LBS

Отсутствие приложений, способных захватить рынок, и сравнительная примитивность карманного "железа" привели к тому, что технология LBS (Location-Based Services - услуги с определением местоположения) пока не получила широкого распространения. А ведь во времена технического бума 90-х годов ей прочили блестящее будущее. Но сейчас положение постепенно меняется. Правительства США и ряда европейских стран постановили, что для оказания услуг скорой помощи каждый сетевой оператор обязан внедрить технологию E911 для определения местоположения абонентов. Эти требования могут создать мощный стимул для появления коммерческих LBS-приложений. Ведь такие услуги пригодятся в самых разных областях. Например, они позволяют предприятиям более эффективно управлять цепочками поставок и контролировать активы, а сотрудникам скорой помощи - быстро находить жертв преступления или несчастного случая.

Основу платформ LBS составляет технология определения местоположения объектов, например GPS (Global Positioning System - глобальная система позиционирования), или сетевые решения, предназначенные для точной доставки адресату услуг и приложений. В роли ведущих игроков на поле LBS выступают фирмы Environmental Systems Research Institute (ESRI), Autodesk, MapInfo и Intergraph. А недавно в их ряды влилась и корпорация Microsoft, предлагающая платформу MapPoint. Все они являются членами консорциума Open GIS, занятого разработкой стандартов для географических информационных систем. Сейчас там помимо всего прочего создается спецификация OpenLS (Open Location Services).

По данным аналитической компании ABI Research, к 2010 г. доходы от LBS во всем мире должны превысить 3,6 млрд. долл. Но на сегодняшний день годовой объем таких услуг составляет лишь 500 млн. долл.

Однако коммерческие LBS-приложения уже начинают появляться. В июне Microsoft и два европейских оператора мобильной связи анонсировали план создания платформ для предоставления LBS-услуг в реальном времени. Предполагается, что с их помощью предприятия смогут развертывать деловые приложения, позволяющие мобильным сотрудникам отслеживать корпоративные активы, а диспетчерам такси и служб доставки грузов - точно узнавать местоположение автомобилей, водители которых имеют сотовый телефон, и направлять их по наиболее рациональному маршруту. В Соединенных Штатах Америки оператор мобильной связи Verizon Wireless Messaging Services уже предлагает услуги LBS, применяя для этого программную платформу LocationLogic фирмы Autodesk. Специальные приложения передают на сотовые телефоны сообщения о ситуации на дорогах с учетом местоположения их владельцев. По существу, LocationLogic представляет собой связующее ПО, способное обрабатывать информацию и содержащее различные инструменты и сервисы для передачи данных на карманные компьютеры и другие портативные устройства.

Развитию услуг LBS помогут открытые стандарты

Сервисы с определением местоположения традиционно носили автономный характер, и наладить их взаимодействие с другими приложениями и системами было нелегко. Однако проводимые сейчас работы над открытыми стандартами должны стать тем необходимым катализатором, который подстегнет развитие LBS. "Стандарты всегда имели очень важное значение и тому есть целый ряд причин, - заявил Дэвид Магвайер, директор по продуктам фирмы ESRI из калифорнийского города Редлендз. - Они позволяют нам использовать в своих разработках технологии других компаний, например Java. Кроме того, опираясь на них, мы можем интегрировать свои продукты в общую ИТ-инфраструктуру предприятия".

Стимул для скорейшей стандартизации LBS появился после того, как были утверждены требования Е911. В соответствии с ними диспетчер скорой помощи должен иметь возможность определять местонахождение телефона, с которого поступил вызов, с точностью до 15 м. В США операторы сотовой связи обязаны обеспечить поддержку Е911 уже к следующему году, а для этого необходима техническая база - открытые стандарты LBS. К тому же они могут стать стимулом для развития коммерческих услуг с определением местоположения объекта.

Разработку спецификации OpenLS (Open Location Services, www.openls.com) ведет консорциум Open GIS, где над ней работает свыше 30 компаний-производителей, включая ESRI, Autodesk, MapInfo, Oracle и Webraska Mobile Technologies. В данной области унификация на базе единого стандарта имеет особое значение. Чтобы развернуть LBS-систему, оператору связи нужно интегрировать в свою телекоммуникационную инфраструктуру продукты нескольких производителей. Ведь здесь не обойтись ни без технологии определения местоположения, ни без географической информационной системы (ГИС), ни без среды разработки приложений. А поскольку нынешнее ПО строится на базе закрытых технологий, очень сложно заставить все эти компоненты работать сообща. Лишь стандартизация обеспечит совместимость посредством открытых интерфейсов и протоколов и намного упростит взаимодействие между различными системами.

Спецификация OpenLS, опирающаяся на технологии XML и Web-сервисов, призвана создать базу для географической привязки средств Интернета, беспроводных сетей и LBS-услуг и их интеграции с традиционной ИТ-инфраструктурой. Она содержит описание сервисов маршрутизации, служб каталогов и шлюзов, способов представления карт и утилиту для определения местоположения - иными словами, все, что необходимо для геокодирования, как прямого, так и обратного.

В прошлом году консорциум Open GIS выпустил первый вариант стандарта OpenLS 1.0 и сейчас работает над версией 1.1 - ее появление ожидается в следующем году. Как рассказал руководитель по архитектуре решений компании MapInfo Уилл Уилбринк, глава группы OpenLS, в ней будут предусмотрены методы тестирования, позволяющие поставщикам оценивать соответствие своих продуктов этой спецификации.

Стандартизацией представления географической информации и данных о местоположении занимаются и другие организации. Например, OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards) и W3C (World Wide Web Consortium) развивают стандарты XML и SOAP (Simple Object Access Protocol), важные для совместимости LBS-продуктов. Кроме того, ESRI, Autodesk и другие производители активно сотрудничают с ISO (International Organization for Standardization) при работе над навигационными стандартами, которые, по словам Уилбринка, со временем войдут в состав OpenLS.

Растет интерес к услугам LBS и в деловой среде. Например, в транспортной системе Bay Area Rapid Transit (BART) города Сан-Франциско такие сервисы помогают полицейским быстрее попасть к месту аварии.

Однако при реализации услуг с определением местоположения могут возникнуть психологические проблемы. Если у сотрудников возникнет стойкое нежелание постоянно чувствовать себя "под колпаком", то все достоинства LBS могут оказаться ни к чему. Учитывая это, фирма AT&T Wireless Services предлагает своим абонентам средства блокирования слежки. Подключив соответствующую услугу, ее клиент может запретить передачу данных о своем местоположении как организациям, так и отдельным людям.

Однако большинству предприятий еще только предстоит решить подобную проблему. Они имеют право знать, где находятся их разъездные сотрудники в рабочее время, но при этом должны учитывать и их право на конфиденциальность. Поэтому перед тем как приступить к развертыванию LBS-системы, организациям нужно четко определить, как будет использоваться получаемая информация и в каких случаях начальство может следить за местоположением сотрудников.

Со старшим корреспондентом Энн Чен можно связаться по адресу: anne-chen@ziffdavis.com.