ПОРТАЛЫ

Компания MetaGroup (www.metagroup.com), анализирующая ИТ-рынок, опубликовала исследование "Workflow and Portals: Together at Last" ("Workflow и порталы: наконец-то вместе") о развитии и использовании корпоративных порталов в 2004 г.

Согласно этому исследованию, в 2004-2005 гг. проблема консолидации различных портальных инфраструктур (portal frameworks) от поставщиков ERP-систем, инструментов управления контентом (content management tools), пакетов для электронной коммерции и т. п. будет критичной для крупных организаций, входящих в список Global 2000.

К 2005 г. большие многопрофильные софтверные компании, выпускающие порталы, определятся с их позиционированием в рамках наборов своего ПО и связями порталов с другими частями этих наборов. А небольшие независимые фирмы, специализирующиеся на разработке порталов, будут искать свои ниши на рынке, внедряя новые технологии и создавая специализированные решения для отраслей.

К 2006 г. портальные инфраструктуры станут ключевым элементом для обеспечения доступа к системам автоматизации процессов, включая системы workflow для поддержки деятельности людей (human-oriented workflow). К 2007-му портальные инфраструктуры и инфраструктуры для создания и выполнения композитных (составных) приложений сольются; кроме того, аналитики MetaGroup полагают, что снизится процент неудачных проектов по созданию порталов (от 30% в 2003 г. до 10%) благодаря совершенствованию портальных продуктов и распространению опыта реализации лучших проектов.

Обеспечение работы с системами workflow для поддержки деятельности людей выходит на первый план для портальных инфраструктур. Год 2004-й будет "годом процессного портала (process portal)" для этих инфраструктур (2001-й называют годом контентного портала, 2002-й - это год доступа к приложениям и 2003-й - год обеспечения совместной работы).

Наиболее эффективно применение workflow в среде порталов в следующих случаях.

- Наличие многочисленных приложений. Если процесс выполняется целиком в рамках одного приложения (например, в ERP-системе, системе управления контентом), он может быть автоматизирован благодаря использованию функциональности workflow этого приложения. Портальные инфраструктуры дают эффект тогда, когда множество приложений вовлечено в осуществление процесса, особенно если это приложения различных типов (например, на основе Web-браузера, "толстый" клиент, приложение мэйнфрейма).

- Один сотрудник выполняет весь бизнес-процесс. Портальные инфраструктуры наилучшим образом подходят для процессов, выполняемых одним человеком. Если процесс обработки запроса о выдаче кредита состоит из пяти шагов и все они производятся одним человеком, то применение портала в этой ситуации скорее всего имеет смысл. Однако если эти шаги выполняются различными людьми, то применение средств класса EAI (Enterprise Application Integration, интеграция приложений предприятия) будет более эффективным.

- Управление минимальным состоянием (minimal-state management). Спектр процессов, автоматизируемых в среде портала, может варьироваться от процессов с полным отсутствием информации о состоянии - это, например, проведение пользователя (guiding the user) шаг за шагом по процессу без отслеживания введенной информации на предыдущих шагах - до процесса с управлением "простым" состоянием (simple-state ma-nagement), например передача фамилии и номера клиента из шага 2 на шаг 3. Управление же сложным состоянием (advanced-state management), характерным для долготекущих процессов, в которых информация о состоянии может храниться сутки или более (причем она может состоять из сложных по структуре данных большого объема, а затем передаваться другим пользователям), представляется сейчас задачей не для среды портала.

- Помощь при принятии решений (assis-ted decision making). Сценарий, при котором многие фрагменты информации агрегируются и представляются в контексте, позволяющем человеку принять решение, хорошо соответствует задачам портала. И наоборот, шаги, которые выполняются автономно и не предполагают паузы для принятия решения человеком, например ввод информации в систему B из системы A, вычисление оценки и отклонение запроса о выдаче кредита, если эта оценка меньше заданного лимита, лучше всего управляются интеллектуальным (intelligent) брокером шины класса EAI.

Но прежде чем возможности workflow могут быть использованы в полной мере, должно быть решено немало проблем, связанных с организацией бизнеса. Многие "ручные" процессы c участием множества людей и систем можно в принципе автоматизировать в среде портала, но они оцениваются как слишком неформальные, трудные для формализации, стандартизации и автоматизации средствами workflow. Определение лучших методик выполнения шагов, составляющих такой процесс, может потребовать долгого времени и участия различных подразделений организации. Кроме того, и определение владельца такого процесса может оказаться трудным делом.

Поставщики портальных инфраструктур начали внедрять поддержку workflow еще в 2002 г., но низкий уровень ее применения конечными пользователями затормозил ее развитие. Только немногие фирмы добились прогресса в поддержке workflow.

Фактически только портал компании Tibco стал единственным продуктом с данной функциональностью, удостоившимся отличной оценки в рейтингах METAspectrum по разделу корпоративных порталов (см. обзор рынка корпоративных порталов в METAspectrum на www.metagroup.com). Но немало поставщиков получили хорошую оценку: Oracle, IBM, BEA, Sybase, Vignette, PeopleSoft, Sun, Novell. А компании CA, SAP, Microsoft хотя и не получили таких оценок, но, как ожидается, быстро исправят это положение, так как поддержка автоматизации процессов на основе workflow уже неплохо реализована ими в других продуктах и должна быть перенесена в порталы.

Россия же отстает от развитых стран как по разработке корпоративных порталов, так и по автоматизации бизнес-процессов на основе workflow. Немногие известные по открытым источникам примеры использования workflow в среде порталов относятся не к поддержке бизнес-процессов, а к поддержке сугубо технологических процессов вроде сбора информации для сервера публикаций. Так что "год workflow" в российских порталах наступит, к сожалению, еще не скоро.