Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий во II квартале 2004 г.
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за II квартал оценивается примерно в 973 тыс. шт.
Порядка 82,5% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 12% - на ноутбуки, 3,5% - на карманные компьютеры (КПК) и чуть менее 2% - на серверы (на платформе Intel).
Структура российского рынка компьютеров. II кв. 2004 г.
(в натуральном выражении)
По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 21,1%. На рынке серверов рост составил 14,2%, а ноутбуков было продано на 111% больше, чем во II квартале 2003-го. Объем продаж КПК по сравнению со II кварталом прошлого года вырос на 123%.
Лидерами продаж ПК по итогам II квартала 2004 г. являются компании*1 Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems, суммарная доля которых составила 21,5% продаж настольных компьютеров.
В сегменте ноутбуков лидируют*1 Asustek, Dell, iRU, Rover Computers, Toshiba, на их долю приходится 57,8% всех продаж.
В сегменте карманных компьютеров доля ведущей группы компаний*1, в состав которой входят Asustek, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, Rover Computers, еще выше: 84,7% продаж КПК в натуральном выражении.
В сегменте серверов наилучшие результаты у следующих производителей*1: Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway; суммарно эти компании контролируют 55,1% продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов во II квартале 2004 г. составил около 1,016 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены на 33% в штучном исчислении и на 56% - в денежном, что означает сохранение тенденции существенного роста средневзвешенной стоимости мониторов, которая в целом по рынку достигла 285 долл. Данному процессу способствовало дальнейшее сокращение доли ЭЛТ-устройств, которые контролируют всего около 37% рынка в стоимостном выражении. Разрыв в денежных и штучных показателях был бы еще больше, если бы не состоялось прогнозировавшееся сокращение стоимости ЖК-мониторов, вызванное падением платежеспособного спроса. По этой же причине прекратилось снижение доли 15-дюймовых ЖК-устройств, ранее активно вытеснявшихся 17-дюймовыми аппаратами.
Во II квартале в первой тройке основных игроков опять произошли некоторые изменения. Лидером рынка по-прежнему является компания Samsung, за ней следует LG, а за третье место развернулась настоящая борьба между компаниями NEC и Philips, последняя из которых в данном квартале добилась большего успеха.
Принтеры
Наиболее заметной особенностью развития российского принтерного рынка во II квартале было существенное снижение темпов количественного роста продаж. Впервые за последние несколько лет они упали ниже 20%-ного уровня (в годовом исчислении), составив около 19% (630 тыс. шт. против 530 тыс. шт. за аналогичный период 2003 г.). Влияние сезонного фактора оказалось более сильным, чем год назад. Заметнее всего оно проявилось в сегменте струйных принтеров, которых было продано совсем не намного больше, чем в аналогичный период прошлого года. Почти весь прирост рынка обеспечили лазерные принтеры, в то время как объем поставок матричных устройств уменьшился (хотя в штуках их было продано больше, чем в I квартале). В результате таких структурных изменений рыночная доля лазерных принтеров выросла в натуральном выражении до 56%. Благодаря опять же "лазерникам" сохранились "двузначные" годовые темпы роста - 14% денежного объема рынка, который составил около 135 млн. долл.
Тройка ведущих вендоров по сравнению с I кварталом не изменилась, в нее снова вошли компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Samsung.
Настольные МФУ
В отличие от других сегментов компьютерной периферии (принтеров и сканеров) настольные многофункциональные устройства (МФУ) демонстрируют темпы роста, выражающиеся трехзначными цифрами: в исследуемый период объем их продаж составил около 67 тыс. штук на общую сумму 25 млн. долл., что соответственно на 124% и на 108% больше, чем прошлогодние показатели по II кварталу.
В структуре продаж настольных МФУ численный перевес остается за устройствами с лазерной технологией печати, хотя по темпам роста струйные МФУ продолжают их опережать. Следует отметить довольно значительный рост продаж лазерных МФУ на основе цифровых копиров нижнего уровня производительности, доля которых во II квартале составила почти 20% лазерного подсегмента.
По количеству поставленных устройств, как и в прошлом квартале, лидируют компании*1 Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (лазерные МФУ), а также*1 Epson, Hewlett-Packard и Lexmark (струйные МФУ).
Мультимедийные проекторы
Во II квартале 2004 г. на российский рынок было поставлено 8,57 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors - MMP), что на 93% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Хотя в прошедшем квартале не было столь масштабных, как в предыдущем, поставок в рамках многолетнего тендера "Дети России" Министерства образования РФ, они все же заметным образом влияли на рынок. Без учета тендера рост был "всего" около 55%, что, впрочем, тоже выше роста ИТ-рынка в целом.
По итогам II квартала ситуация в лидирующей группе стала более предсказуемой и ожидаемой. Первое место - за компанией Sanyo. Кроме нее в тройку лидеров вошли*1 Epson и Toshiba. Если же тендер не учитывать, данный набор производителей был бы несколько другой. По крайней мере компании*1 BenQ, InFocus, NEC и Panasonic также показали довольно значительные результаты.
Плазменные панели и телевизоры
Российский рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel - PDP) традиционно демонстрирует рекордные темпы роста, однако за последнее время они несколько уменьшились. Второй квартал 2004 г. показал увеличение рынка в 2,5 раза (в 3,1 раза кварталом ранее) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а всего за отчетный период было поставлено более 13,8 тыс. устройств. Данный рост сопровождался ощутимой ценовой эрозией, и средневзвешенная стоимость одной панели снизилась более чем на 1000 долл., что означает падение по сравнению с уровнем 2003 г. почти на 17%.
По-прежнему доминирующим типоразмером является 42 дюйма, и доля таких устройств несколько выросла. Это свидетельствует о том, что рынок PDP действительно становится массовым. Кроме того, растет доля панелей, оборудованных тюнером и таким образом представляющих собой законченные плазменные телевизоры. Они составили уже более половины всех реализованных аппаратов.
Поскольку продажи PDP становятся все более массовыми и в основном идут на домашний рынок, не может не проявляться влияние сильнейших игроков обычного телевизионного рынка. Лидирующая тройка*1 выглядела следующим образом: LG, Panasonic и Samsung. Сильны также позиции компаний*1 Fujitsu, Pioneer, Philips и Sony. Наблюдается сильная волатильность, и никто из игроков пока не может закрепить за собой выраженные лидирующие позиции.
Жидкокристаллические телевизоры и информационные панели
Абсолютные рекорды по темпам роста продолжает показывать рынок ЖК-телевизоров и информационных ЖК-панелей (при этом учитывались только полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 42 дюймов; не включены маленькие переносные аппараты, автомобильные ТВ, проекционные телевизоры на базе ЖК-панелей). За II квартал было продано более 28 тыс. аппаратов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился почти в 4,6 раза. Основную его часть составляют "классические" телевизоры. На "гибридные" аппараты (мониторы с функцией ТВ) и информационные панели приходится менее 10% рынка.
По итогам II квартала тройка лидеров среди поставщиков ЖК-телевизоров не претерпела изменений, это компании*1 Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, хорошие продажи показывают компании*1 Daewoo, LG, Panasonic, Sony и Toshiba.
ИБП
На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) во II квартале текущего года было продано более 320 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил почти 50 млн. долл. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 18% и на 20% соответственно. Это несколько выше темпов роста в предыдущем квартале, когда было отмечено некоторое замедление после рекордных поставок в конце 2003 г. Каких-либо ощутимых изменений в технологической структуре рынка не было.
Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками*1 Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции*1 Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.
Сканеры
Как и в сегменте струйных принтеров, начало сезона летних отпусков отрицательно повлияло и на спрос на сканеры, значительная часть которых приобретается владельцами домашних компьютеров. Всего за II квартал было продано 156 тыс. устройств - лишь на 15% больше, чем год назад. После настоящего бума продаж в конце 2003 г. и начале 2004-го этот показатель выглядит довольно скромно. Вполне закономерно, что наименьший прирост продаж сканеров наблюдался в самой нижней ценовой категории (до 100 долл.) - именно их больше всего реализуется через розничную сеть. В то же время за счет смещения продаж в пользу более дорогих устройств рост объема рынка в деньгах оказался бо/льшим - около 18% (17 млн. долл.).
Три ведущих поставщика*1 сканеров - Epson, Hewlett-Packard и Mustek - сохранили свои лидирующие позиции, причем наилучшие показатели по-прежнему у Hewlett-Packard.
Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru ; www.itresearch.ru.
_____
*1 Компании перечислены в алфавитном порядке.