НАЧИСТОТУ
Эрик Ландквист
Эрик Ландквист
Крупные проекты - вы их еще помните? Да, когда-то были гигантские ERP-проекты, проекты автоматизации торговли, проекты управления контентом... Многие из них были закрыты из-за нехватки средств или отложены в связи с проблемами в экономике. Сегодня, после долголетней спячки, крупные проекты снова возвращаются к жизни.
В период затишья интерес сместился в сторону небольших проектов, приносивших и небольшие дивиденды. Какой-то эффект давала консолидация серверов, что-то можно было сэкономить путем настройки сетевой ОС. Проекты автоматизации отделов продаж с использованием хостинга позволяли без больших инвестиций осваивать управление взаимодействием с клиентами. Иногда, желая сэкономить, вы просто-напросто отдавали все ИТ-услуги на аутсорсинг, как бы подтверждая правильность теории о том, что ИТ не играет особой роли в жизни компании.
Но времена изменились, появились новые потребности и возможности, которые вновь заставляют мыслить крупными категориями.
Изменение законодательства в сфере финансов, безопасности и охраны личных тайн требует планирования и развертывания систем, охватывающих весь бизнес. Новые технологии, например передача голоса поверх IP, лучше всего работают тогда, когда компания целиком переводится на новую голосовую сеть. Проекты интеграции приложений дают настоящую отдачу, когда интегрируются все приложения, а не только пара финансовых или кадровых модулей.
Монолитные заказные корпоративные системы быстро вытесняются подходами, основанными на стандартах и обеспечивающими интеграцию приложений не только внутри своей компании, но и тех, что эксплуатируются поставщиками и заказчиками.
"Если у компании есть стратегия, крупные проекты окупаются сторицей", - сказал мне футуролог Торнтон Мэй, с которым я общаюсь по электронной почте. По мнению Мэя, ИТ-планы, увязывающие технологию с нуждами бизнеса, - это ключ к успехам компаний, но такие планы у них часто отсутствуют. "Без четкой программы очень трудно, а то и невозможно эффективно развивать такой сложный и многогранный предмет, как информационная технология", - говорит он.
Во время обеда в Нью-Йорке, недавно устроенного Blue Titan Software, я имел возможность спросить мнение человека, отвечающего за инфраструктурную архитектуру в крупной медико-биологической компании из списка Fortune 500 (он просил не называть его имени), пришло ли время для крупных проектов. Он ответил утвердительно и указал мне на два обстоятельства. Во-первых, крупные прорывы, приносящие миллионные и миллиардные прибыли (например, способ ускоренного продвижения новых лекарств на рынок), приходят только в результате мощных проектов. Во-вторых, такие проекты, как построение сервисно-ориентированной архитектуры, которая с необходимостью опирается на стандарты, возвращают контроль из рук поставщиков систем в руки их пользователей.
Небольшие косметические проекты экономят компании деньги и улучшают бизнес-процессы, но не способны глубоко трансформировать ее бизнес и вывести ее в лидеры. |
"Вначале, - сказал мой собеседник, - заказчик может попросить производителей четко описать, как их решения будут действовать в сервисно-ориентированном мире. А иначе он вправе будет обратиться к кому-то другому". Эта свобода выбора даже при работе над самыми крупномасштабными проектами в корне отличает нынешнее время от недавней замкнутости в рамках запатентованных архитектур.
Для обновления крупных проектов уже недостаточно перечислить ожидаемые положительные результаты. Технические специалисты, садясь за стол переговоров с заказчиком, должны уметь говорить не акронимами, а человеческим языком и быть готовыми к серьезному освоению новых, еще незнакомых им технологий. А бизнес-менеджерам надо прийти за тот же стол готовыми к изменению своих бизнес-процессов и процедур, которые формировались, как правило, без особых стратегических раздумий. В наше время эффект, получаемый от масштабного проекта, стоит затраченных на него времени, энергии и денег.
Главному редактору eWeek Эрику Ландквисту можно написать по адресу: eric_lundquist@ziffdavis.com.