На протяжении последних двух лет тема построения цифрового дома несомненно относится к числу горячих. Для крупных (и не очень) представителей ИТ-отрасли она означает реальный шанс утвердиться на рынке электронных устройств массового спроса, где до недавнего времени правили бал производители традиционной бытовой электроники. Собственно, и сегодня компьютеры не могут конкурировать по распространенности с обычными телевизорами или аудиоцентрами, но это только пока. Ситуация меняется на глазах, и есть все основания полагать, что если не через год-два, то через три или четыре компьютер прочно закрепится в домашней среде в роли медиасервера с широким спектром функций - от банального выполнения офисных и игровых приложений до полноценной поддержки (включая доставку контента) всего комплекса домашнего мультимедиа-оборудования.
О развиваемых в настоящее время концепциях цифрового дома мы уже неоднократно писали (см., например, PC Week/RE, N3/2004, с. 13), но тем не менее должны констатировать, что пока ни одна компания не реализовала их в полной мере. Речь идет лишь об отдельных компонентах предполагаемого комплексного решения. Его полноценному воплощению, по сути, препятствуют два фактора: отсутствие простых и недорогих решений (прежде всего беспроводных) для объединения разнородных мультимедиа-устройств в легко управляемую и надежно функционирующую домашнюю сеть, а также недостаточное распространение широкополосных каналов доступа в Интернет и соответственно сервисов по доставке контента извне. Последнее обстоятельство особенно характерно для России и дополняет ряд других свойственных нашему рынку причин, в связи с которыми производители не торопятся предлагать здесь домашние компьютеры нового поколения.
Впрочем, первые попытки начать развивать этот рынок уже сделаны. В конце прошлого года Acer представила в России свой первый мультимедийный центр Aspire RC 500 (см. PC Week/ RE, N47/2003, с. 19), а в середине августа года нынешнего свои продукты для организации домашней среды анонсировала на российском рынке Fujitsu Siemens Computers (www.fujitsu-siemens.ru). Речь идет о мультимедийном компьютере SCALEO C и серии LCD-телевизоров MYRICA.
Впервые SCALEO C был продемонстрирован еще на выставке CeBIT’2004, т. е. за несколько месяцев до вывода на рынок новых платформ на основе чипсетов i915G/P и i925X Express корпорации Intel (см. PC Week/RE, N25/2004, с. 1), а потому не поражает новизной спецификации. Компьютер базируется на процессоре Intel Pentium 4 с тактовой частотой до 2,8 ГГц и 533 МГц системной шиной и чипсете SiS651/962. При этом функции графического ускорителя в нем выполняет интегрированный в системную плату адаптер SiS315 (под видеопамять выделяется 64 Мб из области OЗУ) или опционально устанавливаемая AGP-плата ATI RADEON 9600SE со 128 Мб собственной видеопамяти. Жесткий диск, вмещающий до 200 Мб информации, - пожалуй, единственное, чем на первый взгляд выделяется SCALEO C из ряда других систем со схожей конфигурацией.
И все же к привычному ряду домашних компьютеров эту систему не отнесешь. По своему дизайну, основой для которого послужил прототип фирмы MSI, он скорее напоминает обычный аудиоцентр с характерным для такого рода устройств ЖК-индикатором на передней панели и традиционным поворотным регулятором громкости. Собственно, воспроизведение звука (поддерживается шестиканальный звук, и его источником может служить встроенный в систему радиоприемник AM/ FM-диапазона или компакт-диск с аудиозаписями различного формата, включая MP3) - одна из основных функций SCALEO C. При этом ее выполнение не требует загрузки операционной системы (Windows XP Home Edition), а для удобства управления тюнером и CD-проигрывателем в комплект поставки включен дистанционный пульт.
Благодаря программному обеспечению InterVideo Home Theater без загрузки ОС с помощью того же пульта системой можно управлять и при просмотре сохраненной на жестком диске или оптических дисках графической и видеоинформации, а также выбирать телевизионные каналы, если система дополнена ТВ-приемником (устанавливается в PCI-разъем).
Наконец, еще одно подчеркиваемое производителем амплуа SCALEO C - центр хранения и обработки мультимедийных данных. Впрочем, в этом отношении данная модель не отличается от обычных десктопов, снабженных современными оптическими дисководами и емким жестким диском. Разве что она изначально оснащена встроенным устройством чтения флэш-карточек всех наиболее распространенных типов ("шесть в одном").
В качестве дополняющего мультимедийный центр устройства отображения информации Fujitsu Siemens предлагает свои ЖК-телевизоры серии MYRICA, исключающие необходимость в дооснащении компьютера ТВ-тюнером и обеспечивающие заведомо более высокое качество приема телевизионных программ. На сегодняшний день в серию включены три модели, различающиеся прежде всего размером экрана. Младшая, MYRICA V17-1 с 17-дюймовой матрицей, может быть применена в качестве персонального телевизора и компьютерного монитора, а старшие, V23-1 и V30-1 (с 23- и 30-дюймовыми экранами соответственно), предназначаются прежде всего для просмотра мультимедийной информации. Все три модели имеют одинаковое разрешение (1280x768 пикселов) и широкие углы обзора (до 170° по горизонтали и вертикали), а также близкие характеристики яркости (от 400 до 500 кд/м2) и контрастности (от 400:1 до 500:1). Схожи они и по функциональным возможностям (в частности, поддерживают функции вывода телетекста и блокировки управления Child lock), однако в топовой модели V30-1 дополнительно предусмотрены режимы "картинка в картинке" (PIP) и объемного звучания (SRS). Кроме того, это единственная модель в семействе, имеющая помимо аналоговых входов для подключения компьютерных и бытовых источников сигнала еще и цифровой DVI-D (в SCALEO C он, правда, отсутствует).
При заявленной для SCALEO C минимальной розничной цене на уровне 1000 долл. комплект с ЖК-телевизором MYRICA V17-1 обойдется покупателю как минимум в 1800 долл. Насколько подобный вариант окажется привлекательным для российских пользователей, заранее сказать трудно. Вышедшая в тот же сегмент чуть раньше и пока не ощущающая в нем конкуренции Acer, по словам Ивана Пудонина, менеджера по персональным компьютерам и серверам из российского представительства компании, рассчитывает к концу года продать несколько тысяч своих медиацентров и уже готовится представить системы нового поколения. Что касается Fujitsu Siemens, то на данном этапе она не ставит себе конкретные задачи по объемам продаж и только начинает прощупывать рынок. Как заявил менеджер по маркетингу настольных клиентских систем российского представительства фирмы Сергей Янычев, SCALEO C рассматривается в качестве пробного шара, который позволит подготовить почву для продвижения ожидаемых вскоре новых моделей.