СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Близится столетие со дня рождения Андроника Гевондовича Иосифьяна (1905-1993) - выдающегося ученого, инженера, конструктора, талантливого изобретателя. Это была яркая, смелая личность, способная выдвигать оригинальные идеи и конструкторские решения и добиваться их реализации. Круг его научных и конструкторских интересов был исключительно широким: от теорий специальных электромашин до электромеханических систем ориентации космических объектов и конструирования спутников Земли и даже теоретических попыток внести свой вклад в разработку общей теории поля.

А.Г. Иосифьян был выдающимся организатором науки и промышленности, способным самостоятельно принимать крупномасштабные решения. Его кипучая энергия, широкий научный кругозор ярко проявились, когда он фактически на пустом месте организовал уникальный многопрофильный (политехнический) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ) с мощной производственной базой и множеством филиалов. Научные исследования взращенного А.Г. Иосифьяном коллектива института всегда были направлены на разработку новой техники и технологии. ВНИИЭМ (ныне Всероссийский НИИЭМ) участвовал и участвует в решении многих научно-технических проблем государственного значения. Ныне он носит имя своего создателя.    

Академик А.Г. Иосифьян

А начинал свой трудовой путь академик Иосифьян простым деревенским пастухом!

Он родился 21 июля 1905 г. в семье учителя в высокогорной армянской деревне Цмакагог в Карабахе. В годы его юности семья бедствовала: бежала в Туркестан, спасаясь от межнациональной резни. В 15 лет Андроник пошел в пастухи, в 17 - записался добровольцем в Красную Армию, в 20 лет закончил рабфак и тогда же, т. е. в 1925-м, поступил в Бакинский политехнический институт на электромеханический факультет.

В 1930 г. А.Г. Иосифьян был принят на работу в электромашинную лабораторию Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). В то время ВЭИ, созданный по распоряжению В.И. Ленина для научного обеспечения плана ГОЭЛРО, был одним из крупнейших научных центров страны. Там трудились такие выдающиеся ученые-академики, как К.И. Шенфер, К.А. Круг, Л.И. Сиротинский, В.Л. Кулебакин и другие.

Молодой А.Г. Иосифьян сразу зарекомендовал себя человеком с большим творческим потенциалом, одержимым новыми идеями.

Он создал в ВЭИ лабораторию военной электротехники. Ее патроном был маршал Тухачевский. В лаборатории занимались уникальными проектами. Например, исследовались возможности создания магнитофугальных пушек, в которых бегущее магнитное поле линейного двигателя разгоняет снаряд. Позднее, в 1939 г., Андроник Гевондович впервые в мире построил многометровый магнитофугальный линейный двигатель, который в виде модели магнитофугальной железной дороги с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Но вернемся в лабораторию Иосифьяна. Здесь разрабатывали следящие приводы (системы) разного типа для артиллерийских орудий. Крупнейшим достижением лаборатории было создание теплолокационной системы обнаружения кораблей противника. Она успешно прошла все испытания, была принята на вооружение и удостоена Сталинской премии, а лаборатория, ее разработавшая, была преобразована в институт.

Однако ни премия, ни преобразование не коснулись руководителя лаборатории. Дело в том, что в 1937 г. стали циркулировать слухи, что отец Иосифьяна арестован в Ереване, и Андроника Гевондовича исключили из партии и отправили простым сотрудником в группу Д.В. Свечарника, которая безуспешно работала над созданием бесконтактной системы передачи углового перемещения на расстояние. Придя в эту группу, Андроник Гевондович, исключительно одаренный ученый-изобретатель, предложил совершенно оригинальный принцип построения бесконтактного сельсина (БС). Предложенная им конструкция может служить классическим примером нетривиального мышления. Бесконтактный сельсин был запатентован во всех развитых странах, что в то время делалось очень редко. Началось серийное производство БС и их использование в различных объектах.

К моменту, когда автор этой статьи студентом-дипломником пришел в ВЭИ (весна 1940 г.), А.Г. Иосифьян был восстановлен в партии, и ему дали возможность открыть свою лабораторию. Мне посчастливилось стать одним из первых ее сотрудников. Осенью 1940 г. Андроник Гевондович защитил докторскую диссертацию. Вскоре ему было присвоено ученое звание профессора. Впоследствии он был избран академиком Академии наук Армении.

А.Г. Иосифьяну было тесно в рамках ВЭИ. Кроме того, он понимал, что мощности опытного завода ВЭИ недостаточны для такого большого института. И в июне 1941 г., т. е. в самом начале войны, он добился того, что получил в свое распоряжение небольшой завод для выпуска разработанных им дистанционно-управляемых маленьких танкеток, предназначенных для подрыва вражеских танков.

К заводу был прикомандирован автобатальон под командой майора А.П. Казанцева - писателя-фантаста и бывшего главного инженера опытного завода ВЭИ. Батальон предназначался для формирования фронтовых отрядов с танкетками Иосифьяна. В середине октября 1941 г. немцы подходили к Москве. Многие предприятия и организации спешно эвакуировались. 15-го октября в Москве началась паника. Метро не работало, его готовили к взрыву. Люди покидали город на чем попало. Андроник Гевондович с небольшой группой сотрудников, имея в своем распоряжении автомобильную часть для срочного отхода, переждал критическую ситуацию и остался в Москве.

Встал вопрос о размещении. Иосифьян "выбил" документ на право размещения в зданиях у Красных ворот, которые до войны занимало известное Остехбюро военной радиотехники. Однако остававшаяся там охрана не соглашалась пустить Иосифьяна на территорию. Но у него был батальон. Солдаты примкнули штыки и "штурмом" взяли эти здания. Так возникла научно-производственная организация-завод N 627 с профессором А.Г. Иосифьяном в качестве директора.

Завод разрабатывал и выпускал для фронта новую военную технику:

- электротанкетки (торпеды) для подрыва танков и дзотов;

- источники питания для радиостанций и сами новейшие переносные радиостанции с частотной модуляцией;

- специальную военную технику для партизан: подрывные машинки, прыгающие и магнитные мины, полупроводниковые источники питания для партизанских радиостанций, замаскированные под керосиновые лампы, и др.;

- биротативные электродвигатели (давнишняя любовь А.Г.) для морских торпед. Торпедами с этими двигателями был в 1944 г. потоплен крупный немецкий транспорт.

Особое значение для быстрого становления коллектива завода имело выполнение в 1942 г. в условиях прифронтового города и в короткие сроки задания Правительства: создание специальных высокоточных бесконтактных сельсинов. За эту работу в конце 1942 г., т. е. в дни Сталинградской битвы, Андроник Гевондович Иосифьян был награжден орденом Ленина.

Вскоре завод N 627 был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. Институт был ориентирован на создание на основе научных исследований новой техники и технологии. Этому способствовала утвержденная А. Г. Иосифьяном структура института, благодаря которой каждый научный отдел имел свои лаборатории, конструкторское бюро и макетную мастерскую, что значительно сокращало сроки разработки новых устройств и систем. При такой организации удавалось большинство возникающих вопросов решать внутри отдела, позволяя тем самым руководству сосредотачиваться на принципиальных вопросах и критических ситуациях. Кроме того, руководители отделов, работая в условиях самостоятельности и ответственности, быстро становились крупными специалистами в своей области.

Андроник Гевондович уделял большое внимание развитию института. С присущими ему смелостью и размахом им был создан Истринский филиал ВНИИЭМ, послуживший научно-производственной базой для ряда новых направлений, в том числе работ в области вычислительной техники. Институт развивался как многопрофильная организация. Этого требовала сама жизнь.

Еще в 1944 г. А.Г. Иосифьян выдвинул новаторскую для того времени идею: электропромышленность должна идти по пути создания единых серий электрических машин и аппаратов. (Замечу, что западные компьютерные фирмы только в 1964 г. оценили такой подход.) А.Г. Иосифьян был научным руководителем разработки нескольких поколений этих серий и удостоился звания лауреата Государственной премии.

Андроник Гевондович внес большую лепту в проводимые в институте исследования механических проблем крупных гидро- и турбогенераторов и особенно в исследования и конструирование экспериментальных электрических машин со сверхпроводящими обмотками.

Как ученый, он был очень восприимчив к новым тенденциям в науке и технике. Ему было тесно в отраслевых рамках Минэлектропрома. На этой почве у него нередко возникали конфликты с руководством министерства.

Летом 1945 г. два американских самолета В29 ("летающая крепость"), потеряв ориентировку, сели на нашем Дальнем Востоке. Сам самолет, его вооружение и электротехническое, радиотехническое, локационное оборудование представляли собой последнее слово американской техники. Сталин потребовал воспроизвести такой самолет. Выполнение этого задания было возложено на КБ А.Н. Туполева. Многие министерства, институты, предприятия были привлечены к этой работе.

Несмотря на возражение министра электропрома И.Г. Кабанова, А.Г. Иосифьян через ЦК партии добился, что ВНИИЭМу поручили разработку систем дистанционного управления пушечными установками туполевской "летающей крепости"- Т4. Под общим руководством Андроника Гевондовича был выполнен огромный объем исследовательских, конструкторских, наладочных работ и сдаточных испытаний. Государственные летные испытания Т4 прошли успешно. В 1949 г. эта работа ВНИИЭМ была удостоена Сталинской премии. Однако министерство вычеркнуло А. Г. Иосифьяна из списка участников из-за вздорной причины: он недавно получил взыскание от МК партии за ошибки в подборе кадров. Комиссия МК составила длинный список подлежащих увольнению лиц с анкетными "дефектами" (репрессированные родственники, "пятый пункт" и др.). И вот Андроник Гевондович, который всегда бережно относился к своим сотрудникам, никогда не подставлял их в случае провалов (работы часто были ответственнейшие), заслонял их своим авторитетом, и в этот раз бился с комиссией отчаянно и отбил у нее профессора Т.Г. Сорокера, Н.Н. Шереметевского, меня и некоторых других.

В 1953 г. по инициативе А.Г. Иосифьяна (при полном непонимании министерства) в институте было начато создание одной из первых в стране ЭВМ для инженерных расчетов и УВМ для управления технологическими и информационными процессами в реальном времени. Это сыграло определенную роль в истории развития отечественной вычислительной техники.

В конце 60-х по предложению А.Г. Иосифьяна - научного руководителя комплекса электрооборудования АЭС, построенные во ВНИИЭМе УВМ ВНИИЭМ-3 были приняты для обработки информационных потоков в спроектированной институтом системе автоматизации СКАЛА Ленинградской АЭС и других станций этой серии. С тех пор и по сей день это направление - одно из важных в деятельности ВНИИЭМ, но теперь системы СКАЛА создаются на разработанных в институте микроконтроллерах.

В начале 60-х правительство назначило А.Г. Иосифьяна научным руководителем направления по созданию электрооборудования атомных подводных лодок. Андроник Гевондович предложил принципиально новый подход к проектированию этого оборудования. Под его руководством в Истринском филиале был построен уникальный стенд для испытаний комплекса электрооборудования АПЛ. А.Г. Иосифьян лично участвовал в пусконаладочных работах и испытаниях АПЛ, находясь вместе с другими научными руководителями-академиками на специальном корабле.

Но главным в деятельности академика Иосифьяна и, конечно, всего института было участие в создании ракетно-космической техники страны. В конце 40-х годов А.Г. Иосифьян был назначен правительством Главным конструктором электрооборудования баллистических ракет и космических аппаратов.

Под его руководством и при активном творческом участии его заместителя Н.Н. Шереметевского были разработаны оригинальные электромеханические устройства для ракет, спутников и космических кораблей: электромашинные с прецизионными регуляторами частоты и полупроводниковые источники питания, бесщеточные двигатели постоянного тока для терморегулирования, электроприводы солнечных батарей, двигатели-маховики на магнитном подвесе ротора и другие. Главный конструктор А.Г. Иосифьян неоднократно вместе с Главными конструкторами ракет С.П. Королевым и М.К. Янгелем и Главными конструкторами отдельных систем работал на полигоне во время наладочных, пусковых и государственных испытаний баллистических ракет.

А.Г. Иосифьян, как никто другой, понимал возможности электромеханики, и у него в конце 50-х возникла идея построить и запустить собственные спутники Земли. Можно представить себе, какова была реакция чиновников министерства! Андроник Гевондович загорелся этой идеей. А ему уже было 55. Он понимал, что политехничность рожденного им института облегчает выполнение комплексной работы, так как уменьшается число смежников и потери времени на взаимодействие с ними. При поддержке С.П. Королева Андроник Гевондович получил разрешение создать свой небольшой спутник для испытания электрооборудования в космосе.

Для этой работы он открыл новый, молодежный отдел. В нем был только один умудренный годами конструктор М.Т. Геворкян, уволенный в 1949 г. по злосчастному списку МК партии. Иосифьян всегда умел зажечь своим энтузиазмом молодых. Он смело выдвигал их на ответственные позиции. Многие в институте сомневались в успехе этого дела, иронически называли отдел детской технической станцией. Однако под руководством А. Г. Иосифьяна и при его непосредственном участии был разработан, изготовлен и запущен спутник "Омега".

Принципиальное значение этого спутника в том, что в нем впервые была реализована блестящая идея А.Г. Иосифьяна - трехосной электромеханической ориентации с питанием от солнечных батарей. Благодаря успеху этого проекта на ВНИИЭМ было возложено создание метеорологических спутников. А.Г. Иосифьян стал Главным конструктором спутника "Метеор". Он непосредственно руководил всем комплексом работ по проектированию, изготовлению и приборному оснащению серии этих спутников, имевших трехосную электромеханическую систему ориентации и стабилизации высокой точности. Спутники были снабжены сложной научной и информационной аппаратурой для сбора и передачи оперативной метеорологической информации и проведения исследований природных ресурсов Земли. В течение 20 лет различные модификации этих спутников успешно работали на околоземных орбитах.

В конце 1973 г. в результате интриг чиновников и не без участия в них кое-кого из руководства института, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и дважды Государственной премий академик Иосифьян был вынужден покинуть пост директора с условием, что он останется научным руководителем института. Но фактически А.Г. Иосифьян был отстранен от всех работ. А ему не исполнилось еще и 70, и это при его энергии!

Последние годы жизни Андроник Гевондович по-прежнему в своем знаменитом кабинете занимался тем, чему в прошлые годы отдавал почти все свое свободное время - попытке найти подходы к общей теории поля...

Версия для печати