ПРОЕКТЫ
9 сентября 2004 г. в "Гранд отеле Мариотт" (Москва) произошло событие, которое можно расценить как небольшую сенсацию. Институт информационной индустрии Тайваня (www.iii.org.tw) и консорциум "Инфорус" (www.inforus.biz) подписали контракт, согласно которому российские разработчики примут участие в создании новых компонентов специализированной версии Linux для государственных структур Тайваня. Почему именно российские? Почему Linux? Почему для Тайваня? И почему сейчас? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мысленно вернемся в конец 90-х годов, когда начал зарождаться мировой "клуб любителей Linux".
И взлетел пингвин
Операционные системы семейства Microsoft Windows - уникальный потребительский продукт. Обращение к любому другому товару или услуге - будь то заказ блюда в ресторане, посещение стоматолога или парикмахера, выбор часов, джинсов или автомобиля и т. п. - предполагает осознанный выбор со стороны пользователя из большого количества различных вариантов. И только включая компьютер с установленной на нем ОС Windows, пользователь вынужден мириться с тем, что функциональный состав, удобство, качество и надежность получаемого товара придется принимать как есть, независимо от собственных вкусов и предпочтений.
И если для обычного пользователя такая ситуация просто некомфортна, то для государственных структур она во многих случаях совершенно недопустима. Федеральные, региональные и отраслевые компьютерные сети стали неотъемлемым компонентом критической инфраструктуры всех развитых стран, соответственно, вопросы надежности, прозрачности и функциональности используемых ОС предельно обострились. О замене Windows на что-нибудь более эффективное, открытое и безопасное заговорили и ИT-специалисты, и политики.
Роль Давида, призванного свалить гиганта Голиафа, последовательно примеряли на себя несколько операционных систем, пока в 2000 г. корпорация IBM не вывела в лидеры ОС Linux, объявив о намерении инвестировать в ее развитие миллиард долларов. И хотя Стив Балмер поспешил тогда заявить, что Linux, несмотря на все инвестиции, останется не более чем игрушкой, целенаправленные действия IBM вызвали цепную реакцию.
Менее чем за год был успешно реализован масштабный проект Trillian по переносу Linux на платформу Intel Itanium. Правительство Китая анонсировало планы создания "Красного Linux". Уже в июне 2000 г. Академия наук Китая и инвестиционная компания New Margin Venture Capital учредили для этих целей специальную компанию Red Flag Linux, которая практически сразу получила крупные инвестиции от министерства информационной индустрии и фирмы CCID Capital.
Специальные постановления о переходе на Linux и о поддержке проектов Open Source приняли Германия, Индия, Мексика, Перу и другие страны. Наиболее последовательно в этом направлении двигались страны Юго-Восточной Азии, что закономерно привело к качественному скачку. В июне 2004 г. Red Flag Linux и японская компания Miracle Linux (основной акционер - Oracle) объявили о создании промышленной версии ОС Asianux 1.0, призванной стать стандартной серверной платформой в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Дистрибутив Asianux базируется на Red Hat Linux и размещается на двух CD, ISO-образы которых доступны для свободного скачивания. Альянс вокруг Asianux уже объединяет Японию, Китай (с Гонконгом и Тайванем) и даже Южную Корею, которая до последнего времени держалась в этом вопросе особняком. Как заявил Чарльз Филипс, сопрезидент Oracle, "мы все стараемся объединиться вокруг создаваемой нами стандартной версии Linux. Теперь, когда раздробленность преодолена, мы получили стандартную, сертифицированную версию Linux, на которую можем положиться и которая приведет к серьезным изменениям в этой части земного шара".
И вот над седой равниной моря гордо взмыл желтоклювый пингвиненок, два миллиарда потенциальных пользователей построились в шеренги под флагами Asianux, а на повестку дня встал новый вопрос - куда двигаться дальше? Операционная система нуждается в постоянном развитии - лишь тогда она конкурентоспособна. И если до последнего времени силы участников Linux-альянсов были направлены в основном на стандартизацию и сертификацию, то сегодня наступил час новых Биллов Гейтсов, способных указать путь к операционной системе будущего.
Говорит Москва. Остальные работают
Несмотря на то что первые официальные шаги в направлении Linux были предприняты в России с огромным опозданием (соответствующее решение Минсвязи было принято лишь в октябре 2003 г.), мы не остались в стороне от мирового процесса перехода на открытые платформы. Автору данной статьи довелось принять участие в нескольких круглых столах по данной тематике, прошедших в 1999 и даже в 1998 гг. Уже тогда бросалось в глаза ключевое отличие российского подхода к проблеме - вместо погружения в дебри стандартизации, сертификации и унификации участники дискуссий предпочитали рассматривать новую ОС как "идеальный дом" для пользовательских приложений - надежный, уютный и напичканный всякими удобными мелочами. Сам собой сформировался список идей, которые могли бы послужить кирпичиками при построении операционной системы будущего.
Вот лишь некоторые из этих идей, высказанных российскими разработчиками пять-шесть лет назад, но по разным причинам не реализованных (и в большинстве своем даже не запатентованных). Любопытно взглянуть на этот список через призму времени.
Андрей Масалович ("Инфорус") и Стенли Ванг (Институт
информационной индустрии Тайваня) после подписания договора
1. Виртуальный сервер, дающий возможность серверу исполнять сразу несколько операционных систем или несколько копий одной и той же операционной системы. Сегодня частично реализован в продуктах VMware. Вскоре увидит свет под именем Microsoft Virtual Server 2005.
2. Управление карантином доступа к сети. Означает запрет свободного доступа к сети из удаленного места, пока адресат не удостоверится в соответствии настроек удаленного компьютера определенному стандарту. Сегодня реализован в Microsoft Windows как Network Access Quarantine Control (NAQC).
3. "Клетка для хакера". В архитектуре процессора "Эльбрус 2К" и его операционной системы были заложены принципы контроля типов, работы со ссылками, идентификации и переключения контекста, позволяющие автоматически блокировать любую вредоносную программу либо ограничить ее деятельность четко очерченной областью памяти. Интересующихся приглашаю прочесть стостраничную статью Бориса Бабаяна на эту тему, либо ее краткий пересказ (www.terralab.ru/system/32754/). В настоящее время разработчики процессоров прилагают усилия к реализации подобных концепций в кремнии (технологии Intel LaGrande, AMD Execution Protection и AMD Alchemy). Коммерчески успешных программных реализаций данной технологии нет до сих пор.
4. "Ловушка для хакера" (Honeypot). Предлагалось включить в состав ОС компоненты-ловушки, предоставляющие злоумышленнику ложную информацию при попытках тестирования уязвимостей. Проблемы борьбы с терроризмом (в том числе информационным), а также растущая обеспокоенность владельцев крупных сетей действиями внутренних злоумышленников сегодня ставят во главу угла задачи скрытого наблюдения за злоумышленником с целью изучения его местонахождения, связей, методов и целей. Несмотря на актуальность задачи, первая книга по данной тематике ("Ho-neypots") была опубликована только в 2002 г. Частично данная технология была реализована в проекте Bear Guard по заказу SAP.
5. Технология "умных папок" (Smart Folders), способных анализировать собственное содержимое в соответствии с набором настроек. Этой технологии во многом повезло - предложенная в 1998 г., она была использована при разработке поисковой системы Avalanche и впоследствии принята патентным ведомством США в составе заявки на патент ("Computer-Implemented Method of Data Search, Organization and Presentation", N 60/307,861). Однако мощность "умных папок" может быть использована не только в поисковой системе, но и в файловой системе новой ОС. Так, Smart Folders (правда, в более простом виде) реализованы в последней версии MacOS.
6. Неблокируемый (deadlock-free) обмен сообщениями между компьютерами сети. Разработанный в начале 90-х годов в России алгоритм гарантированного обмена сообщениями, не вызывающий блокирования сети при сколь угодно интенсивном трафике оказался востребованным с развитием Интернета. Алгоритм был запатентован в США спустя семь (!) лет после его создания и даже использован одной из американских фирм при разработке мини-коммутатора ISDN. Будучи интегрирован в состав ОС, может облегчить взаимодействие компьютеров внутри локальной сети или VPN.
7. Встроенный поисковый механизм для интеграции пользовательских компьютеров в корпоративное хранилище знаний. Сегодня анонсируется в планах ведущих разработчиков ОС.
Полный список идей и предложений по созданию "идеальной ОС" насчитывает более пятидесяти пунктов. Здесь и персональный поисковый робот, способный приносить владельцу свежие статьи по заданной тематике, и технологии скрытия критически важных данных, и фантастически эффективные фрактальные алгоритмы сжатия и т. д.
Всю эту пеструю коллекцию красивых идей и сырых предложений роднит несколько общих признаков. Во-первых, каждое из них было высказано много лет назад и в том или ином виде "переоткрыто" в других странах. Во-вторых, своевременная реализация этих предложений обеспечила бы российским ИT столь необходимые нам сейчас приоритетные позиции на ключевых направлениях. В-третьих, реализация каждой из перечисленных идей (без учета расходов на продвижение и PR) обошлась бы стране дешевле, чем, скажем, покупка одного игрока команды "Челси". И наконец, в-четвертых, за последние пять лет эти идеи вызывали интерес у чиновников и инвесторов во многих странах. В десятках стран. Исключая Россию.
Время выйти из сумрака
В сентябре 2003 г. в Москве состоялся первый Российско-тайваньский форум по экономическому сотрудничеству. Что такое сегодняшний Тайвань? Это страна, которая сформулировала и воплощает курс на создание в течение 3-5 лет собственных мировых брендов на приоритетных направлениях ИT-индустрии. Например, тайваньские LCD-телевизоры BENQ уже сегодня "бьют" японских и корейских конкурентов как по цене, так и по качеству.
Кроме того, Тайвань - активный игрок на мировом рынке стратегических инвестиций. Так, несмотря на весьма извилистые пути взаимоотношений с официальным Пекином, прямые инвестиции Тайваня в китайскую экономику уже превысили 60 млрд. долл. (для сравнения: ожидаемый приток инвестиций в Россию в 2004 г. - 12 млрд. долл.).
Демонстрация глобальных амбиций требует зримого воплощения, поэтому самое высокое здание в мире (похожий на гигантский колос "Тайбэй 101") также находится на Тайване и вряд ли в ближайшие три года приоритет перейдет к Шанхаю.
В общем, с Тайванем определенно надо дружить.
На прошлогоднем форуме тайваньские компании четко сформулировали свое желание сотрудничать с Россией не только в сырьевых отраслях, но и в сфере высоких технологий. Одним из результатов форума стало приглашение консорциуму "Инфорус" провести серию презентаций и семинаров на Тайване под общим названием "The Best IT Solutions From Russia".
Такая серия семинаров была подготовлена и проведена на Тайване в апреле этого года. Честно скажу, первоначально "зацепить" слушателей было трудно (в Азии вообще довольно сложно вести бизнес, а тем более находить новых партнеров). Согласованность действий государства, ассоциаций и ИT-компаний у нас сегодня такова, что по имиджу в области аутсорсинга Россия находится где-то на уровне Румынии. Продуктов мирового класса у нас крайне мало, перспективные технологии есть, но редкий инвестор доживет до их выхода на рынок. Поэтому информацию о наших успехах на офшорных фронтах слушатели воспринимали в полудреме, а рассказы о технологиях требовали сопровождать демонстрацией действующих образцов. Однако презентации, касающиеся наших идей и нестандартных решений, вызывали неизменный интерес и оживление.
Приглашение Института информационной индустрии (III - Institute for Information Industry) Тайваня к обсуждению проблем создания "Линукса будущего" стало вполне закономерным продолжением семинаров. Выяснилось, что многие идеи, давно высказанные и опробованные "на зуб" в России, здесь только-только обсуждаются. И вот результат - за четыре месяца были подготовлены два контракта между III и консорциумом "Инфорус", торжественно подписанные на втором российско-тайваньском форуме 9 сентября. Согласно первому контракту, наши разработчики примут участие в реализации новых компонентов специализированной версии Linux для государственных структур Тайваня, второй контракт касается внедрения российских алгоритмов обработки сигналов в программы для автомобильных компьютеров.
И пусть это только первая ласточка - здесь же, на форуме, были подписаны соглашения о поставке на Тайвань российской нефти на четверть миллиарда долларов, но это шаг в правильном направлении. Заказчики увидели и оценили основное конкурентное преимущество российских ИT - высокий уровень образования в сочетании с креативным мышлением. Выходя на мировой рынок, нам надо опираться на это преимущество. Пусть мы не так сильны в автоматизации типовых бизнес-процессов, как индусы, и труд свой оцениваем дороже китайцев. Мы - не просто офшорные программисты. Мы - problem solvers, грамотные и творческие "решатели проблем". Мы - иные. Умные, не пора ли стать и богатыми?