ГОСУДАРСТВО

24 июня Комитет по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ провел расширенное заседание по вопросу о состоянии и перспективах развития информационных технологий и связи.

Основным докладчиком на нем был неожиданно для всех назначенный на пост министра неожиданно для всех созданного Министерства информационных технологий и связи Л. Д. Рейман. То, что Леониду Рейману все-таки удалось убедить правительство и президента в необходимости данного министерства, безусловно, вызывает уважение. Как заявил в своем выступлении один из депутатов, "...воссоздание Мининформсвязи - важный шаг в преодолении цифрового неравенства между Россией и передовыми странами Запада". Он же обратил внимание на то, что если раньше министерство называлось "Министерство связи и информации", то теперь слова "связь" и "информация" в названии поменялись местами, что говорит о существенном изменении в приоритетах работы этого учреждения.

Но вернемся к докладу господина министра, обозначившего сферой деятельности нового министерства разработку и внесение на рассмотрение правительства правовых актов - их применением будут заниматься агентства Мининформсвязи.

Леонид Рейман

Леонид Рейман начал с победной реляции по поводу того, что число пользователей сотовой связи в России превысило 40 млн. человек, т. е. приближается к 30-процентному охвату населения страны. Думаю, что реальная цифра все-таки на 5-7 млн. меньше, так как статистика ведется по числу выданных номеров, но результат тем не менее налицо. Правда, особой заслуги в этом правительственных органов я, может быть, в силу недостаточной информированности (бывшее Минсвязи не особенно баловало вниманием журналистов) не вижу.

Далее Леонид Дододжонович остановился на том, что к принятому в конце прошлого года Закону о связи необходимо подготовить нормативные акты, обеспечивающие работу этого закона. Их подготовку задержала проводимая правительством административная реформа, поскольку объем документов, которые должны быть в ее рамках срочно рассмотрены, огромен. Тем не менее в Госдуму внесен проект постановления о системе телефонной нумерации и ряд других актов. Все осложняется тем, что многие министерства (например, Минфин) и их агентства не имеют еще утвержденных положений, что затягивает процесс перевизирования документов.

В выступлении г-на Реймана довольно много было сказано о почтовой связи и соответствующем законе, принятом в июне 1999 г. Поскольку работа данного ведомства, имеющего 42 тыс. отделений по всей стране, мало кого удовлетворяет, главным образом по срокам доставки, то сейчас готовятся поправки к упомянутому закону, обеспечивающие расширение предпринимательской деятельности в этой сфере. Должен быть определен статус национального оператора почтовой связи "Почта России". В докладе прозвучали некоторые оправдательные нотки, что, мол, и во многих других странах с почтой проблемы, однако отправляя письмо в Америке, я всегда уверен, что через один-два дня оно попадет к адресату. В пределах же Москвы, судя по письмам, приходящим в редакцию, почта доставляется неделями. Поскольку доходы почтовых отделений от доставки пенсий составляют от 50 до 60%, то на слушаниях много внимания было уделено попыткам Пенсионного фонда забрать эту услугу себе.

В докладе была упомянута и пресловутая проблема спама. По мнению Л. Реймана, для борьбы с этим явлением нужно внести корректировку в закон о рекламе и в Гражданский кодекс. При этом следует наказывать тех, кто непосредственно осуществляет рассылку, а их легко вычислить через заказчиков, координаты которых имеются в текстах писем. Боюсь, что это несколько упрощенный взгляд на проблему спама. Более половины непрошеной почты поступает из-за рубежа. Поэтому в первую очередь должно быть выработано международное законодательство, позволяющее пресекать деятельность спамеров. Локальные законы полезны, но проблему не решат, так как источники рассылки спама просто будут перенесены в азиатские страны или в какую-нибудь Гану, получающую хорошие деньги за распространение сказки о нуждающейся в помощи вдове миллионера. Кроме того, непонятно, как закон о рекламе может быть применен к спаму с политическим PR’ом. Так как для спамовой рассылки очень часто используются хакерские технологии, позволяющие делать это с чужих компьютеров, то небезосновательны опасения, что быстро выявить спамера тоже не очень просто. Тем не менее бороться со спамом, наносящим стране значительный экономический ущерб, настоятельно необходимо, и весьма жаль, что работа над соответствующим законом недопустимо затянулась.

Среди других законов, потребность в которых назрела, упомянуты:  закон о переходе на цифровое телевидение. Этот документ готовится и важен для потребителей (в России 40 млн. ТВ-приемников) и производителей;  комплекс актов по электронной коммерции;  закон об информационной открытости.

Предлагается также оптимизировать часть закона о СМИ, связанную с распространением массовой информации в Интернете, и уточнить Закон об информатизации и защите информации 1994 г.

Л. Рейман обещал, что все лицензирование по видам деятельности будет производиться на конкурсной основе, а их количество ограничено.

В качестве примера повышения эффективности законов г-н Рейман назвал ситуацию, когда заказ спутников связи гражданского назначения осуществляется через федеральные органы, а участие ФО в таких проектах законом не закреплено. В то же время не имеющее денег государство хотело бы получить часть ресурса этих спутников.

Наконец, при ответах на вопросы г-н Рейман пояснил весьма загадочное для меня утверждение о том, что административная реформа будет способствовать информатизации страны. По его словам, один из аспектов административной реформы - внедрение административных регламентов, применяемых при принятии решений. Эти регламенты перекладываются на компьютерные технологии, что предполагает: 1) внедрение в правительстве электронного документооборота; 2) создание инфраструктуры, обеспечивающей гражданам доступ к информации; 3) наличие у каждого гражданина доступа в Интернет.

Исходя из этого фокусом работы министерства сейчас станут сельские населенные пункты, так как в 50 тыс. таких пунктов России отсутствуют услуги связи, а в городах сервисы и так растут.

Директор Федерального агентства связи Дмитрий Милованцев в своем выступлении говорил о необходимости расширять доступ населения к сетям связи. Универсальные услуги связи подразумевают установку таксофонов и предоставление выхода в Интернет. При этом выход в Сеть в населенных пунктах с числом жителей более 500 предусмотрен с пунктов коллективного доступа, а таксофоны должны быть установлены таким образом, чтобы до аппарата можно было добраться пешком максимум в течение часа. Так как эти услуги убыточны, то должен быть разработан механизм возмещения убытков операторам универсальных услуг. Докладчик отметил, что для России перспективен выбор таких операторов на основе открытого конкурса.

По результатам слушаний комитет, как водится, подготовил рекомендации. На этом можно было бы, конечно, только поаплодировать всем участникам, но вот ощущения полного счастья почему-то так и не наступило. Было видно, что г-н Рейман и его команда отлично подготовились к слушаниям, а вот депутатам стоило бы отнестись к этому мероприятию посерьезнее. И задать - поскольку в теме значились перспективы развития - возможно, не слишком приятные вопросы. Например, кто в России занимается планированием и развитием российского сегмента Интернета и какова национальная политика и программа в этой области? Можно, конечно, сбросить эти вопросы на провайдеров, но у них интерес прежде всего коммерческий. Совпадает ли он с интересами государства? По крайней мере в этом нужно убедиться или же сделать так, чтобы интересы совпадали. А почему, скажем, в стране, где больше 40 млн. пользователей сотовой связи, нет производства отечественных мобильных телефонов?

Да мало ли таких вопросов могут и обязаны задать депутаты и граждане. Кто же все-таки в нашей стране отвечает за развитие высоких технологий? Где они, национальные приоритеты в этой области, и как стимулируются? Как будет выглядеть через десять лет армия, которой нечего противопоставить роботизированным войскам противника? Где та идея, на которую, как говорил кто-то из Главных конструкторов, не жалко потратить народные миллиарды?

Версия для печати