Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I квартале 2004 г.

Структура российского рынка компьютеров. I кв. 2004 г.

 (в натуральном выражении)

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за I квартал 2004 г. оценивается примерно в 1045,5 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует 683 млн. долл.

Почти 82% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, около 12% - на ноутбуки, 4% - на карманные компьютеры (КПК) и чуть более 2% - на серверы (на платформе Intel).

По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос почти на 24,5%. На рынке серверов рост составил 48,3%, а ноутбуков было продано на 138,3% больше, чем в I квартале 2003-го. Налицо взрывной рост рынка КПК, объем продаж которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 3,6 раза, при этом количество КПК, проданных в I квартале 2004 г., уже превышает половину объема продаж за весь 2003 г.

Лидером продаж ПК по итогам I квартала является компания Kraftway. В этом сегменте доля первой тройки компаний*1 - Aquarius, Kraftway, K-Systems - составила 12,7% всего объема продаж настольных компьютеров.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли*1 Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung, Toshiba - на их долю приходится 56,8% всех продаж.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.    

На рынке КПК сохранилась высокая степень консолидации по производителям. Доля первой пятерки компаний*1 - Asustek, Hewlett-Packard, Nokia, palm One, Sony - составила 84,2% продаж карманных компьютеров.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

В сегменте серверов в первую тройку производителей этого класса техники входят такие компании*1, как Hewlett-Packard, IBM и Kraftway, которые суммарно контролируют 47,9% продаж в натуральном выражении.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в I квартале 2004 г. составил около 1,28 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 30% в штучном исчислении и на 54% - в денежном, что означает очень существенный рост средневзвешенной стоимости мониторов. Это объясняется сильным сокращением сегмента самых дешевых 15-дюймовых ЭЛТ-аппаратов, которые практически повсеместно сняты с производства, и увеличением доли ЖК-мониторов, превысившей 60% рынка в денежном исчислении.

Кроме того, наблюдавшееся во второй половине 2003 г. перераспределение продаж 15-дюймовых ЖК-аппаратов в пользу 17-дюймовых ЖК-мониторов в I квартале текущего года лишь усилилось. Доступность таких мониторов была выше, чем 15-дюймовых устройств. В результате в I квартале только около 40% рынка ЖК-мониторов формировалось 15-дюймовыми аппаратами. Скорее всего данная тенденция продолжится и в будущем.

В I квартале в первой тройке основных игроков произошли некоторые изменения. Лидером рынка по-прежнему является компания Samsung, за ней следует LG, а на третье место опять возвратилась NEC.

Принтеры

Объем продаж на рынке принтеров в I квартале превысил 800 тыс. шт. (рост на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.). В денежном выражении продажи увеличились почти на 25% - значительно больше, чем в предыдущие кварталы. Это объясняется тем, что в структуре принтерного рынка по-прежнему около половины продаж составляют лазерные устройства, а также тем, что в начале года отмечалось повышение розничных цен на многие массовые модели как лазерных, так и струйных принтеров. Продолжалось сокращение доли матричных устройств, которая в количественном отношении составила менее 3% от всего объема проданных принтеров.

По сравнению с IV кварталом тройка лидеров не изменилась, в нее входят компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Настольные МФУ

Настольные многофункциональные устройства продолжают оставаться наиболее динамично развивающимся сегментом компьютерной периферии. По сравнению с началом 2003 г. объем их продаж вырос почти на 150% в натуральном выражении, составив около 70 тыс. шт. В денежном исчислении рынок настольных МФУ увеличился вдвое.

Основной вклад в этот рост внесли устройства на основе струйной технологии печати, опережающие по темпам роста лазерные МФУ.

В целом по рынку МФУ тройка лидеров выглядит следующим образом: Epson, Hewlett-Packard и Xerox*1. В сегменте МФУ с лазерной технологией печати в число ведущих поставщиков вошли компании* Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, а в сегменте струйных МФУ - Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Мультимедийные проекторы

В I квартале 2004 г. на российский рынок было поставлено 12,5 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors - MMP), что в 2,85 раза выше показателей аналогичного периода прошлого года. Однако следует учитывать, что столь аномально большие темпы роста во многом обусловлены началом второй волны масштабнейшего проекта "Дети России", который реализует Министерство образования РФ. Если этот тендер не учитывать, то увеличение регулярного рынка было "всего" в 1,8 раза, что также существенно превышает уровни предыдущих лет. Это объясняется сочетанием следующих основных факторов: значительной ценовой эрозией, благодаря которой средневзвешенная стоимость MMP заметно снизилась и данная продукция начала вступать в зону ценовой эластичности, и ростом количества активных игроков на этом "молодом", только складывающемся рынке.

По итогам I квартала на первом месте оказалась компания Sharp, однако большинство ее поставок осуществлялось в рамках упомянутого тендера. Если учитывать только регулярный рынок, то лидерство сохранила компания Sanyo. В лидирующей группе также Panasonic, а место InFocus заняла компания Epson, предложившая довольно агрессивные цены и крайне быстро нарастившая объемы продаж. Кроме названных компаний в прошедшем квартале наиболее заметны были*1 BenQ, InFocus, Mitsubishi и NEC.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Плазменные панели и телевизоры

Российский рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel - PDP) традиционно показывает рекордные темпы роста, которые при этом еще и увеличиваются. Первый квартал 2004 г. показал рост рынка в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а всего за отчетный период было поставлено более 12,5 тыс. устройств. Данный рост сопровождался ощутимой ценовой эрозией, и средневзвешенная стоимость одной панели снизилась почти на 7% по сравнению с уровнем 2003 г.

Невзирая на то что российский рынок PDP традиционно был большей частью ориентирован на домашнего потребителя, в структуре продаж преобладали устройства, не оборудованные телевизионным тюнером и, строго говоря, не являющиеся телевизорами. Однако, как показывает статистика, в I квартале текущего года наметился рост продаж "законченных" плазменных телевизоров, которые составили почти половину всех реализованных аппаратов.

Поскольку рынок PDP становится все более массовым, а продажи в основном идут на домашний рынок, в нем не может не проявляться влияние сильнейших игроков обычного телевизионного рынка. Лидирующая тройка*1 выглядела следующим образом: Pioneer, Philips и Samsung. Сильны также позиции компаний* Fujitsu, Hitachi, LG, Panasonic, Sony, Toshiba.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Жидкокристаллические телевизоры и информационные панели

Абсолютные рекорды по темпам роста демонстрирует рынок ЖК-телевизоров и информационных ЖК-панелей (при этом учитывались только полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 40 дюймов, не включены маленькие переносные аппараты, автомобильные ТВ, проекционные телевизоры на базе ЖК-панелей).

За I квартал текущего года было продано более 22 тыс. аппаратов. Если же сравнивать эти показатели с аналогичным периодом прошлого года, то рынок увеличился более чем в 5 раз!

По итогам I квартала среди поставщиков ЖК-телевизоров выделяется тройка лидеров*1: Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, хорошие продажи показывают LG, Panasonic, Sony и Toshiba*1.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.     

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в I квартале 2004 г. было продано более 307 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил почти 46 млн. долл. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 17 и на 12% соответственно. Это несколько ниже темпов роста в предыдущие периоды, однако мы не стали бы сейчас утверждать, что рынок ИБП перестает быть интересным. Дело в том, что последний квартал 2003 г. показал рекордные объемы поставок - почти 450 тыс. устройств, и скорее всего имеет место локальное насыщение.

Среди технологических трендов стоит упомянуть планомерный рост рынка on-line-ИБП, чья денежная составляющая за год выросла еще на 2%.

Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman*1. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus и Powerware *1.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Сканеры

В I квартале объем продаж офисных сканеров превысил 230 тыс. шт., увеличившись за год на 50%. Почти на столько же вырос и денежный объем рынка, на котором наблюдалась такая же тенденция, как и в принтерном сегменте периферии, - некоторый рост розничных цен на большинство массовых моделей планшетных сканеров. Тем не менее в структуре продаж доминирующее положение продолжают занимать устройства нижнего ценового класса (до 100 долл.), рыночная доля которых в количественном выражении составила около 70%.

По объему продаж лидерами остаются компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Mustek, их суммарная доля составляет около двух третей рынка сканеров.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260, e-mail: expert_market@itresearch.ru , www.itresearch.ru.

Версия для печати