ВЫСТАВКИ
В третий раз в Москве прошла специализированная выставка фотооборудования "Кодак Минилаб-Шоу’2004". Ее конечная задача - способствовать расширению объема продаж продукции Kodak (www.kodak.ru ; wwwru.kodak.com), в том числе и путем привлечения новых клиентов, желающих начать собственный фотобизнес или уже владеющих им, но заинтересованных в обновлении установленного оборудования.
По свидетельству сотрудников московского офиса компании, подобные мероприятия пользуются успехом, о чем, в частности, говорит такой факт: за два дня работы каждой из предыдущих выставок компания продавала до трех десятков фотолабораторий.
В нынешнем году акцент был сделан на цифровых технологиях: внимание посетителей было привлечено в первую очередь к системе EasyShare (цифровым фотокамерам, док-принтерам, бумаге для струйной печати), рассчитанной на фотолюбителей, и семейству цифровых станций Picture Maker, предназначенных для использования в розничном бизнесе.
В компании надеются, в частности, что станции цифровой фотопечати будут приобретаться супер- и гипермаркетами, которые благодаря расширению набора фотоуслуг (станции позволяют, к примеру, напечатать изображение, полученное с помощью цифровой камеры мобильного телефона) смогут привлечь к себе дополнительных покупателей. Стандартный отпечаток размером 10x15 см, себестоимость которого обойдется рублей в семь (при условии применения фотоматериалов Kodak), получается примерно за 11,5 с. А на печать той же фотографии на док-принтере EasyShare 6000 (его ориентировочная розничная цена - 170 долл.), также основанном на сублимационном принципе формирования изображения и нацеленном на домашних пользователей, потребуется 90 с, и она будет стоить 15 руб. (при использовании оригинальных расходных материалов Kodak; пачка специальной бумаги из 40 листов, к примеру, стоит около 500 руб.) На экспозиции "Кодак Минилаб-Шоу 2004" были представлены также цифровые и аналоговые фотолаборатории, в том числе новинка сезона - цифровая лаборатория Noritsu QSS-3201 (примерная цена - 10 тыс. евро). В настоящее время сеть "Кодак-Экспресс" в России насчитывает свыше 1600 салонов (160 из них расположены в столице), а к концу года она может вырасти до двух тысяч фотомагазинов, причем примерно 10% из них будет оснащено цифровыми фотолабораториями.
В программе мероприятия было предусмотрено также шесть семинаров.
Время перемен
Ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос постарался дать Рави Патель, генеральный директор ООО "Кодак" - российского отделения Eastman Kodak, рассказавший о стратегии компании в эпоху перехода от аналоговой фотографии к цифровой.
Рави Патель:
"Полмиллиарда человек в мире ежедневно соприкасаются с продукций Kodak"
Он констатировал, что зачастую торговую марку Kodak до сих пор связывают исключительно с традиционной фотографией (так, ей принадлежит лидерство на мировом рынке фотопленок - 47% объема продаж). Между тем именно эта фирма еще в 1976 г. создала первый прототип цифровой фотокамеры и в настоящее время активно продвигает цифровые технологии в различных направлениях, представляющих производство материалов и оборудования для получения, обработки и печати изображений (соответствующая индустрия традиционных и цифровых фототехнологий для дома и офиса получила английское название Information Imaging, или Infoimaging).
Общий оборот данной индустрии в прошлом году составил 385 млрд. долл. и складывался из трех составных частей: производства цифровых фотокамер, сканеров, принтеров, ЖК-дисплеев и других устройств (185 млрд. долл.); разработки и поддержки инфраструктуры онлайновых приложений и систем передачи изображений (52 млрд. долл.), а также предоставления услуг и создания ПО, фотоматериалов и носителей информации (148 млрд. долл.). Kodak планирует действовать по всем трем фронтам, опираясь на собственные ресурсы или заключая партнерские соглашения (и даже покупая другие фирмы).
Существенная часть бизнеса компании связана с продукцией и услугами, рассчитанными на фотолюбителей, профессиональных фотографов и кинематографистов. В частности, по ее информации, 80% создаваемых в России фильмов снимаются на пленку Kodak. Вместе с тем набирает силу "цифровизация" отечественного кинопроката: несколько лет назад в Москве открылся первый цифровой кинотеатр "Кодак-Киномир", а на сегодняшний день по всей стране работает уже 600 подобных кинотеатров. По оценке г-на Пателя, лет через пять число кинозалов с "цифровыми" экранами в России вырастет до четырех тысяч.
Нынешняя стратегия компании предусматривает выход на новые рынки не только в географическом смысле этого слова, но и в технологическом. Объем продаж Eastman Kodak в прошлом году составил 13,3 млрд. долл., при этом 29% оборота компании пришлось на регион, объединяющий страны Европы, Ближнего Востока и Африки. В дальнейших планах - добиться увеличения оборота до 16 млрд. долл. в 2006 г. и до 20 млрд. долл. в 2010-м. По оценке Рави Пателя, к концу следующего года доля России и других стран СНГ достигнет приблизительно 10% общего оборота.
Важными направлениями деятельности являются также здравоохранение (для медицинских учреждений осуществляется поставка традиционных и цифровых аппаратов и услуг для съемки, хранения и печати рентгеновских и других изображений), широкоформатная печать и полиграфия, поставки материалов и оборудования для коммерческих фирм и государственных организаций. По словам г-на Пателя, Kodak намерена активнее развивать данные направления, в том числе и в России. Он уверен, например, что переход медицинских учреждений нашей страны на цифровое оборудование, связанное с получением и анализом изображений для диагностики и лечения заболеваний, является вопросом нескольких лет. (Г-н Патель, несомненно, супероптимист. - Прим. ред.)
Среди перспективных для компании направлений - разработка оптических компонентов, различных микросхем, производство дисплеев на базе OLED-технологии (ее также изобрели в Kodak в 1987 г.). Владея 28 тысячами патентов США, фирма не всегда способна распорядиться накопленным интеллектуальным ресурсом: ей не хватает опыта для доведения идей до коммерческих продуктов. Определенные надежды она связывает с новыми менеджерами высшего звена, перешедшими сюда после многолетней работы в Lexmark и Hewlett-Packard: их опыт поможет выйти на рынок струйной печати. При этом Kodak рассчитывает на присутствие во всех секторах - и коммерческой широкоформатной, и офисной, и домашней печати. Залогом будущего успеха компании, по мнению г-на Пателя, служат ее передовые технологии и сильный бренд.