КРУГЛЫЙ СТОЛ
Отечественный рынок систем автоматизации проектирования сейчас переживает подъем. Если за рубежом в области САПР уже наступило насыщение и рост замедлился, то у нас все наоборот. По мнению большинства игроков, объем сектора САПР для машиностроения увеличивается, причем даже быстрее, чем ИТ-рынка в целом. В чем же причины такого роста? Неужели наша страна уже догоняет Запад в сфере автоматизации проектирования? Каковы тенденции настоящего времени и что будет дальше? Чтобы найти ответ на эти вопросы, редакция PC Week/RE пригласила представителей ведущих компаний на беседу за круглым столом. Причем в центре внимания были не столько технические проблемы, сколько темы, связанные с бизнесом, спросом, предложением и ситуацией на рынке.
"Этот день мы приближали как могли"
Подъем на рынке САПР начался несколько лет назад и продолжается до сих пор. Доказательством служит рост доходов ведущих игроков. Например, у компании "АСКОН", по словам директора по маркетингу Евгения Бахина, с 1999-го по 2001-й рост оборота ежегодно достигал 100%, но затем немного замедлился: в 2002-м до 46%, в 2003-м - до 45%. В результате в прошлом году оборот составил 5,1 млн. долл. Постепенно изменилась и структура продаж: увеличилась доля услуг, проектных работ и поставок более сложных продуктов. Причина - повышение интереса к комплексным решениям. Сейчас рынок находится в хорошем состоянии. Но добиться этого было непросто. Ведь нынешняя положительная динамика вызвана не только благоприятной экономической ситуацией, но и усилиями всех игроков. "Мы этого момента дождались, - подчеркнул г-н Бахин. - Мы делали для этого все, что могли".
Евгений Бахин
С ним согласен Дмитрий Ксенофонтов, коммерческий директор компании "Топ-системы", отметивший, что у клиентов значительно возрос образовательный уровень в области САПР. "Безусловно, создание цивилизованного рынка, появление пользователей, знающих, чего они хотят, - это наша общая заслуга", - заявил он. Что касается финансовых результатов, то в компании "Топ-системы" прошлогодний рост оборота связывают с выпуском новой версии САПР. "В ней реализованы изменения, которых ждали наши пользователи", - пояснил г-н Ксенофонтов. Он также отметил увеличение объема работы с крупными заказчиками, имеющими 50-100 рабочих мест. В основном это старые клиенты. Они развивают бизнес и хотят расширить функциональные возможности своей системы. "Наша задача - удовлетворить запросы пользователей, - считает г-н Ксенофонтов, - Мы хорошо чувствуем их нужды, потому что являемся и разработчиками, и продавцами".
Дмитрий Ксенофонтов
Обороты растут у поставщиков не только российских, но и западных САПР. Так, в последние два квартала серьезный всплеск продаж наблюдается у компании ПТС, продвигающей продукты американской фирмы PTC. Генеральный директор ПТС Вячеслав Климов, объясняет это выпуском очередного ProEngineer Wildfare, а также появлением нового класса пользователей из числа частных промышленных компаний, реализующих весь цикл проектирования и производства в едином информационном пространстве. "Им требуются технологии, которые позволят конкурировать с зарубежными предприятиями, - сказал он. - Одни из них работают на западный рынок, а другие - на наш, но при этом испытывают конкуренцию со стороны восточных, в частности китайских, производителей. Этим пользователям нужна не автоматизация как таковая, а повышение производительности труда и эффективности производства. Иначе они проиграют".
Вячеслав Климов
Вырос оборот и у компании "Гетнет", продвигающей продукты французской фирмы Dassault Systemes. По словам Павла Голдовского, руководителя направления САПР, объем продаж всех российских партнеров Dassault увеличился на 40%, превысив 5 млн. долл. На "Гетнет", по оценке г-на Голдовского, в 2003 г. пришлось порядка 40%. При этом особенно растет спрос на САПР Catia - примерно на 80% в год. Одна из причин - появление новых крупных проектов, другая - активная деятельность корпорации IBM, которая работает напрямую с международными заказчиками в России (например, фирмой "Боинг").
В Русской промышленной компании, внедряющей решения Autodesk, Pathrace, Flow Science и других вендоров, рост оборота составил около 30%. Руководитель департамента маркетинга Анастасия Морозова уверена, что он продолжится и дальше - на это указывает опыт сотрудничества с крупными промышленными предприятиями. "Если раньше руководство предприятий основное внимание уделяло оснащению производства и закупке новых станков, то сейчас акцент ставится на приобретении и внедрении программного обеспечения, - говорит она. - Для того чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимо повышать производительность труда и качество проектных и технологических работ. А это невозможно в ситуации, когда конструкторы пользуются грудой справочников для расчетов, скажем, зубчатых передач, а технологи вручную пишут управляющие программы для станков с ЧПУ. Автоматизированные системы позволяют ускорить проектирование и подготовку производства, уменьшить количество ошибок и коллизий в этом процессе, а значит, снизить себестоимость изделий, повысить их качество и конкурентоспособность, ускорить выпуск на рынок. К счастью, все больше современных руководителей понимают это и вкладывают деньги в программное обеспечение сегодня, чтобы получить эффект, в несколько раз превышающий инвестиции, в будущем". Поэтому и в следующем году спрос будет расти".
Но одновременно растет и конкуренция. Дело здесь, видимо, в том, что объем рынка невелик (см. врезку), а игроков много - и российских, и зарубежных. Поэтому, отметил Евгений Бахин, за самых перспективных клиентов приходится бороться. А Анастасия Морозова добавила, что в минувшем году увеличилась конкуренция между зарубежными и российскими производителями ПО: "На стороне первых качество и широкие функциональные возможности, на стороне вторых - цена". В "Гетнет", по словам Павла Голдовского, также ощущают усиление соперничества - и с поставщиками других продуктов, и с остальными партнерами IBM/Dassault.
О внедрении, консалтинге и сервисном обслуживании
Возросшая конкуренция заставляет игроков активизировать свои усилия. Все они оказывают полный спектр услуг - консалтинг, внедрение, обучение, выполняют разработки: поставщики российских продуктов занимаются их развитием, а западных - адаптацией к требованиям нашего рынка.
У САПР есть своя специфика. Ведь главная особенность этих систем заключается в их сложности. Конечно, существуют и коробочные версии, содержащие базовый набор функций, но, как правило, для каждого предприятия создается свое решение, учитывающее его специфику. Для этого руководство должно знать, что оно хочет получить от САПР. А так бывает далеко не всегда. "Это общая болезнь менеджмента всех предприятий России, - сказал Евгений Бахин. - Мы иногда даже отказываемся выполнять подобные проекты сразу и просим заказчика подумать, прежде чем начинать работы. Пусть приходит, когда поймет, что ему нужно, в какие сроки, с каким бюджетом". Он объяснил такое положение тем, что многие наши предприятия защищены от конкуренции, и привел типичный пример: "Крупнейший завод, у которого есть деньги, покупает станок за пятьсот тысяч долларов и полтора года не может ввести его в эксплуатацию. Свои специалисты не обладают нужной квалификацией, новых нет, старые ушли. В результате потеряно время, упущена выгода".
Не следует забывать и о таком важном моменте, как человеческий фактор. Анастасия Морозова подчеркивает, что на предприятии должен быть сотрудник, который понимает необходимость внедрения САПР, обладает широкими полномочиями и ресурсами для принятия решений и может убедить в необходимости изменений руководство и всех тех, кто не желает менять привычный стиль работы. "Мотив понятен, - объяснила она. - Новое всегда немного пугает, каким бы хорошим оно ни было. Люди боятся потерять былую значимость. Например, раньше производимые вручную расчеты требовали специальных знаний и квалификации, а теперь их может выполнять менее опытный сотрудник, к тому же гораздо быстрее и с меньшим количеством ошибок. С такими страхами можно и нужно бороться, но для этого необходима поддержка со стороны руководства предприятия".
Анастасия Морозова
Это мнение полностью разделяет Евгений Бахин. "Конфликт интересов у заказчика - тормоз проекта на годы, - считает он. - Поэтому при внедрении многое зависит от организационной культуры: умения вести проекты, квалификации персонала, опыта в проведении переговоров между заказчиком и поставщиком. При этом поставщик выполняет некую просветительскую миссию". Одна из его задач, по словам Павла Голдовского, - объяснить руководству, что без высоких технологий невозможно добиться конкурентоспособности. "Сейчас очень мало предприятий рассматривает внедрение ИТ как задачу, непосредственно связанную с бизнесом", - говорит он. Тем не менее, отметил Вячеслав Климов, уже появился круг заказчиков, которые инвестируют ИТ и хотят быстро получить прибыль, поскольку считают свои деньги. В результате возник спрос на грамотное внедрение продуктов, в ходе которого внедренцы создают подробную документацию, позволяющую вновь пришедшим сотрудникам эффективно работать даже после ухода своих более опытных коллег. "Раньше этого не было, - сказал г-н Климов. - Были закупки ПО и длительное внедрение силами специалистов предприятий".
Важную роль при внедрении САПР играют консультанты. Однако найти их непросто. По словам Евгения Бахина, независимые консалтинговые компании слабо разбираются в запросах промышленных предприятий. Ведь технологический процесс не вписывается в стандартное определение бизнес-процесса коммерческой организации или магазина. Поэтому часто только поставщик САПР и систем управления инженерными данными может понять проблемы производственников. Помощь консультантов важна и потому, что без них предприятию крайне сложно провести объективную оценку своей деятельности. "Изнутри это сделать практически невозможно. Чаще всего консультант нужен просто для того, чтобы взглянуть со стороны, - подчеркнул г-н Бахин. - В связи с этим доля услуг в структуре доходов САПРовских компаний растет и будет расти. Но сейчас она еще мала: в "АСКОНе" на интеграцию, обучение и обслуживание приходится порядка 15-20%. Одна из причин в том, что эти услуги пока еще не оплачиваются как должно".
Это мнение разделяет Вячеслав Климов: "Консалтинг - трудоемкий и не очень выгодный процесс, потому что у нас расценки на порядок ниже, чем на Западе". Незначительный вклад консалтинга в доходы компании отметил и Дмитрий Ксенофонтов. К сожалению, заказчики неохотно платят не только за услуги. Даже за ПО они платить не любят.
Вечный бич - пиратство
Слабый прогресс в борьбе с пиратством отметили все участники круглого стола. По словам Евгения Бахина, не следует обольщаться ростом доходов поставщиков САПР. "Это напоминает ситуацию со сбором налогов. С ростом экономики выросла база, в результате повысилась собираемость налогов, но теневой айсберг меньше не стал, а наоборот, тоже увеличился, - объяснил он. - Чтобы оценить уровень пиратства, достаточно посчитать, сколько ПК было продано в прошлом году. По оценке аналитиков - порядка полутора миллионов*1. На промышленный сектор пришлось около 20%, т. е. триста тысяч. Из них примерно 60% пошло на автоматизацию бухгалтерии, склада, управления и т. д. Остальные сто тысяч ПК достались производственным подразделениям. Однако вряд ли все поставщики САПР, вместе взятые, продали хотя бы пятьдесят тысяч лицензий. Продажи на порядок меньше". Но в "АСКОНе" не рассматривают "нелегалов" в качестве врагов. "Мы радуемся, что они хотя бы начали работать с нашим продуктом или другой профессиональной системой проектирования. Есть надежда, что они в конце концов легализуются", - сказал г-н Бахин.
_____
*1 По данным ITResearch, количество проданных ПК составляет 2,5 млн. шт. - Прим. ред.
Цифры и факты |
Отечественный рынок САПР отличается чрезвычайной закрытостью, и поэтому точно определить его объем нельзя. Но можно получить примерную оценку, если использовать данные, недавно опубликованные в журнале "САПР и графика" (N12/ 2003, раздел "Итоги и прогнозы"), которые были собраны путем опроса сотрудников пяти тысяч организаций из России и стран СНГ. Согласно им доля "АСКОНА" в прошлом году равнялась 13%. А оборот компании, как сообщил г-н Бахин, составил 5,1 млн. долл. В результате получается, что объем рынка в 2003-м достиг 39,2 млн. долл. И хотя, по оценке "САПР и графики", этот результат имеет примерно 75%-ную точность, тем не менее он позволяет получить некоторое представление об объеме продаж систем автоматизации проектирования в СНГ. Для сравнения: по данным британской аналитической компании Cambashi, в 2002 г. мировой рынок САПР был равен 5,1 млрд. долл. (сумма доходов поставщиков) и где-то на том же уровне остался и в 2003-м. Таким образом, отечественный рынок составляет менее 1% от мирового. |
Важным стимулом для этого является сервисное обслуживание. "Когда пользователь покупает нашу программу, а не ее копию с Савеловского рынка, он платит именно за поддержку, - считает Дмитрий Ксенофонтов. - Часто бывает так, что люди приобретают пиратский САПР на рынке и работают с ним, но как только появляются проблемы, которые они не могут решить, обращаются к нам, чтобы купить систему официально. Ведь вместе с легальным ПО пользователь получает и техническую помощь. Так что они платят именно за наше обслуживание".
Учиться и учиться
Спрос на обучение также растет. Ведь предприятиям важно не просто освоить систему автоматизации проектирования, они должны научиться с ее помощью решать свои задачи. и здесь есть два пути: самообразование и посещение курсов. По словам Анастасии Морозовой, раньше пользователи из экономии предпочитали первый способ. "Люди учились по книжкам, или предприятия посылали на курсы одного специалиста, который затем обучал остальных. Такой способ обучения возможен, но не эффективен, - рассказала она. - Сейчас положение начинает меняться. Конкуренция усиливается не только среди продавцов САПР, но и в производстве. Компании понимают, что чем быстрее сотрудники предприятия приобретут навыки практического использования нового софта, тем скорее будет виден результат от его внедрения. Поэтому они все чаще обращаются в специализированные учебные центры, такие, как "Академия САПР и ГИС", где им не просто показывают стандартный функционал программы, а рассказывают, как применять его для решения конкретных задач предприятия". Аналогичным образом проходит обучение и у других поставщиков. Как отметил Дмитрий Ксенофонтов, обычно люди сначала осваивают систему самостоятельно и на курсы приходят с некоторой подготовкой. Дальше обучение строится на конкретных примерах решения задач заказчика. В компании "Гетнет" тоже стали больше внимания уделять обучению пользователей. "Недавно мы стали партнером Dassault по обучению и можем выдавать сертификаты, которые котируются во всем мире", - сообщил Павел Голдовский.
Павел Голдовский
Усилия поставщиков по просвещению пользователей не пропадают даром - по единодушному мнению игроков, они стали более образованными. Но у этого есть и обратная сторона. Как подметила Анастасия Морозова, из-за переизбытка информации клиенту бывает трудно выбрать систему, способную оптимальным образом решить его задачи. Ведь многие продукты не очень сильно различаются по функциональным возможностям, поэтому большое влияние на выбор оказывают такие показатели, как цена, производитель, реальные примеры внедрения данного продукта в России. В такой ситуации правильное решение могут принять только специалисты, хорошо знающие САПР.
Но откуда берется этот переизбыток информации? Ведь в нашей стране очень мало специализированных изданий по САПР, а независимой экспертизы не существует совсем. Русская промышленная компания опросила своих клиентов и выяснила, что главным источником информации являются не СМИ, а сайты поставщиков и Интернет-форумы, где люди обмениваются опытом использования систем. Конечно, такой метод "сарафанного радио" трудно назвать идеальным способом сбора информации. Но, посетовали участники круглого стола, куда еще обратиться пользователю, когда у нас нет независимого издания, которое могло бы объективно оценить тот или иной продукт?
Заказчик - кто он?
Раньше внедрением САПР в нашей стране в основном занимались крупные предприятия. Сейчас это положение постепенно меняется, начинают проявлять интерес игроки среднего и даже малого бизнеса. Как заметил Евгений Бахин, образовался новый рынок - малый инженерный бизнес. "Эту особенность мы заметили в прошлом году, - рассказал он. - Очень сильно вырос спрос со стороны некрупных фирм, причем часто в нетрадиционных регионах, где даже нет развитой промышленности". Похожую тенденцию подметил и Дмитрий Ксенофонтов: "Возник целый ряд предприятий, небольших и динамичных, заинтересованных в повышении производительности труда, знающих конкретную цель и под нее покупающих программы. Раньше их было гораздо меньше". С ним согласен Вячеслав Климов: "На малых и средних предприятиях бизнес развивается более динамично, чем в крупных корпорациях, деятельность которых очень инертна и традиционна. Ведь небольшие фирмы считают свои деньги. А в крупном бизнесе САПР выбирают по другим критериям, зачастую следуя примеру западных компаний. Поэтому наш рынок часто засоряется ненужными дорогими технологиями. Проблема крупных предприятий России в том, что они редко оценивают экономический эффект от внедрения технологий".
Стоит ли внедрять САПР?
Как же заранее определить экономический эффект от внедрения САПР? Существуют разные методы. Можно применить классический подход на основе моделирования. Но, по словам Евгения Бахина, проблема здесь заключается в том, что очень тяжело, а порой и просто невозможно собрать исходные данные предприятия. Кроме того, нельзя забывать и нематериальные критерии, которые вообще не поддаются количественной оценке, например управляемость, возможность сертификации системы качества по стандартам ISO, повышение престижа. Поэтому прямым моделированием определить эффективность бывает сложно.
К счастью, имеются эмпирические методы. Об одном из них рассказала Анастасия Морозова: "Можно вычислить отдельные составляющие отдачи с помощью пилотного проекта. Мы берем небольшую подзадачу и показываем заказчику, как она решается после внедрения САПР. Например, посмотрите, как увеличивается скорость работы при взаимодействии со смежниками. Сколько денег вы тратите на стендовые испытания? А если автоматизировать инженерные расчеты, то стендовые испытания будут не нужны. На таких частных задачах мы показываем эффективность внедрения. Я привела лишь малую часть. А на самом деле параметров, по которым можно оценить эффективность инвестиций в САПР, намного больше".
Еще о двух методах рассказал Евгений Бахин. Первый основан на сборе статистики у клиента до и после внедрения САПР. "На основе этих сведений можно определить рост производительности и использовать полученные данные для других предприятий с похожей продукцией и организацией труда", - объяснил он. Вторая методика состоит в выявлении у заказчика узкого места и подсчете эффекта от его устранения. В качестве примера г-н Бахин привел крупнейшее газотурбиностроительное предприятие "Зоря-Машпроект": "По рассказам специалистов, там было одно очень узкое место - низкий уровень выхода годных турбинных лопаток. Они купили систему по моделированию литья и подняли этот показатель в несколько раз, тем самым повысив рентабельность предприятия".
Тенденции и перспективы
Сейчас рынок САПР в России растет. Но здесь не обходится без проблем. Одной из них являются российские стандарты, такие, как ЕСКД (Единая система конструкторской документации), затрудняющие внедрение зарубежного ПО на наших предприятиях. Однако, по мнению Павла Голдовского, и в западных САПР можно учитывать российскую специфику. Один из способов - настройка ПО на требования ЕСКД, другой - интеграция с отечественными продуктами для технологической подготовки. Он также подчеркнул рост влияния на рынок САПР международных проектов, особенно в авиационной, автомобильной и судостроительной областях. Участвующие в них отечественные предприятия выбирают те же средства автоматизации проектирования, что и зарубежные партнеры. Но г-н Климов не согласился с таким подходом: "Есть механизмы, которые позволяют работать с другими САПР без потери точности и ассоциативности. Поэтому богатый Запад может использовать один продукт, а российский партнер - другой, более подходящий по цене и подготовленный для нашего рынка".
Анастасия Морозова отметила тенденцию к повышению спроса на полное обслуживание, включающее предпроектное обследование, поставку программного и аппаратного обеспечения, внедрение и обучение сотрудников. "По словам заказчиков, гораздо удобнее и эффективнее работать с одной компанией, отвечающей за все этапы внедрения САПР", - сказала она. Ее поддержал Евгений Бахин: "Клиент старается получить от поставщика все, что ему может потребоваться сейчас и в ближайшее время, а поставщик, естественно, хочет этому соответствовать. Такова чисто российская особенность. В результате в отличие от Запада у нас пока мало компаний, которые специализируются в определенной нише".
Еще об одной тенденции в области западных САПР рассказал Павел Голдовский. С рынка уходят старые системы - Euclid, CADDS 5, Catia V4, уже исчерпавшие потенциал развития. Их пользователи вынуждены переходить на более современный софт, и за них сейчас развернулась настоящая борьба. По его словам, это объективный процесс, который Запад ощутил раньше нас.
А Дмитрий Ксенофонтов отметил рост спроса на программы для автоматизации труда технологов. Если раньше основное внимание уделялось конструкторам, то теперь дошла очередь и до технологов, выполняющих вручную массу рутинных работ.
Важная глобальная тенденция последнего времени - переход от точечной автоматизации, охватывающей отдельные рабочие места, к комплексным решениям для реализации сквозного цикла проектирования, инженерного анализа, подготовки к производству и управления инженерными документами. В нашей стране этот процесс тоже идет, но, по словам г-на Климова, его затрудняет недостаток высококвалифицированных кадров, необходимых для таких сложных проектов. "У нас требованиям комплексной автоматизации соответствует не более трех десятков крупных предприятий", - сказал он. Однако Дмитрий Ксенофонтов сообщил, что не только гиганты интересуются комплексной автоматизацией: "С подобными предложениями к нам обращаются и малые предприятия. Они тоже хотят работать в едином информационном пространстве".
Но главной тенденцией нашего рынка остается рост спроса, благодаря которому объемы продаж САПР будут расти. Основная причина, по словам Евгения Бахина, заключается в общей благоприятной ситуации в экономике, позволяющей предприятиям продолжить техническое перевооружение. Поэтому, считает он, в нынешнем году у разных поставщиков доходы вырастут на 25-60%.