МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОРЫ
Одновременно компания анонсировала ряд новых мультимедиа-проекторов для разных сегментов рынка
На протяжении всего периода сосуществования на рынке мультимедиа-проекторов двух основных на сегодняшний день технологий - LCD (Liquid Crystal Display) и DLP (Digital Light Processing) - не прекращаются дискуссии об их достоинствах и недостатках (см. PC Week/ RE, N 39/2001, с. 16; www.projectorcentral.com/lcd_dlp.htm), усиливаемых или, напротив, сглаживаемых с каждым новым шагом в развитии этих направлений. Вместе с тем вне дискуссионного поля долгое время оставался вопрос о принципиальной надежности LCD- и DLP-устройств. Лишь в марте прошлого года он был поднят компанией Texas Instruments [именно она производит DMD-матрицы для всех представленных на рынке DLP-проекторов), которая, обнародовав результаты проведенных Munsell Color Science Laboratary (MCSL)] сравнительных испытаний двух DLP- и пяти LCD-аппаратов (см. www.projectorcentral.com/lcd_dlp_test.htm), фактически поставила под сомнение возможность обеспечения в массовых LCD-проекторах долговременной стабильности таких параметров, как контрастность и цветопередача.
Хотя при ознакомлении с условиями проведения испытаний у любого эксперта возникает немало вопросов относительно их корректности (скажем, допустимо ли делать какие-либо выводы, если в режиме "24 часа в сутки 7 дней в неделю" испытывались устройства, изначально для такого режима не предназначавшиеся), многие ожидали официальной реакции со стороны производителей LCD-систем. И не зря: на прошедшей недавно в Лионе (Франция) европейской конференции партнеров Epson наряду с подведением итогов деятельности компании и анонсом новых проекторов было уделено внимание и поднятой Texas Instruments (TI) проблеме.
Для проведения партнерской конференции Epson выбрала
место вблизи музея братьев Люмьер - создателей кинематографа
В том, что реакция последовала лишь год с лишним спустя и отреагировала именно Epson (www.epson.ru), есть определенная логика. Если на протяжении ряда лет рынок ЖК-матриц для проекторов между собой делили главным образом Sony и Epson, то после недавнего отказа первой от поставок этих компонентов сторонним фирмам Epson фактически оказалась основным апологетом LCD-технологии. К настоящему времени компанией уже выпущено более 20 млн. высокотемпературных поликремниевых панелей (HTPS) для проекционных систем (из них 10 млн. - после октября 2002 г.), и, очевидно, в обозримом будущем погоду в LCD-сегменте будут определять прежде всего ее технологические достижения. Кроме того, следует принять во внимание и тот факт, что, по данным наиболее часто упоминаемого поставщиками проекторов аналитического агентства Decision Tree Consulting (DTC), Epson на протяжении трех лет является лидером мирового рынка по числу поставленных на него мультимедиа-проекторов, причем по результатам 2003 г. единственный крупный регион, где японская корпорация занимает вторую строчку, - это США. В Японии же доля Epson приближается к 30%.
Противодействие, равное действию
Собственно, в том, о чем в ответ на заявления TI рассказал в своем выступлении Люк Буреллер, старший менеджер по визуальным продуктам из европейского департамента маркетинга Epson, ничего принципиально нового не было. Как и следовало ожидать, подтвердив приверженность своей компании выбранному много лет назад технологическому направлению, он прежде всего констатировал некорректность проведенных MCSL испытаний: "Epson протестировала множество своих продуктов и никогда не наблюдала столь заметной деградации ЖК-панелей за оговоренный компанией срок жизни устройства, какую обнаружили исследователи MCSL". Главный же приведенный им аргумент в пользу LCD заключается в том, что, несмотря на более длительную по сравнению с DLP историю существования (широкомасштабное производство 1,3-дюймовых VGA-панелей компания запустила еще в 1994 г.), эта технология продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, с переходом на HTPS-панели пятого поколения Epson в очередной раз повысила их апертурное соотношение (показатель, определяемый отношением прозрачной части LCD-матрицы к общей ее площади), еще более снизив вероятность проявления так называемого эффекта пикселизации изображения, и добилась существенного увеличения коэффициента контрастности. Скажем, у популярных 0,7-дюймовых XGA-матриц пятого поколения апертурное соотношение теперь составляет 60%, контрастность - 750:1, тогда как у панелей четвертого поколения те же показатели были на уровне 53% и 500:1.
У DLP-систем эти характеристики традиционно лучше, но данное преимущество, как правило, становится заметным лишь вблизи экрана (пикселизация) и в сильно затемненном помещении (контрастность). Вместе с тем таким устройствам свойственны свои проблемы. Сославшись на результаты тестирования в лаборатории Epson продукции конкурентов из DLP-лагеря, г-н Буреллер отметил, что при сохранении стабильных параметров изображения одноматричные DLP-проекторы оказываются не столь надежны с точки зрения механики. В частности, потенциальным источником неполадок в них является привод вращающегося светофильтра. Кроме того, сильный разогрев внутренних компонентов в компактных аппаратах со световым потоком выше 2000 ANSI-лм чреват ухудшением пропускной способности оптической системы из-за испарений от пластмассы и преждевременным выходом из строя светового модуля. У таких проекторов корпус может прогреваться до 50°C и более, а температура воздуха на выходе вентиляционного отверстия - превышать 70°C (у одного аппарата она составила 102,5°C при температуре окружающей среды 21°C).
На каких именно моделях были получены эти результаты, не разглашается, так что данную информацию, очевидно, следует воспринимать лишь как повод для размышления (так же как и итоги испытаний в MCSL). В данном случае Epson лишь восстановила статус-кво, сообщив, правда, о начале проведения 4000-часовых сравнительных испытаний проекторов еще одной сторонней компанией. Завершатся они в конце августа, и вслед за этим, вероятно, будут оглашены полученные результаты. Не думаю, что они принесут много неожиданного. В лучшем случае дадут толчок для продолжения дискуссии на тему надежности, в чем, безусловно, есть смысл, поскольку это заставит обе стороны еще более тщательно подходить к разработке новых продуктов. Нужно, однако, понимать, что в аппаратах с рекордными характеристиками всегда будут те или иные потенциальные проблемы, иначе трудно представить себе технический прогресс в любой сфере.
Есть, правда, один принципиальный вопрос, в который следовало бы внести полную ясность. К сожалению, сегодня никто не может сказать что-либо конкретное относительно безопасности (или, наоборот, вредности) используемого в одноматричных DLP-проекторах принципа последовательного воспроизведения цветовых картин и формирования полутонов за счет изменения скважности колебаний микрозеркал DMD-матрицы. Коротко упомянув об этой проблеме, г-н Буреллер сослался на результаты исследования, проведенного профессорами японского университета Waseda Такаши Каваи и Казухико Юкаи (см. www.tkawai.giti.waseda.ac.jp/e/25.html). Предложив группе студентов просмотреть специально подобранные различные по характеру 15-минутные программы (черно-белое и цветное видео, а также презентационные слайды), они собрали субъективные оценки зрительного утомления каждого студента. Сведенные воедино, эти данные свидетельствуют, что в каждом случае DLP-система оказывала более негативное влияние на зрение, нежели LCD-аппарат, причем самая высокая степень воздействия была отмечена при просмотре текстовых слайдов.
Несомненно, этот вопрос требует более детального исследования и какие-либо выводы сейчас делать преждевременно (хотя бы потому, что DLP - это тоже постоянно совершенствуемая технология), за исключением, пожалуй, одного: до прояснения ситуации есть смысл воздержаться от закупки DLP-систем для школьных учреждений.
От технологий - к конкретным моделям
В каком бы направлении ни продолжились дискуссии сторонников DLP- и LCD-технологий, понятно, что перспективы каждой из них в ближайшее время будут определяться и чисто рыночными факторами. Растущая потребность компаний в обеспечении мобильности своего персонала создает благоприятную почву для увеличения сбыта микропортативных DLP-проекторов, а стабильный спрос на проекционные аппараты в сфере образования (по данным DTC, вплоть до 2007 г. в EMEA на этот рынок будет приходиться около 30% всех поставок), где требования к масс-габаритным характеристикам невысоки, обеспечит работой многих производителей LCD-аппаратов. Основная же борьба разгорится в сегменте домашних устройств. DTC прогнозирует его рост в EMEA с 19% в 2003 г. до 47% в 2007-м.
В отношении рынка домашних проекционных систем у Epson есть вполне конкретные планы. Уже в 2005 г. компания намерена стать лидером в этом сегменте с долей 20% и делает здесь ставку на свои продукты серии Dreamio. В ее рамках будут предлагаться аппараты общего назначения (просмотр телевизионных программ и видеофильмов, компьютерные игры и т. д.) с повышенной яркостью, а также более дорогие системы с высокими разрешением и контрастностью для тех, кто хотел бы в домашних условиях создать обстановку полноценного кинозала. В нынешнем году Epson уже выпустила на рынок три продукта этой серии, различающиеся по классу и цене, причем младший из них - EMP-TW10H - обойдется российскому покупателю в сравнительно небольшую сумму: $1250.
Самые же последние новинки, анонсированные Epson в Лионе, предназначены для других сегментов рынка. Модели EMP-74L, EMP-61 и EMP-81, например, компания адресует прежде всего образовательным учреждениям. Первая из них, с разрешением XGA и массой 2,9 кг, позиционируется как аппарат начального уровня и фактически представляет собой упрощенную и соответственно удешевленную версию модели EMP-74 со сниженным до 1500 ANSI-лм световым потоком, но увеличенным до 3000 ч временем жизни лампы. Две другие, по сути, отражают современное представление компании о том, каким должен быть проектор для образования. Различаясь лишь физическим разрешением установленных в них матриц (SVGA у EMP-61 и XGA у EMP-81), они обеспечивают световой поток до 2000 ANSI-лм в обычном режиме и 1500 ANSI-лм - в экономичном, удобном для применения проектора в комплекте с интерактивной доской. Разработчики Epson не слишком заботились об уменьшении массы аппаратов (оба весят 4 кг), зато постарались упростить процедуры их установки и обслуживания, снабдив функцией автоматического устранения трапецеидальных искажений по вертикали и обеспечив свободный доступ к воздушному фильтру и ламповому блоку, требующим периодической замены. Кроме того, они сократили время включения моделей до 7 с, а выключения - до 20 с, что весьма неплохо, а также предусмотрели возможность подсоединения аппаратов к компьютерной сети через сетевой адаптер и управления ими из единого центра с помощью утилиты Epson EMP-Monitor. Чтобы во время занятий можно было обойтись без дополнительного звукового оборудования, в аппараты встроен 5-ваттный динамик. Как утверждает производитель, при сравнительно невысоком уровне собственного шума проектора (36 дБ в режиме полной яркости и 30 дБ в экономичном) мощности такого динамика вполне достаточно для нормального воспроизведения звука в аудитории на 30 человек. В принципе можно обойтись и без специального экрана - проекторы поддерживают шесть режимов воспроизведения картинки, в том числе и режим "классной доски". К этому следует приплюсовать возможность одновременного подключения к проектору четырех источников сигнала (двух компьютерных и двух видео), а также специальные функции, препятствующие использованию устройства посторонними лицами (пароль доступа, экранный логотип владельца, блокировка кнопок управления).
Epson EMP-81
Еще более функциональны проекторы EMP-835 и EMP-830 со световым потоком 3000 ANSI-лм, способные, по мнению представителей Epson, удовлетворить нужды средних и крупных организаций в проведении конференций, семинаров и тренингов для большой аудитории. Для обеих версий характерны высокий коэффициент масштабирования изображения (1,6) с помощью моторизованного вариообъектива, довольно громкий звук, функции автоматической настройки проекции Wall Shot (корректирует цветопередачу в зависимости от цвета экранной поверхности) и QuickCorner (устраняет вертикальные и горизонтальные трапецеидальные искажения). Аппараты приспособлены для бескомпьютерного воспроизведения видеофайлов стандарта MPEG2 и преобразованных в формат EMP Slidemaker презентаций PowerPoint с различного рода USB-накопителей (а для EMP-835 - еще и с карточек памяти PC Card). Удобно и то, что после проведения демонстрации проекторы можно сразу выключить, не дожидаясь, пока остынут их внутренние компоненты (охлаждающие вентиляторы продолжают работать за счет энергии, запасенной в конденсаторном блоке). Различаются же аппараты главным образом тем, что в EMP-835 реализована еще и технология Epson EasyMP, обеспечивающая высокоскоростную передачу данных по беспроводному сетевому каналу стандартов 802.11b/g. Причем к одному компьютеру таким образом можно подключить до четырех проекторов одновременно, а предусмотренная EasyMP поддержка протоколов WEP, WPA и LEAP гарантирует надлежащую защиту данных.
Epson EMP-835
Еще две новинки, принадлежащие уже к категории микропортативных проекторов, Epson обещает представить в конце августа. Судя по предварительным данным, они будут обладать рекордными для своего класса характеристиками и наверняка заинтересуют многих мобильных пользователей, но об этом - в свое время.
Как известно, удержать позиции лидера нередко бывает труднее, чем их отвоевать, и в решении этой задачи Epson отводит новым моделям очень важную роль. Кстати, теперь любой покупатель сразу может определить, что ее аппараты сделаны по передовой трехматричной LCD-технологии: начиная с нынешнего лета на все свои продукты компания помещает соответствующий логотип, призванный подчеркнуть их достоинства.