МОНИТОРЫ
Второй квартал нынешнего года впервые за более чем годовой период времени проявил устойчивую тенденцию к снижению цен на жидкокристаллические панели. Прежде всего дешеветь стали крупноформатные матрицы для компьютерных мониторов и ЖК-телевизоров, однако, как отмечают эксперты из исследовательской компании Stanford Resources, процесс постепенно распространяется и на панели наиболее востребованных типоразмеров. Это прямое следствие того, что считавшиеся весьма перспективными рынки мониторов и телевизоров на основе ЖК-технологии развиваются не столь быстро, как предполагалось. Главную причину такой задержки аналитики усматривают в позиции большинства производителей TFT-матриц, сфокусировавшихся на телевизионном рынке как основном потребителе крупных панелей, причем порою за счет ограничения поставок в другие сферы (мониторов и ноутбуков). Между тем темпы роста телевизионного направления оказались ниже ожидаемых, что в значительной мере объясняют недостаточным удешевлением продуктов, предложенных конечным пользователям после того, как рынок пережил стадию начального становления (этап ориентации на технических энтузиастов).
Вполне определенные проблемы проявились и на мониторном рынке. Недостаток задействованных под него мощностей для выпуска панелей в прошлом году привел к некоторому их удорожанию и, главное, к снижению объемов выпуска 15-дюймовых матриц. С течением времени в производственных программах все более доминировали продукты с размерами экрана 17 дюймов и выше, тогда как спрос на более дешевые 15-дюймовые мониторы сохранялся практически на прежнем уровне. Как следствие, впервые за последние три года объем продаж ЖК-мониторов на мировом рынке не вырос, а снизился (см. диаграмму).
Важно отметить, что все это происходит в то время, когда производители панелей особенно нуждаются в увеличении своих доходов, поскольку многие из них в расчете на будущий спрос в телевизионном сегменте вкладывают значительные средства в строительство новых фабрик шестого, седьмого и даже восьмого поколения.
В сложившейся ситуации наиболее целесообразный путь повышения покупательского спроса многие аналитики видят в увеличении предложения в 15-дюймовом сегменте и дальнейшем снижении цен на 17-дюймовые панели, объем выпуска которых в последнее время несколько превысил реальный спрос. Последние вести с Тайваня говорят о том, что, реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, практически все местные производители ЖК-матриц начали переводить свои технологические линии на компьютерное направление. Так, по данным информационного сервера DigiTimes, компания Quanta Display планирует снизить в этом году долю выпускаемых ею для телевизионного рынка панелей до уровня ниже 10%, HannStar Display приняла решение переориентировать свои мощности по выпуску ЖК-панелей пятого поколения на 17-дюймовые матрицы для мониторов, а AU Optronics уже переключила часть ранее занятых под телевизионное направление линий на изготовление 15-дюймовых экранов и намерена увеличить ежемесячную программу их производства на 300 тыс. штук.
Объемы мировых продаж мониторов для настольных ПК и рабочих станций: динамика изменения
Практически никто не сомневается, что цены на 15- и 17-дюймовые панели будут снижаться, однако единого мнения в том, сколь существенным будет это снижение, на сегодняшний день нет. Японская исследовательская компания Techno Systems Research полагает, что к концу 2004 г. эти матрицы подешевеют на 17-22%, тогда как представители фирм Chunghwa Picture Tubes и Quanta Display выражают сомнение, что эти цифры будут столь значительными (по крайней мере в 15-дюймовом сегменте). Схожей точки зрения придерживаются и эксперты из Stanford Resources. Основываясь на собственных оценках покупательского спроса и анализе стратегий производителей панелей, они прогнозируют удешевление 15- и 17-дюймовых матриц к концу года лишь на 10-14%, причем в 15-дюймовом сегменте цены заметно изменятся только в IV квартале.