МИР НОВОСТЕЙ

Скотт Петерсен    

Скотт Петерсен

Как, бывало, шутил мой приятель, все люди делятся на две категории - одни могут, а другие не могут произнести слово "oeuvre". (Считайте, что я отношусь ко вторым.) Это французское слово обычно означает произведение, вышедшее из-под руки писателя, композитора или художника.

"Критерий oeuvre" имеет логическое продолжение, относящееся к самому главному произведению Microsoft - исходному коду ее Windows. Существует два типа людей: те, кто считает, что Microsoft должна разрешить доступ к своему коду, и те, кто думает иначе.

К лагерю убежденных в том, что код Windows должен быть доступен при менее строгих ограничениях, чем предусматривает инициатива Microsoft (Shared Source Initiative), относятся многочисленные разработчики, собственно приверженцы открытого исходного кода и компьютерные специалисты. Думающие, что Microsoft имеет законное право жестко контролировать свой код, - в меньшинстве: это либо персонал самой корпорации, либо ее подпевалы.

Сам же я среди тех, кто не считает, что исходный код Windows должен быть открытым, по крайней мере в пределах обозримого будущего.

Прошу меня выслушать. Во-первых, я верю в открытый исходный код с атрибутом "free" - в смысле "свободы", как в словосочетании free speech (свободное слово), а не в плане "бесплатности", как в выражении free beer (бесплатное пиво). Открытый исходный код революционизировал экономику разработки и практического использования ПО. По всему миру ИТ-менеджеры убеждаются, что ОС Linux удобна в администрировании и выгодна с точки зрения затрат. Этому способствует то, что Линус Торвальдс и остальные члены сообщества открытого исходного кода являются реальным образованием, преданным совместной работе и продвижению как Linux, так и другого ПО с открытым исходным кодом.

Продолжая эту логику, можно предположить, что если мы подвергнем Windows столь же жестким проверкам, каким подвергается Linux, когда тысячи разработчиков, как тучи муравьев, концентрируются вокруг одной проблемы, то итоговый продукт станет более безопасным и практичным, финансово более доступным и при этом менее "майкрософтовским".

Однако здесь стоит учесть два момента. Во-первых, и Linux, и открытый исходный код ничуть не менее нуждаются в защите. Опубликованное в марте исследование Zone-H показывает, что Linux подвергается атакам гораздо чаще, чем Windows. Из него также явствует, что большинство атак направлены не против самой ОС, а против работающих в ней приложений (в случае Microsoft яркий пример - Outlook). Отсюда можно сделать вывод, что аргумент "открытый исходный код обеспечивает лучшую безопасность" далек от действительности.    

Microsoft боится, что на самом деле открытый исходный код Windows сразу попадет в руки злоумышленников.

Второй момент связан не с технологией, а с людьми и политикой. Причиной столь частых атак на приложения Microsoft являются бреши, оставленные разработчиками ПО, а также администраторами и пользователями. И скажем прямо: имеется много людей, которые попросту не любят Microsoft и стараются напасть на ее продукты "из любви к искусству".

Когда официальные лица Microsoft, например руководитель проекта Shared Source Джейсон Метьюсоу, говорят, что неприкосновенность кода Windows и инициатива Shared Source Initiative обусловлены необходимостью защитить бизнес-модель Microsoft, они немного лукавят. На самом деле вполне можно поддерживать открытость и в то же время строить свой бизнес на добавленной стоимости (в частности, за предоставление услуг). Ведь и сама Microsoft одно время пыталась перейти на модель поставки ПО как сервиса.

Фактор страха

Чего на самом деле боится Microsoft, так это последствий того, что реально открытый исходный код Windows попадет в руки злоумышленников и взломщиков. Вспомним про недавнюю бурю, вызванную утечкой старого кода. Ясно, что в этом случае активизируется черный рынок, нацеленный только на создание и торговлю источниками опасности. Как тогда быть? Сможет ли этика открытого исходного кода что-либо сделать для спасения открытого кода Windows от такой участи?

Ясно, что нет, и Microsoft об этом знает.

Может быть, со временем код Windows разовьется до уровня, когда он будет не столь опасен, оказавшись в руках разрушителей, но я в этом сомневаюсь. Пока открытие кода Windows или просто ослабление контроля за его авторской защищенностью не приведет к улучшению продукта, а, наоборот, породит неопределенности и риски для всех. Возможно, мне не следовало говорить эти слова, но, увы, это так.

Со Скоттом Петерсеном можно связаться по адресу: scot_petersen@ziffdavis.com.