ОБЗОРЫ

По прогнозу аналитической компании Daratech (www.daratech.com), в 2004 г. пользователи всего мира потратят на системы управления инженерными данными (Product Data Management, PDM) 1,73 млрд. долл., что всего на 1% больше, чем год назад. Однако в будущем году ожидается существенный рост спроса, а затем, вплоть до 2008 г., рынок будет ежегодно расти на 12%.

Предполагается, что первое место по доходу от продаж ПО и услуг в 2004 г. достанется компании UGS, продвигающей систему Teamcenter, второе - Dassault Systems с продуктами ENOVIA и Teamcenter, за ними будут следовать SAP с mySAP PLM и PTC с Windchill. Если считать по темпу роста, то места распределяются по-другому. Лидером станет компания think3 (60%), за которой будут располагаться Dassault (23%), MatrixOne (12%) и CoCreate (8%).

Объем продаж PDM-продуктов в 2004 г. (ПО и услуги)

Причину нынешнего застоя на рынке PDM аналитики объясняют тем, что сегодня многие производственные компании ищут программные решения, которые Daratech относит к классу 3-6-9. Другими словами, их можно внедрить за три месяца, окупить - за шесть и получить возврат от инвестиций - за девять. PDM-системы, требующие длительного внедрения и обучения, безусловно, не принадлежат к этому классу. И хотя в этом году многие промышленные предприятия еще не готовы к долгосрочным капиталовложениям в ИТ, рост конкуренции вынуждает их внедрять технологию управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). А это подстегнет спрос на PDM, так как именно системы управления инженерными данными составляют основу для развертывания PLM-решений.

Что касается состояния рынка PDM, то он, по мнению аналитиков, еще далек от насыщения. Поэтому и нынешние, и новые игроки могут добиться существенного роста объема продаж. Появление более открытых компонентных технологий и нового связующего ПО упростит внедрение PDM и ускорит окупаемость. Чтобы удовлетворить спрос на быстро окупаемые решения и изменить сложившееся представление о PDM, как о дорогих и сложных системах, поставщики начинают предлагать облегченные версии своих традиционных продуктов, которые стоят дешевле, но являются более узкоспециализированными. Эти решения открывают доступ к PDM предприятиям малого и среднего бизнеса. Они и ранее стремились внедрить технологии управления данными и коллективной работы, но не могли это сделать из-за дороговизны традиционных PDM-систем.

Кроме того, на развитие этого рынка благотворно влияет желание предприятий, имеющих самодельные PDM-комплексы, сократить издержки на их обновление и техническое обслуживание. Чтобы сэкономить, они переходят на коммерческие технологии, тем более что современные продукты содержат множество готовых шаблонов и развитые средства настройки, позволяющие заказчикам сконфигурировать систему в соответствии со своими потребностями и избежать расходов на создание специализированного ПО.

Еще одна тенденция имеет большое значение для рынка PDM. В своих разработках поставщики продуктов начинают учитывать специфику конкретных промышленных отраслей - авиакосмической, автомобильной, производства потребительских товаров и др., выпуская для них вертикальные решения, в которые заложены экспертные знания и передовой индустриальный опыт. Эти решения пользуются большой популярностью среди предприятий, и аналитики прогнозируют дальнейшее развитие этой тенденции.

Отчасти эта популярность растет и из-за того, что поставщики теперь по-иному позиционируют свои продукты. Если раньше они подчеркивали их технологические особенности, утверждая, что они работают лучше и быстрее, то теперь сосредоточились на конкретной пользе, которую они обеспечат предприятию, например на сокращении рисков, издержек, переделок, поломок и т. д. Такой подход находит отклик в сердцах заказчиков, особенно если он сопровождается увеличением бюджета на ИТ.