свой интерес к развитию регионального бизнеса.

В этом году мы поменяли место проведения весенней конференции, переехав в "Атлас Парк-отель", хотя в нем одновременно можно разместить не более 250 участников и гостей. IT-Форум стал более компактным, но, с другой стороны, и более деловым.

PC Week: Изменилась ли форма проведения конференции?

М. Н.: В этот раз мы впервые решили немного поэкспериментировать с форматом конференции. Если в прошлые годы основной формой работы на ней были круглые столы, то теперь их дополняли выступления профессиональных консультантов.    

Марина Никитина:

"Хорошо, когда на конференции

собираются люди, которым есть

о чем поговорить друг с другом"

Большой интерес, в частности, вызвало выступление директора компании "Пинта Лаб" Радмило Лукича. По его мнению, российский ИТ-рынок отличается тем, что на нем в основном представлены компании-продавцы (а не производители), которым и приходится брать на себя значительную часть маркетинговой активности, но этой деятельностью они занимаются не всегда умело. Положив данный тезис в основу своего выступления, г-н Лукич на конкретных примерах проиллюстрировал типичные ошибки, допускаемые ИТ-компаниями во время продажи товаров и услуг крупным клиентам. И хотя он не упоминал названий фирм, сделавших промахи, по реакции аудитории можно было понять, что слушатели и сами догадывались, о ком шла речь.

Любопытно и такое наблюдение г-на Лукича: очень многие руководители ИТ-компаний настолько уверены в полноте и адекватности собственных представлений о том, как вести бизнес, что не стремятся к совершенствованию своих профессиональных навыков, в первую очередь относящихся к области продажи и маркетинга. Подобная недооценка необходимости повышения профессионализма так или иначе оказывает негативное влияние на ситуацию на ИТ-рынке.

В рамках конференции был организован мастер-класс по общим вопросам управления бизнесом, который провели специалисты компании MAG Consulting. Кроме того, нам показалась полезной и эффективной еще одна новая для нашей конференции форма - открытое интервью.

Мы решили пригласить известную и авторитетную на российском ИТ-рынке персону, представляющую крупную компанию и имеющую богатый опыт работы в компьютерной индустрии. Задача эта оказалась не так проста, как может показаться на первый взгляд, хотя бы потому, что, во-первых, подобных людей не много, а во-вторых, не все готовы открыто рассказывать о своем опыте, да к тому же делать это интересно.

Мы долго обсуждали возможные кандидатуры и остановили свой выбор на президенте группы "Аквариус" Леониде Гольденберге, чей авторитет подтверждают в том числе и присужденные ему многочисленные регалии, учрежденные на ИТ-рынке. (Помимо прочего он присутствовал на всех предыдущих IT-Форумах, отмечен титулом "почетного участника", и, безусловно, у нас к нему особое отношение.) В рамках интервью обсуждались вопросы структуризации бизнеса, различные аспекты создания холдингов и групп. На мой взгляд, а я основываюсь на свидетельствах участников форума, представители региональных компаний смогли извлечь из ответов г-на Гольденберга полезную для себя информацию, например о том, как правильно структурировать свой бизнес. Обычно крупные региональные компании отличаются многофункциональностью, поэтому рекомендации по эффективному выстраиванию структуры бизнеса очень важны для них.

Учитывая итоги первого открытого интервью, мы планируем использовать данный формат и в дальнейшем.

PC Week: Как вы оцениваете итоги закончившегося IT-Форума?

М. Н.: Мы довольны его результатами, хотя время для более обстоятельного анализа итогов еще впереди. Однако важнее тот факт, что, как нам представляется, участием в конференции в большинстве своем остались довольны и региональные компании. На конференции они были окружены очень серьезным вниманием со стороны всех крупных компаний-участников - вендоров и дистрибьюторов.

Региональные компании почувствовали, что наконец-то отношение к ним меняется. Если лет пять назад многие из них приезжали в столицу в роли просителей, рассчитывая получить поддержку от вендора или дистрибьютора, но зачастую не находили ее, то сегодня они видят, что за содействием и поддержкой обращаются уже к ним. Этот факт дает им другое мироощущение, добавляет уверенности и способствует правильному развитию бизнеса.

Формальным подтверждением того, насколько повысилась значимость работы в регионах, послужило учреждение газетой CRN/RE списка 25 лучших региональных компаний и церемония награждения победителей на IT-Форуме 20 апреля.

PC Week: Каковы дальнейшие перспективы развития IT-Форума?

М. Н.: Уже решено, что весенний IT-Форум состоится и в будущем году. Что касается его тематики, то я не готова пока говорить о ней. Как известно, компьютерный бизнес отличается высокой динамикой, и вряд ли кто сможет предугадать, какие проблемы будут волновать участников ИТ-рынка следующей весной. Тем не менее скорее всего уже осенью мы начнем искать темы, интересные и понятные всем участникам форума.

Перспективы развития мы видим в проведении региональных мероприятий. В частности, в мае пройдет третья по счету конференция на Урале (Уральский IT-Форум). По своему формату она очень близка к центральному IT-Форуму, однако отличается по составу участников, которые представляют один регион и обсуждают в силу этого общие проблемы, свойственные данному региону.

Уральский опыт нам крайне полезен, и мы сейчас всерьез думаем о том, чтобы уже этой осенью присоединить к Уральскому IT-Форуму еще Сибирский, а в следующем году провести аналогичную конференцию и на юге России - в регионе, интересующем сегодня многие крупные компании.

Что касается центрального IT-Форума, то мы намерены придать ему более прагматичный характер, добившись разумного баланса в рассмотрении как общих вопросов управления бизнесом, напрямую не связанных с ИТ, так и специфических проблем, свойственных именно ИТ-рынку.

PC Week: А что нового ожидается на предстоящем осеннем IТ-Форуме?

М. Н.: На двух предыдущих осенних IТ-Форумах обсуждались вопросы, связанные преимущественно с технологическими аспектами компьютерного бизнеса. Речь, например, шла о том, как продвигать на рынок новые технологии, как работать с заказчиками. При анализе итогов осенних конференций нам, однако, показалось, что подобные вопросы - в отличие от общей проблематики ведения бизнеса - в меньшей степени интересны компьютерным компаниям, и мы сейчас обсуждаем две возможности: либо изменить тематику осенних мероприятий, либо вообще отказаться от проведения осенних форумов, сосредоточив внимание всех участников рынка исключительно на весенних конференциях.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати