ЭПИЦЕНТРЫ
Память дешевеет, но принесет ли это выгоды?
Питер Коффи
У меня есть и хорошие, и плохие новости. Записываемые DVD скоро станут вдвое вместительнее, а затем увеличат емкость еще в шесть раз. Хорошо это или плохо? По-моему, и то, и другое.
Начнем с хорошего. Первое поколение записывающих приводов недоиспользовало современную DVD-технологию, осуществляя запись лишь на один из двух слоев, имеющихся на сегодняшних DVD-дисках. Внутренние модели устройств двухслойной записи уже стоят меньше $300 и продолжают быстро дешеветь, а стоимость носителя с 8,5 Гб данных приближается к $10 за диск.
Но период массового применения двухслойной записи, видимо, будет недолгим, ибо наступает следующий этап развития DVD-технологии в форме стандарта Blu-ray, который поддерживают многие производители. Используя для уплотнения записываемых битов более коротковолновый лазер, диски в формате "голубого лазера" способны вмещать до 50 Гб, а их цена скоро станет сравнимой с ценой DVD (www.blu-ray.com/info).
Первую ласточку в прошлом году выпустила Sony, создавшая записывающий привод Blu-ray для дисков в 23 Гб. В конце июня Matsushita представила под брендом Panasonic устройство записи на 50 Гб, тот же объем скоро будет поддерживать Sony, а за ней и другие производители, создающие аналогичные системы. Записывающие приводы Blu-ray ныне стоят далеко за $2000, но в ближайшие пару лет эти цены быстро снизятся, так как интегрированные оптические головки, работающие на разных длинах волн, уменьшат сложности аппаратуры.
Большинство дебатов о записываемых DVD вращается вокруг видеофильмов с качеством HDTV (телевидения высокой четкости), у которых, по-моему, нет реальных перспектив на рынке. В ТВ-бизнесе этого никто не признает, однако, по данным тестов, люди воспринимают обычное телевизионное изображение - при передаче с равным качеством сигнала - субъективно более четким, чем HDTV, на всех экранах размером до 24 дюймов.
Если вы имеете домашний театр с большим экраном, который бы выиграл от HDTV, вас можно будет поблагодарить за стимулирование сбыта и снижение цен, чего я действительно хочу, - ведь это удешевит архивирование десятков и сотен гигабайтов важных данных. Моя нынешняя метода архивирования с использованием двух одинаковых наборов CD, которые хранятся в разных местах, дешева и надежна, но далека от удобства, когда ищешь конкретный файл.
А теперь перехожу к менее приятному. Когда мы действительно сможем хранить десятки, сотни гигабайт на недорогих сменных носителях, это лишь трансформирует и еще более усложнит уравнение доступности данных по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Мы обнаружим, что нам не хватает концепции индексирования, чтобы находить записанную информацию на базе чего-то большего, чем примитивные критерии (даже если Apple и Microsoft сумеют воплотить в Tiger и Longhorn свои идеи автоматической фоновой классификации наших файлов).
Первое, что вспоминаешь в связи с проблемой индексирования, - изображения. Тривиальную сортировку картинок по таким критериям, как дата, скоро дополнят метки местоположения, которые смогут генерироваться с помощью технологий Enhanced 911 или GPS (Global Positioning System), однако индексирование самого графического контента еще остается преимущественно темой для исследований.
Впрочем, для большинства корпоративных приложений общая проблема распознавания изображений не так уж важна. Как и способы распознавания речи, при предсказуемой ситуации и ограниченном числе узнаваемых объектов современные методы распознавания изображений работают довольно неплохо.
Куда труднее придумать способы индексирования потока видео, чтобы отыскивать, скажем, такие детали, как появление лица конкретного человека. Я, правда, видел один проект IBM, который оказался очень успешным при распознавании голосов на звуковой дорожке и мог использовать эту возможность для нахождения соответствующих видеокадров. Можно предположить, что со временем авиапассажиров будут просить заглянуть в камеру и произнести стандартную фразу. Результаты IBM говорят о том, что это гораздо надежнее, чем только распознавание внешности.
Но все это лишь поверхностные штрихи к проблеме нетекстовых данных, охватывающей разнообразную информацию, от музыки до отпечатков пальцев.
Корпоративные системы становятся поразительно умелыми в фиксации подобных вещей, и сегодня в разных сферах деятельности, например в розничной торговле, обеспечении государственной безопасности или здравоохранении, имеется много приложений для мультимедийных баз данных. Проблема же в том, что мы гораздо лучше аккумулируем данные, чем умеем ими пользоваться. Корпоративные ИТ-покупатели должны задавать тон в работе с создателями приложений и исследователями, формулируя свои нужды в технологиях поиска информации. А без этого продолжающееся снижение цен на носители памяти вряд ли принесет ожидаемые выгоды.
С редактором по технологиям Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com.