Продолжение, начало см. PC Week/RE, N 15/ 2004, с. 1.

Панорама ИКТ-индустрии с высоты IT-Summit’2004

ФОРУМЫ     

Панорама ERP-сегмента

Как вещают аналитики и пишет пресса, российский ERP-сегмент в последние годы демонстрирует исключительно высокие темпы развития. По официальным данным, бизнес многих игроков в этом секторе в 2003-м вырос на 30-50% и даже больше. Компания IDC свидетельствует, что в 2002 г. этот рынок в нашей стране вырос на 43%, - на фоне годового роста всей российской ИКТ-индустрии, не превышающего 22%, весьма оптимистичный показатель. И под этим, наверное, есть определенные экономические основания. Но насколько долго может продлиться сие благополучие? Какие прогнозы выстраивают ведущие игроки на ближайшее будущее? Такие вопросы обсуждались на одной из секций IT-Summit’2004.

- Это, по-моему, самый перспективный рынок, который сейчас есть. Потому что потребность в такого рода системах чрезвычайно велика, - высказал свое мнение Алексей Голосов, президент ФОРС. - В нынешнем году мы планируем порядка пяти новых проектов. Сейчас есть задел примерно из двадцати заинтересованных организаций.    

Алексей Голосов: "На мой взгляд, для начала надо построить модели тех процессов, которые есть на предприятии. И этот этап должен предшествовать покупке системы. А потом посмотреть, какое из предлагаемых на рынке решений в наибольшей степени соответствует этим процессам".

- Исключительно обещающий рынок, - поддерживает его Аркадий Зархи, вице-президент Tops BI. - Продавать ERP-системы стало значительно легче, уже не надо объяснять людям, что это такое и зачем они им нужны. Предприятия развивают сейчас ИС для оптимизации своей деятельности, а она возможна только на базе ERP-решений.

По мнению Бориса Щербакова, генерального директора Oracle СНГ, в России сейчас наблюдается взрывной рост спроса на ERP-системы и он будет продолжаться в ближайшие годы. Он рассматривает это как естественный процесс взросления рынка. "Те 700 тыс. компаний, в которых сегодня установлено "1С:Предприятие", - это и есть параметры нашей экономики и одновременно перспективы рынка, - отмечает Борис Щербаков и приводит пример из собственной практики: - Мы постоянно отслеживаем такой показатель, как соотношение pipeline/forecast*1. Так вот, в последнее время по Oracle E-Business Suite он держится на очень высоком уровне, редко опускается ниже трех, а иногда доходит и до четырех-пяти. Пайплайны сейчас настолько велики, что можно говорить об эффекте снежного кома".

_____

*1 Отношение общего числа клиентов, с которыми ведутся переговоры, к тем проектам, которые должны с большой вероятностью состояться.

- Сегодня мы прогнозируем свой рост в рамках двух условных коридоров, рассматривая два сценария развития российской экономики. Первый, оптимистичный, подразумевает достаточно быстрые позитивные структурные перемены в российской экономике. Если ситуация будет развиваться по первому сценарию, наш прогноз роста бизнеса SAP в России на ближайшие годы - около 40% ежегодно. Второй сценарий - сохранение сегодняшней экономической ситуации, в этом случае наш прогноз - ежегодный рост около 20% на протяжение нескольких следующих лет, - считает Алексей Шлыков, управляющий директор SAP в странах СНГ и Балтии. - Мы попытались отстроиться от тех факторов, которые традиционно считаются наиболее влияющими на экономическую ситуацию: от политических рисков внутри страны и от внешних факторов типа цены на нефть. Нам кажется, что от них мы достаточно независимы.

С другой стороны, многие наши заказчики достигают экономического эффекта от внедрения системы обычно не в первый год. Этот эффект проявляется лишь когда система проникает на определенную глубину предприятия, и тогда можно считать цикл внедрения законченным. Для значительной части наших заказчиков момент "насыщения" еще не наступил, нам есть над чем работать вместе. Кроме того, мы рассчитываем, что появление новых заказчиков будет в течение нескольких лет обеспечивать нам гарантированную базу для роста.    

Борис Нуралиев: "Что реально нас ограничивает - это мощность внедрения. Коробки изготовить и их продавать - проблем нет, но если это управленческое решение - его надо внедрять, а внедренцев не хватает. 28% директоров наших фирм-франчайзи говорят, что заказов слишком много, они не успевают их обслуживать".

- Россия довольно точно повторяет путь европейских стран по развертыванию ERP-систем, только с запаздыванием в 5-7 лет, - утверждает Александр Громов, председатель Совета директоров компании "Логика бизнеса". - Если же построить кривую, отражающую изменение интереса европейского общества к ERP-системам за последние 12 лет, то она будет выглядеть примерно так: плавное нарастание интереса к 1994-1995 гг., с 1996-го - начало его спада, достигшего к 2000-2001-му почти нулевой отметки, а затем кривая снова плавно идет вверх. Почему этот процесс носил такой колебательный характер и почему сейчас снова в Европе наблюдается подъем?

Причин тому несколько. Первая причина спада - жуткое разочарование в реинжиниринге. По имеющейся на Западе статистике, всего лишь 27% проектов по реинжинирингу оказались успешными. А поскольку они предваряли внедрение ERP-систем, то неудачи на этом этапе влекли за собой и разочарование в автоматизации полученных бизнес-процессов.

Почему сейчас снова наблюдается плавный подъем интереса к ERP? Потому что кардинально изменились ERP-системы, они перестали носить монстрообразный монолитный характер, как это было в старых архитектурах начала 90-х годов. Фирма SAP (а за ней и другие мировые лидеры этого рынка) пошла на грандиозное изменение идеологии и архитектуры своей системы, создав решения для малых и средних предприятий. ERP стали доходить до наиболее массового конечного потребителя из среднего и малого бизнеса. И причина второй волны интереса - это как раз малый бизнес.

Если следовать западным тенденциям, то в России в ближайшее время, может ожидаться спад. Крупный бизнес потихоньку насыщается ERP-решениями, и это будет продолжаться еще год-полтора, а дальше кривая должна пойти вниз. Если только ее не выправит малый и средний бизнес.

- С моей точки зрения, рост продаж корпоративных систем не будет самым быстрым в российской ИT-индустрии в ближайшие годы, - таково мнение Бориса Нуралиева, директора фирмы "1С". - Домашний сектор будет расти значительно быстрее, если, конечно, в стране не случится новых экономических потрясений. Давайте просто посчитаем. Если в России сегодня примерно 13 млн. компьютеров, то пусть из них, например, 9 млн. стоит по предприятиям, а 4 млн. находится в домашнем пользовании. Теперь посмотрим в будущее. Вероятность того, что через несколько лет по домам может стоять 40 млн. компьютеров - высока, а того, что на предприятиях вместо 9 млн. будет 90 млн. - низка, поскольку у нас в стране всего 70 млн. работающих.    

Сергей Токмаков, президент Sterling Group: "Если заказчик объявляет тендер на покупку крупной ERP-системы - это значит, что он не понимает, что он делает, и связываться с ним не надо. Ведь по большому счету принципиальной разницы между такими системами нет. Практически все задачи можно решить с помощью любой из них. Что тут выбирать?"

К тому же цены на лицензии бизнес-систем расти особо не будут, подрастут лишь цены на услуги по мере роста заработной платы. Как стоила дорогая западная система, к примеру, $1500 за рабочее место, а массовая отечественная - $100-200, так они и будут стоить, просто клиент за эти деньги захочет больше функций.

А вот домашний рынок, в частности игровой мультимедийный, будет расти стремительно. И ERP-сегменту с ним по динамике не сравняться по двум причинам: во-первых, в корпоративном сегменте не так быстро нарастает клиентская база, а во-вторых, нужны внедренцы, которые сегодня в дефиците. А для домашнего рынка никаких внедренцев не надо - запускай на полную мощность завод и все. Сопровождение там незначительное.

Из сказанного сам собой напрашивается вывод: сегодня потребность во внедрении ERP-систем и им подобных у российских предприятий огромна, но налицо ограничения по мощностям внедрения. С одной стороны, у поставщиков решений не хватает квалифицированных специалистов по внедрению (это тяжелая и не очень престижная работа, и таких профессионалов вузы не готовят), а с другой - существуют финансовые ограничения у заказчиков, которым пока еще с более критическими проблемами разобраться бы: с капитальным строительством и реконструкцией заводских зданий, с заменой и усовершенствованием оборудования, с введением технологических и управленческих инноваций. Если еще принять во внимание и неопределенность, какую вносят политические факторы, связанные в первую очередь с разворачивающейся по непонятным правилам государственной административной реформой, то прогнозы на ближайшие два года, на мой взгляд, должны быть весьма осторожными: не более 20-25% годового роста.   

Окончание следует