ИТОГИ

О вступлении России в ЕС сегодня перестали говорить даже самые экстравагантные эксперты. В руководстве корпорации Oracle, напротив, убеждены, что рынки государств СНГ и стран, только что вступивших в ЕС или собирающихся это сделать, очень похожи. Поэтому представительства корпорации во всех таких странах с 1 июля попадают в рамках региона EMEA в одну зону ответственности и будут контролироваться старшим вице-президентом Oracle Альфонсо ди Ианни. В этом качестве г-н ди Ианни дебютировал на состоявшейся в Москве пресс-конференции, посвященной итогам 2004-го финансового года, завершившегося для местного офиса, как и для головной компании, 31 мая.    

Альфонсо ди Ианни:

"Страны СНГ, равно как и те, что недавно вошли в ЕС,

требуют особого подхода со стороны Oracle"

А до этого он в течение семи лет работал на разных постах в Oracle, занимаясь продвижением продуктов и технологий корпорации в Латинской Америке, Китае и Индии. Выделение в отдельную группу десяти новых стран - участниц ЕС объясняется их новыми возможностями финансирования общественно значимых проектов из бюджета Евросоюза и более жесткими требованиями к контролю за использованием выделяемых ресурсов. Поскольку во многих подобных проектах применяются технологии Oracle, признано целесообразным проводить там единую корпоративную политику. Аналогичными соображениями объясняется и включение в данный субрегион тех восточноевропейских государств, которые сегодня только готовятся к вступлению в ЕС (Албания, Болгария, Румыния и страны бывшей Югославии). Наличие в зоне ответственности г-на ди Ианни еще и территории СНГ (включая Россию) связано, по-видимому, с общим историческим прошлым, объединяющим их с бывшими союзниками и соседями.

Альфонсо ди Ианни отметил прошлогоднюю работу московского офиса, добившегося значительных успехов в продвижении бизнес-приложений Oracle E-Business Suite (особенно в телекоммуникационном, банковском и государственном секторах) и вошедшего в первую тройку самых быстроразвивающихся представительств Oracle во всем регионе EMEA. Если общие продажи в нем за год выросли на 13% (до 3,7 млрд. долл.), то, по словам генерального директора "Oracle СНГ" Бориса Щербакова, аналогичный прирост по лицензиям на ПО в странах содружества превысил 50%. Большая часть доходов получена в России (83%), затем следуют Украина (11%) и Казахстан (6%). Увеличение оборота по лицензиям на Oracle E-Business Suite составило 39% - и это без учета поставок крупнейшему заказчику "Связьинвесту".

Столь высокая динамика позволила Oracle обойти своего главного конкурента на рынке ERP-систем в СНГ - компанию SAP. Во всяком случае, таковы результаты анализа, проделанного московским офисом Oracle и поставившего под сомнение данные, публикуемые в ежегодных отчетах аналитической службы IDC. Напомним, что последний опубликованный отчет IDC относится к 2002 г., и в нем утверждается, что Oracle контролирует 10,2% российского рынка ERP-систем и заметно отстает от SAP (48,4%).

Понятно, что у IDC есть свои способы добычи финансовой информации, но вряд ли она знает реальные показатели Oracle в России лучше, чем руководство ее московского офиса. Результаты же деятельности SAP в странах СНГ публикуются открыто (см. PC Week/RE, N10/ 2004, с. 1), и в 2003 г. суммарный объем продаж лицензий и услуг по сопровождению (именно они учитываются IDC) в этом регионе составил у нее 51,6 млн. евро. Иными словами, хотя Oracle и не раскрывает свои финансовые результаты по странам СНГ, заявление Бориса Щербакова о смене лидера на местном рынке ERP фактически означает, что в прошедшем году лицензий на Oracle E-Business Suite и связанных с ними услуг здесь было продано по меньшей мере на ту же сумму. А если вспомнить слова вице-президента Oracle по региону EMEA Серджио Джиаколетто о том, что объемы продаж бизнес-приложений и базовых технологий Oracle (СУБД и серверов приложений) во всех странах, включая и Россию, соотносятся как 20:80 (см. PC Week/RE, N 26/ 2002, с. 1), то прошлогодний оборот корпорации в СНГ грубо можно оценить как минимум в 250 млн. евро.

Вот что сказал по этому поводу директор по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии Борис Вольпе, которого редакция PC Week/RE попросила прокомментировать заявление генерального директора "Oracle СНГ" Бориса Щербакова: "Сегодня рынок программных решений для бизнеса в России бурно развивается и формируется. И я убежден, что рынок только тогда становится цивилизованным, зрелым, когда он измеряем и есть компании, которые профессионально изучают рынок и обладают методологией, позволяющей его измерять. Отмечу, что, принимая активное участие в развитии рынка, мы не берем на себя функцию оценки рынка или оценки рыночной доли поставщиков. Наш рынок и, самое главное, клиенты выиграют, если каждый будет заниматься тем, что у него лучше получается. Мы - поставлять и внедрять программные решения, а аналитики - измерять растущий рынок и ранжировать его участников.

Подчеркну, что одной из базовых ценностей SAP в мире и в России является прозрачность бизнеса. Мы ведем открытый бизнес и, в частности, уже много лет публикуем финансовые результаты деятельности SAP как в мире, так и в России. Уверен, что это способствует развитию рынка информационных технологий".

В 2004-м финансовом году базовые технологии Oracle были установлены более чем у 950 местных компаний (прирост 22%). Крупнейшие из них - Сбербанк РФ, Ингосстрах, МТС, "Вымпелком", "Мегафон" и правительство Москвы. Появилось 18 новых заказчиков, внедряющих систему корпоративного управления Oracle E-Business Suite. Самые крупные проекты такого рода ведутся на Магнитогорском металлургическом комбинате и в "Связьинвесте". Называя отрасли, которые будут наиболее приоритетными для Oracle в грядущем году, г-н Щербаков поставил на первые места государственный сектор, финансовые институты и телекоммуникации.

В работе с партнерами основное внимание будет уделяться независимым разработчикам (ISV), а также активизации продвижения в регионы (подробнее см. PC Week/RE, N 24/2004, с. 1). За прошедший год партнеры вложили значительные средства в подготовку консультантов по Oracle E-Business Suite, что позволило увеличить их численность на 80%. Сегодня таких консультантов более четырехсот, и тем не менее их катастрофически не хватает для выполнения текущих проектов.

На пресс-конференции ничего не было сказано о стратегическом соглашении, заключенном в конце июня между Oracle и зеленоградским концерном "Научный центр" (КНЦ), хотя для его подписания в Москву приезжал сам Серджио Джиаколетто. Борис Щербаков отказался пока комментировать это соглашение и повторил информацию, содержащуюся в официальном пресс-релизе. А там говорятся слова на первый взгляд весьма удивительные: КНЦ, входящий в группу АФК "Система", но не имевший доселе партнерских отношений с Oracle, должен стать одним из крупнейших системных интеграторов, использующих технологии Oracle, а со временем и центром компетенции. Некоторую ясность вносит информация о намерении АФК "Система" купить одного из крупнейших украинских сборщиков ПК и системных интеграторов - фирму "Квазар-Микро", являющуюся ведущим партнером Oracle как по базовым технологиям, так и по бизнес-приложениям. Для АФК "Система" это уже не первая попытка выхода на рынок системной интеграции. Предыдущая, связанная с покупкой компании "Анкей", успехом, как известно, не увенчалась.

Версия для печати