ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ
Эрик Ландквис
Эрик Ландквис
Цены на бензин идут вверх. Инфляция медленно растет. Стоимость барреля нефти ставит рекорды. Эти внешние события отразятся на расходах вашей компании при закупке техники, хотя трудно просчитать, каков будет эффект.
А не смахнуть ли вам пыль с планов по увеличению числа сотрудников, работающих на дому, чтобы сэкономить деньги, выделяемые на оплату проездных билетов? Не изучить ли еще раз технические проекты, позволяющие гарантировать, что вы используете свой парк автомобилей с максимальной эффективностью? Не следует ли закупить технику сейчас, пока ставки лизинга и кредита еще невысоки?
Несмотря на длинную историю закупок техники корпорациями, я нахожу, что все еще редко можно получить толковый совет, как с наибольшей выгодой потратить отпущенные на эти цели доллары. Приобретать в момент кризиса - например, когда начинает циркулировать новый компьютерный вирус, - не слишком эффективно. Закупка техники как реакция на макроэкономические тенденции и как способ выделиться из общей массы тоже не впечатляет.
Именно вопрос, о котором я упомянул чуть выше, обсуждался на конференции директоров информационных служб в Центре электронного бизнеса Массачусетского технологического института (МИТ). На встрече, продолжавшейся целый день, собравшиеся ИТ-руководители горели желанием узнать, что означает "Создание гибко реагирующего предприятия", значившееся в качестве темы мероприятия. "Сегодня деловая среда ставит перед ИТ-директорами колоссальные задачи, - говорилось во введении к брошюре с программой конференции. - Процесс изменений охватил все: технологию, бизнес-модели, приобретения и слияния, привлечение субподрядчиков, соблюдение нормативов и безопасность, если упомянуть хотя бы некоторые сферы". Мне интересно было услышать, какие же рекомендации даст известный своими исследованиями Центр электронного бизнеса МИТ менеджерам информационных служб, чтобы они могли справиться с этими всеохватывающими изменениями.
Надо сказать, что я не был разочарован. Попытаюсь воспроизвести результаты работы, представленной директором центра Эриком Бринджолфсоном. Подробности вы можете найти по адресу: ebusiness.mit.edu/erik, но главный вывод заключается в констатации, что компании, успешно перешедшие на использование цифровых технологий, более продуктивны, чем компании, ограничившиеся полумерами или не приступавшие к этому вовсе. Я бы отнес данный результат к категории "Информационные технологии имеют смысл, если их правильно применять". Это исследование подводит некую фактическую базу под расхожий аргумент, следует ли инвестировать технологии, и если да, то как. Оно подкрепляет и некоторые тезисы, которые я записал, слушая доклады. Вот они.
Инвестиции в технику ради техники всегда означали плохую стратегию. Такой тип инвестиций встречается все реже, но он не исчез полностью. Среди примеров проектов закупки техники без ясной цели можно назвать компании, строящие беспроводные сети, не имея для этого видимых причин, или начинающие создавать системы ERP просто потому, что так поступают конкуренты.
Инвестиции в технику для ускорения нарушенного процесса хуже полного отсутствия инвестиций. Если вы спрашиваете менеджеров, управляющих техническими операциями или бизнесом, о роли технологий, они порой тут же отвечают, что цель заключается в поддержании бизнес-процесса. А необходима более широкая постановка вопроса о бизнес-процессе: следует ли вкладывать в него деньги или он будет до бесконечности пожирать средства на его реализацию? Бринджолфсон привел потрясающие цифры, касающиеся того, как распределяется стоимость крупных проектов вроде создания ERP по статьям расходов. Из 20,8 млн. долл., необходимых для создания типичной ERP, только 800 тыс. идет на закупку оборудования и 3,2 млн. - на программное обеспечение, включая стоимость лицензий и оплату труда. Основная доля из общей стоимости ERP приходится на оплату консультаций и обучения: 9,3 млн. долл. в течение девяти месяцев, пока проект разрабатывается, и 7,5 млн. долл. - на развертывание системы.
Бринджолфсон перечислил семь признаков компаний, наиболее продуктивно использующих инвестиции в технологию: переход от аналоговых бизнес-процессов к цифровым, поощрение использования открытой информации, рассредоточение принятия решений по нескольким центрам, поощрение в зависимости от результатов работы, концентрация усилий на достижении целей компании и доведение этих целей до сведения всех сотрудников, привлечение в компанию лучших сотрудников, инвестиции в человеческий капитал. Может быть, прежде чем начинать новый проект в области информационных технологий, вам следовало бы проверить, насколько ваша компания соответствует приведенным критериям?