ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

26 июня окончание школы праздновали не только выпускники московских школ: группа столичных учителей также собралась вместе на завершающее заседание круглого стола, где обсуждались результаты пилотного проекта "Международный проект Microsoft IT Academy" для системы дополнительного среднего образования. Последний является частью общей программы Microsoft IT Academy, которая объявлена в России в апреле 2004 г. и предназначена помочь в организации качественного преподавания современных ИТ в образовательных учреждениях.

Реализация данного "пилота" осуществлялась компанией "Microsoft Россия" совместно с Министерством науки и образования РФ для системы дополнительного образования детей на базе центра компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Н. Э.Баумана (ЦКО; www.specialist.ru), авторизованного корпорацией Microsoft (Gold Certified Partner in Learning Solution Competency). Здесь начиная с апреля прошли обучение пять групп учителей (всего 82 человека из разных регионов России; в том числе две группы обучались в Твери и Ярославле). ЦКО не случайно был выбран для данной программы - "Специалист" уже много лет обучает информационным технологиям школьников и накопил серьезный методический опыт в этом отношении.    

 Участники проекта

Программа обучения была разработана специалистами ЦКО при участии Microsoft и Министерства науки и образования. В нее вошли не только собственно авторизованные курсы по изучению пользовательских приложений для подготовки к экзамену на сертификат Microsoft Office Specialist (MOS), но и консультации по методике преподавания, по юридическим и правовым вопросам, а также по ведению программы IT Academy в школах.

Учителя, прошедшие здесь обучение и тестирование, получали:

- комплект учебников издательства MS Press "Шаг за шагом" по продуктам Microsoft Office (Word, Ecxel, Power Point, Outlook);

- авторскую методику ЦКО "Специалист", рассчитанную на 52 часа обучения продуктам MS Office;

- комплект маркетинговых материалов;

- последующую дистанционную поддержку в изучении ИТ на базе ЦКО.

В настоящее время разрабатывается новая методика "Я могу работать в современном офисе". Как только она будет готова, ее вышлют учителям - участникам пилотного проекта; планируется создание курса дистанционного обучения по этой методике.

На завершающем заседании за круглым столом, которое состоялось в одном из учебных комплексов ЦКО, состоялся обмен мнениями. Надежда Вольпян, которая в российском представительстве корпорации отвечает за реализацию программы Microsoft IT Academy в нашей стране, отметила, что успех программы зависит от тесного партнерского взаимодействия между всеми участниками, заинтересованными в повышении качества образовательных услуг в области ИТ. Выступил и представитель Минобразования Сергей Барканов, координатор программы Microsoft IT Academy от министерства. Он подчеркнул важную роль такого сотрудничества и рассказал о том, что в плане поддержки проекта министерство будет снабжать его участников комплектами нормативных документов, которые помогут учителям в дальнейшей работе; планируются также информационные семинары и совещания с руководителями региональных органов образования. Со стороны министерства проект сопровождает ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, осуществляющий его информационную и методическую поддержку, организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений и ведение закрытого форума.

Директор ЦКО Дмитрий Гудзенко считает, что для учащихся обучение на школьных курсах по программе Microsoft IT Academy может стать первым шагом в мир ИТ, а следующие шаги они могут сделать, придя на более сложные курсы в ЦКО, где еще до окончания школы получат серьезную подготовку в разных направлениях ИТ.

Выступил на заседании и исполнительный директор фонда "Инвестиции в будущее" Владимир Грищенко, пожелав педагогам-выпускникам успехов в новой программе. В настоящее время рассматривается возможность участия Фонда (его председателем является депутат Михаил Задорнов) в оплате труда преподавателей при обучении школьников в рамках программы Microsoft IT Academy. Необходима, как отметил г-н Грищенко, и специальная рекламная кампания, направленная на работу с родителями.

Обсуждение результатов проекта коснулось многих актуальных проблем: организационных вопросов обучения школьников информационным технологиям, их мотивации, стоимости таких курсов и оплаты труда сертифицированных педагогов, обновления имеющегося в школах ПО и конкуренции таких школьных центров дополнительного образования с другими компьютерными курсами. Заходила речь и о том, какие преимущества может дать школьнику сертификат MOS при поступлении в вуз; учителя говорили, что им необходима постоянная методическая поддержка, сформированное сообщество для обмена идеями и опытом. Об этом и о ряде других проблем, как отметила Ольга Дергунова (Microsoft), еще предстоит вести разговор с министерством образования. По ее мнению, и детям, и учителям может быть интересно посетить некоторые технические семинары и конференции, которые проводит в Москве корпорация, - школьники смогут увидеть мир профессионалов ИТ, ощутить уровень сегодняшних технологий.

Надо отметить, что процент сдачи тестов учителями был неодинаков: учителя из регионов показали результат 85-90%, а московские педагоги - 60%. Это, впрочем, не удивительно: во многих вузах замечают, что иногородние студенты учатся гораздо лучше, чем москвичи, их стремление к успеху существенно сильнее, нежели у столичных жителей, избалованных возможностями мегаполиса. Не следует, однако, думать, что московские школьники пострадают от того, что не все учителя пилотного проекта прошли тестирование, - у них все равно куда больше перспектив, чем у их иногородних сверстников. Поэтому, на наш взгляд, следует признать, что реализация проектов, подобных обучению учителей в рамках Microsoft IT Academy, является высокоэффективным вложением средств, так как оно действительно служит будущему.

Версия для печати