ИТ

Сегодня термин "бизнес-процесс" чрезвычайно широко используется в областях бизнеса, управления и ИТ. Интуитивно он вполне понятен, в самом общем виде бизнес-процесс можно определить как последовательность, совокупность действий (шагов, этапов), выполняемых его участниками - людьми и/или информационными системами и направленных на достижение тех или иных целей предприятия.

Исходя из соотношения "ручных" действий, то есть реализуемых людьми, и автоматизированных - тех, что осуществляются информационными системами, можно выделить два предельных класса бизнес-процессов: одни из них состоят только из "ручных", другие - только из автоматизированных шагов.

Далее пойдет речь о бизнес-процессах последнего класса и "приближающихся" к ним, то есть о полностью (или почти полностью) автоматизированных процессах обработки данных, проводимых без участия человека либо с его минимальным участием, как правило, в исключительных, нештатных ситуациях.

Процессы такого рода пока редко встречаются в практике российских предприятий и организаций, но несомненно, что по мере повышения уровня информатизации их деятельности и управления на базе ИТ доля этих процессов будет возрастать. Поэтому имеет смысл оценить то, что уже сделано в этой области.

Средства реализации STP-процессов

В наибольшей степени процессы полностью (или почти полностью) автоматизированной обработки данных используются в мировой (но пока не в российской) сфере финансовых услуг, в которой их определяют как процессы класса Straight-Through Processing (STP), что чаще всего переводят как "сквозная обработка данных".

В зависимости от объекта автоматизации в одном случае к STP-процессу может быть отнесена полностью автоматизированная обработка многошаговой финансовой транзакции с возможностью для пользователя контролировать и при необходимости корректировать ход ее выполнения. В случае же торговой операции это процесс обработки всей связанной с ней информации с момента принятия решения о заключении сделки до ее окончательного исполнения, причем в штатном режиме, без участия человека. Во всех таких случаях транзакции, или сделки, автоматически обрабатываются цепочкой информационных систем, переходя из одной системы в другую.

Системы класса STP могут быть реализованы с применением "обычных", распространенных средств разработки прикладных систем, и такие примеры есть. Но здесь напрашивается применение соответствующих специализированных средств - а именно автоматизации бизнес-процессов и интеграции приложений, с использованием которых и создано большинство STP-систем.

Эти средства - системы класса workflow/BPM (Business Process Management) для автоматизации бизнес-процессов, системы обмена сообщениями класса MOM (Message-Oriented Middleware), сервисные шины класса ESB (Enterprise Service Bus) и другие средства класса EAI (Enterprise Applications Integration, интеграция приложения предприятия) - достаточно широко представлены на мировом и российских рынках, в частности в составе интеграционных платформ (см., например, статью "Платформы интеграции для любого "гурмана" в PC Week/ RE, N12/2004, с. 25-28, в которой представлены платформы компаний BEA Systems, IBM, Microsoft, Oracle, SAP AG, ИВК).

Структура и логика исполнения собственно бизнес-процессов бывают очень сложными, поэтому системы workflow/BPM, используемые в полностью автоматизированных бизнес-процессах, должны обеспечивать задание сложных правил бизнеса (business rules), определяющих течение процесса. В процессах же с участием людей можно обойтись более простыми правилами. Другая особенность систем workflow/BPM, используемых в полностью автоматизированных бизнес-процессах, это развитые возможности обработки исключительных, нештатных ситуаций при выполнении бизнес-процессов с минимальным участием человека, а если возможно, то и без него.

В целом же ситуацию с основными программными средствами создания STP-систем классов workflow/BPM и EAI можно оценить как удовлетворительную, но не более того.

Справочная информация и успех STP-процессов

Но применительно к STP большое значение имеет компонент, отсутствующий в представленных на рынке интеграционных платформах, который реализует управление нормативно-справочной информацией.

В исследовании аналитической фирмы Tower Group (www.towergroup.com), посвященном построению STP-систем (The Key to Qualify STP), подчеркивается, что четыре из пяти финансовых учреждений считают основными препятствиями к построению STP-процесса организации несовместимость и неполноту справочных данных, под которыми понимается информация, описывающая финансовые инструменты, контрагентов, счета и другие объекты, используемые в обработке транзакций, аналитике, управлении рисками и т. д. Эти данные часто хранятся в различных системах и форматах, нередко поддерживаются вручную. Отсюда - многократный ввод, выверка и ручная обработка данных, что приводит к росту затрат и операционному риску, а это, в свою очередь, чревато финансовыми потерями, снижением качества сервиса, предоставляемого клиентам, и упущенными рыночными возможностями. Эти проблемы вкупе с насущной необходимостью сокращать время расчетов по сделкам, увеличивать объем торговых операций и улучшать качество обслуживания клиентов делают управление справочными данными одной из приоритетных задач, стоящих перед банками.

Система (или подсистема) управления и ведения нормативно-справочной информации критически важна практически для всех организаций любых отраслей. Но типовых решений в этой области почти нет, так как хранение, ведение и использование справочников и репозиториев связано с различными программами, а соответствующие стандарты взаимодействия отсутствуют.

Год назад по результатам общения с ИТ-специалистами на IX Форуме разработчиков банковских систем компания "Кворум" (www.quorum.ru) приняла решение выделить в отдельный продукт - интеграционную платформу NEXT - системный слой автоматизированной банковской системы (АБС) NEXT. Данная платформа предназначена для автоматизации бизнес-процессов всех классов, в том числе и класса STP. Ее ядро составляет расширение системы Oracle Workflow, разработанное специалистами компании "Кворум", при этом созданы репозитории бизнес-объектов и организационной модели, интегратор данных и ряд других компонентов.

Взаимодействие компонентов платформы NEXT

Эти репозитории вместе с интегратором данных платформы NEXT и реализуют функции по поддержке нормативно-справочной информации, отмеченные в исследовании фирмы Tower Group.

Процессы без людей: в России и в мире

Тематика STP для российских финансовых учреждений и соответственно для софтверных компаний пока не так актуальна, как для западных стран.

Объемы финансовой информации, обрабатываемой информационными системами даже средних по размеру западных финансовых учреждений, намного (на один-два порядка) больше, чем объемы информации, обрабатываемые информационными системами крупных российских финансовых учреждений. Для их автоматизированной обработки необходима максимальная стандартизация финансовых бизнес-процессов, транзакций, операций; полная, насколько это возможно, автоматизация всех функций, поддающихся формальному описанию; обмен всей информацией по компьютерным сетям, для чего требуются четко определенные форматы, и т. п. В то же время рабочая сила в западных странах дорога... Все эти побудительные мотивы и необходимые условия для автоматизации STP-процессов в России выражены пока значительно слабее, чем на Западе.

Но это положение меняется, в частности ввиду перехода к массовому обслуживанию физических лиц, что требует все большей автоматизации российских банков.

По мнению Аркадия Затуловского, начальника отдела автоматизации Московского кредитного банка (МКБ), "... многие банки резко повернули к массовому клиенту... Системы кредитного скоринга в самом автоматизированном виде нужны банкам, которые занимаются массовым кредитованием, - в них решения принимаются автоматически, на основе данных скоринга. В МКБ скоринг дает кредитному специалисту некий интегральный показатель, но окончательное решение остается за человеком. Еще большее распространение скоринговые системы получат после того, как российские банки начнут выдавать револьверные кредиты на пластиковую карту, - такая тенденция уже видна, и за ней будущее потребительского кредитования. В этом случае скоринговая система должна в реальном времени сделать расчет и выдать сумму допустимого кредита, который тут же выдается клиенту".

В целом же по мере перехода российских предприятий всех отраслей от "островковой" автоматизации к "глубокой" процессы без человека, с минимальным его участием, будут замещать процессы, в которых превалируют "ручные" шаги. И конкурентные преимущества получат предприятия, осознанно проводящие политику перехода на полностью автоматизированные бизнес-процессы.