КОНФЕРЕНЦИИ

Российское подразделение Microsoft Business Solutions провело 27 мая масштабную конференцию "К совершенству управления. Задачи, решения, успех", в центре внимания которой стояли вопросы создания системы управления предприятиями на базе платформы MBS-Navision. Это решение по своему функционалу во многом пересекается с другим продуктом - MBS-Axapta, но ориентировано на нижний слой средних предприятий и, судя по всему, пользуется в России более широким спросом. Это было заметно и на прошедшем мероприятии, на котором побывали свыше 1200 представителей заказчиков из более чем 100 городов России. По оценкам организаторов, не менее 70% из них - потенциальные клиенты, остальные - предприятия, уже применяющие Navision, и компании-партнеры, продвигающие эти решения.

В рамках конференции была впервые продемонстрирована локализованная версия системы MSB-Navision 3.70, включающая целый ряд новшеств, в том числе усовершенствованную интеграцию с MS Outlook и другими приложениями MS Office и функциональные модули, в которых учтены все основные изменения в российском законодательстве (см. PC Week/RE, N 17/2004, с. 41). Вместе с тем следует отметить, что по вполне понятным причинам никаких революционных расширений в представленной версии (по сравнению с 3.60) не было. Тем более что со многими из них нынешние пользователи уже знакомы, так как эти дополнения получаются ими по подписке по мере их появления.    

Команда менеджеров европейского и московского отделений

 Microsoft во главе с Кристофером Бреннаном (стоит слева)

Именно поэтому основной акцент в тематике конференции был сделан на технических и практических вопросах применения MBS-Navision, рассмотренных в 24 докладах на четырех параллельных секциях (более половины из них были построены на примерах реальных проектов). Большой интерес вызвал у слушателей ряд сообщений, посвященных методологическим вопросам организации работ по внедрению решений, а также внешнему аудиту выполненных проектов. В этом году впервые на подобных конференциях MBS работали лабораторные классы, в них участники могли познакомиться с новой версией Navision 3.70 самостоятельно или с помощью тренеров.

Как обычно, на конференции была развернута выставка, в которой приняли участие около двадцати сертифицированных партнеров MBS. Они представили свои наработки в различных отраслях: оптовой и розничной торговле, пищевой и химической промышленности, финансовом секторе и пр. Нужно сказать, что последние два года развитие рынка MBS в России идет в направлении специализации партнеров по различным вертикальным рынкам и создания ими отраслевых решений. Это было хорошо видно и на прошедшем мероприятии.

Но все же нужно отметить, что представленные партнерами решения пока еще далеки от варианта отчуждаемых продуктов, которые могли бы продаваться не только самим разработчиком, но и другими компаниями (а ведь крупные партнеры MBS имеют собственные дилерские сети). Для иллюстрации этой ситуации можно привести такой пример. В настоящее время сразу несколько компаний предлагают свои разработки для автомобильных дилеров. А другие идут по другому пути: занимаются продвижением локализованного варианта немецкого продукта Incadea для продавцов автомобилей. Так вот, российские решения до такого уровня отчуждения пока явно недотягивают, хотя партнеры заявляют о намерении вывода на рынок подобных систем уже в ближайшее время.

Однако при всей важности обсуждения практических вопросов применения MBS-Navision клиентов и партнеров интересуют перспективы будущего развития технологий MBS. Ведь хотя Microsoft объявила о намерении обеспечить поддержку существующих продуктов до 2013 г., понятно, что вряд ли стоит ожидать появления каких-то принципиальных новшеств в тех же Navision и Axapta. В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на один момент.

Безусловно, решения MBS за последние два года вышли в лидирующую группу в российском сегменте средних предприятий. Но при этом аналитики отмечают в последние месяцы явное затишье в маркетинговой деятельности MBS в нашей стране по сравнению с активностью в течение первого года после вхождения Navision в состав Microsoft (это произошло ровно два года назад). Такой спад является вполне естественным и объясняется двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, Microsoft ведет разработку новой технологической платформы MS Business Framework, и развитие текущих продуктов идет по сугубо эволюционному пути. С другой стороны, идет процесс интеграции всего бизнеса Navision в корпоративную структуру Microsoft, наиболее сложный этап которого пришелся как раз на нынешний финансовый год корпорации (он стартовал 1 июля 2003 г.).

Наверное, именно проблемами этого переходного периода объясняются задержки нынешней зимой с выпуском обновлений для русских версий продуктов MBS, а также то, что российское отделение явно не спешит с выводом на наш рынок продуктов, объявление которых в США состоялось осенью 2003 г. (в частности, MS CRM и Demand Planner).

Вопросам развития бизнеса MBS посвящены два пленарных доклада конференции, они были также в центре внимания прошедшей пресс-конференции. Качественно новой информации в них содержалось не очень много, но в целом создалось впечатление, что процесс вхождения Navision в Microsoft завершается и в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшей активизации деятельности MBS в России. В пользу этого говорит, в частности, посещение конференции представительной группой менеджеров европейского отделения Microsoft во главе с директором Microsoft по странам Восточной Европы Кристофером Бреннаном, подчеркнувшим в своем выступлении отличные перспективы для развития бизнеса корпорации в России.

На встрече с журналистами директор департамента по работе с малыми и средними организациями московского представительства Microsoft Евгений Воронин сообщил о завершении процесса объединения двух партнерских сетей - широкого традиционного канала поставок продуктов Microsoft и узкого MBS (последний охватывает сегодня около 120 компаний). Подробности новой партнерской программы, которая включает 12 категорий, будут объявлены в июне. Главной ее целью является не просто расширение числа партнеров, а выход на новые вертикальные и региональные рынки.

Кроме того, MBS намерена понизить планку доступности продуктов Navisoin потеницальным заказчикам. Руководитель направления "MBS/Россия" Олег Паленов сообщил, что в дополнение к существующей модели лицензирования (отдельная оплата функциональных блоков и числа пользователей) теперь клиенты смогут приобрести набор наиболее часто применяемых модулей и оплачивать только клиентские лицензии. Стоимость такого продукта с одним пользовательским местом составит 1500 долл.

На пресс-конференции был также задан традиционный вопрос о конкурентах MBS, от ответа на который московские менеждеры традиционно уходят. Но на этот раз на него решил ответить директор MBS/EMEA по развитию продуктов Жан Марк Куллман, не очень знакомый с местными обычаями. Он сразу назвал фирму - основного соперника MBS на рынке малых и средних предприятий - One-C. При этом он отметил, что парадокс ситуации заключается в том, что "1С" является одновременно крупнейшим технологическим партнером корпорации в плане ее общей программной платформы, и Microsoft приложит все усилия для сохранения этих отношений.

Правда, после этого выступления Олег Паленов добавил, что пока основная конкруренция на рынке средних клиентов, в основном, наблюдается внутри партнерского канала MBS.

Версия для печати