Ответ на этот вопрос ищут многие руководители уже не один год
Тысячи человеко-часов потрачены в непродуктивных спорах о том, в чем же коренное отличие между сайтом и порталом. Ответ на этот вопрос неоднозначен, и безупречные определения, разграничивающие эти понятия, вряд ли когда-нибудь будут даны. Каждый, кто хоть что-нибудь слышал про Интернет, вкладывает свое понимание в термины сайт, портал, Web-страничка, Web-ресурс. Поэтому будет целесообразно, отставив спор об определениях, пользоваться понятием "информационный ресурс в сети Интернет" как наиболее нейтральным.
Споры про сайт и портал возникли не на пустом месте, их эмоциональный накал непосредственно связан с экономической стороной вопроса - сколько же может стоить информационный ресурс в сети Интернет и в чем кардинальное отличие ресурса за $100 000 от ресурса за $10 000? Очевидно, что разница в стоимости обусловлена разницей в объеме работ по созданию данных информационных ресурсов, возникающей в силу различных требований к ним.
Разные задачи
Коммерческие компании, государственные структуры, частные лица создают информационные ресурсы в сети Интернет, преследуя свои конкретные цели.
Бизнес-организации ищут новых поставщиков и покупателей, информируют о своих продуктах и услугах, оптимизируют способы ведения бизнеса за счет интеграции бизнес-процессов с партнерами, снижения затрат на обслуживание своих клиентов и пр.
Органы власти преследуют схожие цели: они ищут новых подрядчиков на выполнение государственного заказа (поставщиков), оптимизируя способы ведения хозяйственной деятельности, информируют о программах развития регионов, льготах для населения, административных реформах и новых законах.
Так чем же рассматриваемые информационные ресурсы отличаются друг от друга? Что приводит к столь различной стоимости проектов по их созданию? Для ответа рассмотрим информационное взаимодействие как часть деятельности в сети Интернет коммерческой компании и государственной структуры.
Для бизнеса задача информирования, как правило, связана с однонаправленной (не требующей обязательной ответной реакции) публикацией информации, которая обычно содержит сведения о компании: направление деятельности, продукты и услуги, партнерские программы, события и мероприятия и т. п.
Для такой информации характерны:
- относительная статичность (низкая динамика обновления);
- небольшой объем;
- низкие затраты ресурсов на подготовку, обработку, согласование и публикацию;
- незначительная регламентация процесса;
- отсутствие требований к периодичности обновления.
Информирование (за редким исключением) само по себе не относится к основному бизнесу компании, который по сути своей является транзакционным процессом (купил - продал, получил - произвел - отгрузил).
Привлечение активной аудитории, снижение расходов на распространение информации и обеспечение двустороннего взаимодействия с конечным потребителем или партнером - вот пример тех задач, которые интересуют любого руководителя. Одним из путей их решения является создание или модернизация информационного ресурса в сети Интернет. |
Для министерства как органа исполнительной власти та же задача информирования выглядит иначе. Например, правоустанавливающие функции Минэкономразвития России подразумевают не только разработку проектов нормативных актов, программ развития и планов реформирования, но и широкое распространение данной информации, ее обсуждение и согласование. Таким образом, процесс создания материалов и предоставления доступа пользователям сети Интернет к информации, ее обсуждение является бизнес-процессом, в котором участвует большое число людей. Это накладывает отпечаток на характер данных и отношений, информация в этом случае уже не может быть статичной, она требует от потребителей ответных действий. Поэтому задача информирования приобретает транзакционный характер, когда подготовка, публикация, согласование и утверждение информационных материалов становится одним из основных процессов деятельности министерства.
Такая работа характеризуется:
- динамическим изменением информационных материалов в ответ на обратную связь со стороны потребителей информации;
- большим объемом публикуемых данных (одних только проектов законов, концепций и программных документов министерство публикует 10-30 в день);
- высокой степенью вовлеченности практически всех сотрудников министерства в процессы создания, согласования и публикации материалов.
Другими словами, информационная работа средней по своим размерам коммерческой организации и ведомства существенно различаются уже не только по объему информации, с которой приходится иметь дело, но и по сложности процесса подготовки и согласования сведений, доступных пользователям Интернета. Публикация трех новостей, одного анонса, двух описаний новых услуг и прайс-листа в день требует других методов и ресурсов по сравнению с подготовкой и размещением в Интернете 10 проектов законов, 20 приказов, 50 комментариев к проектам нормативных актов, 100 аналитических материалов. В одном случае с задачей справятся 1-2 человека, в другом уже необходимо скоординировать деятельность десятков людей.
Даже на таком уровне детализации (мы не затрагивали вопросы ответственности, регламентов, безопасности и надежности) очевидны различия в требованиях к уровню программно-аппаратного решения для создания информационного ресурса в сети Интернет. Поэтому, казалось бы, для одних и тех же задач бизнес и власть, большие и не очень организации выдвигают разные требования к инфраструктуре и системам, обеспечивающим их работу. Именно за счет этого информационный ресурс вроде бы с одним и тем же внешним оформлением для одних может стоить 5-10 тыс. долл., а для других 500 тыс.
Элементы цены
Основными факторами, влияющими на стоимость информационного ресурса в сети являются:
- сложность и динамичность информационной структуры данных;
- наличие и функциональность средств управления данными и представлением;
- количество участников процесса формирования сведений для информационного наполнения ресурса;
- степень и характер регламентного доступа к данным;
- необходимый уровень безопасности и надежности доступа к ресурсу;
- степень интеграции ресурса с внешними и внутренними системами, банками данных и т. п.;
- количество технологических и визуальных форматов представления данных для различных групп пользователей.
Сколько платить в каждом конкретном случае - решать тем, кому необходим информационный ресурс как инструмент для работы или управления. А инструменты бывают разные: кому-то достаточно ручной дрели, а где-то требуется промышленный перфоратор. Избавившись от предрассудков типа "Иван Иванович сделал себе за 5, а Николай Валентинович зачем-то - за 80", надо четко сформулировать организационные, технологические, информационные и иные требования, предъявляемые к информационному ресурсу в сети Интернет. К созданию ресурса в Сети нужно подходить так же рационально и жестко, как и к любой ERP-системе или системе электронного документооборота.
С автором, директором отделения заказных решений Департамента интеграционных решений IBS, можно связаться по адресу: VNikitin@IBS.RU.