БИЗНЕС
Когда компания "Борлас" (www.borlas.ru) сообщила о более чем двукратном росте своих доходов в 2003 г. (см. PC Week/RE, N 5/2004, с. 8), могло показаться, что вызван он каким-то экстраординарным стечением обстоятельств. В пользу такой точки зрения свидетельствовали и комментарии руководства компании о том, что столь стремительный рост оказался неожиданным и для них. Итоги работы "Борласа" в I полугодии 2004 г., обнародованные на прошедшей в середине июля пресс-конференции, заставляют искать более глубокие причины, поскольку бурный рост продолжился, оборот компании вырос по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 125% и составил 24,7 млн. долл. По мнению генерального директора "Борласа" Алексея Ананьина, в основе успеха - своевременно сделанная ставка компании на ИТ-услуги, приносящие ей сегодня свыше половины всех доходов (см. диаграмму). В среднем же по всей российской отрасли ИКТ доля ИТ-услуг, по данным Мининформсвязи, не превышает 25%.
По мнению Алексея Ананьина,
ставка "Борласа" на развитие
профессиональных ИТ-услуг полностью
себя оправдала
Бизнес "Борласа" развивается по четырем основным направлениям. В их числе ИТ-консалтинг и внедрение систем корпоративного управления (на базе Oracle E-Business Suite и собственных разработок); построение инфраструктурных решений (оборудование Sun, IBM, Cisco, APC, средства защиты информации и хранения данных); услуги технической поддержки и обучения; отраслевые решения для автоматизации торговли (Borlas Retail), страхового бизнеса и управления ЖКХ.
Главная точка роста сегодня - внедрение бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, она принесла компании 43% дохода. О высоком спросе на услуги такого рода свидетельствует и недавно сделанное сенсационное заявление главы "Oracle СНГ" Бориса Щербакова о том, что на российском рынке ERP-систем его компания опередила многолетнего лидера - корпорацию SAP (см. статью "Oracle заявляет о смене лидера на ERP-рынке СНГ", с. 1). При наличии спроса на ERP-систему основной проблемой, как правило, является нехватка квалифицированных консультантов. В этом отношении "Борлас" имеет "естественное" преимущество перед конкурентами: из четырех сотен живущих в СНГ сертифицированных специалистов по Oracle E-Business Suite почти половина трудится в этой компании. В прошлом году она вела 18 подобных проектов, а в первой половине нынешнего их было 19. Часть этих проектов выполняется у новых заказчиков (авиакомпания "Сибирь", конструкторское бюро "Сухой", энергопредприятие "Волжский гидроэнергетический каскад"), часть продолжается с прошлого года (Пермская ГРЭС, "Уралкалий", Ванинский морской торговый порт).
Сравнительно небольшая доля внедренных систем корпоративного управления (7% доходов) базируется на собственных разработках "Борласа" - продуктах "АС+" и "Каисса". В первом полугодии заметно выросли показатели подразделений, занимающихся построением ИТ-инфраструктуры: если в 2003 г. они принесли 30% дохода, то в нынешнем эта цифра выросла до 44%. Инфраструктурные работы выполняются как в рамках комплексных проектов построения КИС (Магнитогорский металлургический комбинат, страховое общество "Россия"), так и автономно (Южная телекоммуникационная компания, пенсионный фонд "Капитал"). Хотя вклад фирмы Borlas Retail в копилку "Борласа" снизился с 3,5 до 3%, ее работу следует признать весьма успешной: ведь для того, чтобы удержаться на этом уровне, ей пришлось идти в ногу с головной компанией и удваивать свои обороты на высококонкурентном рынке розничной торговли.
Как долго может продолжаться столь бурный рост? Вполне вероятно, что уже во II полугодии он не будет исчисляться трехзначными цифрами. Об этом говорят и собственные прогнозы руководителей "Борласа": если в первой половине 2004 г. поступления от ИТ-услуг увеличились на 175%, то предполагаемый рост на весь год не превышает 35-40%. Свою роль играет здесь и то, что первая половина прошлого года была для "Борласа" не столь удачной, как вторая (из 36 млн. долл. годового оборота на нее приходится лишь 11 млн. долл.), а потому ее очень выгодно использовать в качестве базы для сравнения. Чтобы сохранить хорошую динамику, компании необходимо искать новые пути развития. Руководство "Борласа" намерено сохранить акцент на комплексных интеграционных проектах, но при этом, с одной стороны, создавать новые решения на основе продуктов и компетенции самой компании, а с другой - более активно привлекать к совместным проектам внешних партнеров, являющихся лидерами в смежных сегментах рынка ИКТ. В ближайших планах компании переезд в новый офис, изменение организационной структуры, сертификация по ISO 9000 и, наконец, внедрение у себя системы управления Oracle E-Business Suite.