БИЗНЕС
Спустя год (см. PC Week/RE, N 29/ 2003, с. 22) после представления своего первого партнера (TopS BI) в сегменте систем корпоративного управления для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) московский офис компании SAP (www.sap.com/cis) объявил о создании соответствующей партнерской сети и познакомил журналистов с первыми проектами такого рода. Напомним, что год назад речь шла только о решениях mySAP All-in-One, которые строятся на основе базовой платформы mySAP Business Suite. Сегодня же небольшим отечественным компаниям предлагается еще и продукт SAP Business One, выпуск локализованной версии которого неоднократно откладывался.
Интерес SAP к рынку СМБ вполне объясним. Во всем мире множество предприятий имеют обороты до 200 млн. долл., а следовательно, являются потенциальными потребителями СМБ-решений. В России планка, отделяющая средние компании от крупных, несколько ниже (100 млн. долл.). Согласно IDC, объем местного рынка СМБ составляет 23,7 млн. долл. Если в среднем по миру не используют никакие ERP-системы 30% предприятий СМБ, то в нашей стране таковых 65% (оценка Market-Visio). В силу разных причин 40% из тех компаний, что установили подобные системы, обновляют или заменяют их каждые пять лет.
Серьезен ли интерес представительства SAP в странах СНГ и Балтии к рынку СМБ? До сих пор были веские основания считать, что не очень. Об этом свидетельствовала и довольно вялая работа по привлечению партнеров, способных готовить решения All-in-One, и неоднократные срывы сроков локализации продукта Business One (отдел СМБ был открыт в московском офисе еще в 2002 г.). Да и указанный выше объем всего нашего рынка СМБ - лишь четвертая часть доходов SAP CIS в подотчетном регионе.
Сегодня есть все признаки того, что дело сдвинулось с мертвой точки. Наконец-то готова локализованная версия Business One, и уже есть шесть партнеров по продвижению этого продукта (фирмы Softline, "Инист", SSBS, "Эквитас", "Газинтех" и Expert Systems). Еще шире сеть поставщиков решений All-in-One: в ней сейчас 14 партнеров, включая таких известных системных интеграторов, как TopS BI, Sterling Group и "АйТи". На их счету 20 проектов, причем некоторые из них уже завершены.
Пакет mySAP All-in-One представляет собой предварительно сконфигурированное и жестко настроенное на специфику определенной узкой отрасли решение, которое создается на основе флагманского продукта mySAP Business Suite сертифицированным партнером и им же внедряется. Типичный проект такого рода, как считают в SAP, должен стоить от 100 до 500 тыс. евро, охватывать до 70 рабочих мест и выполняться не дольше восьми месяцев. Строго говоря, такое решение получает статус All-in-One только после его квалификации (разновидность сертификации) головным офисом SAP. Как заявил директор SAP по развитию бизнеса СМБ в странах СНГ и Балтии Александр Антипов, ни одна из систем All-in-One отечественных партнеров подобную квалификацию еще не прошла. Главная причина в том, что обязательным условием квалификации является опыт трех успешно завершенных проектов, а этим пока здесь никто похвастать не может.
Александр Антипов:
"В активе SAP CIS уже 26 проектов на
предприятиях среднего и малого бизнеса"
Продукт Business One, доступный сегодня в 30 странах, нацелен на более мелкие фирмы из сферы торговли, услуг и сборочного производства с годовым оборотом до 10 млн. долл. На его основе можно развертывать конфигурации с двумя и более рабочими местами (стоимость каждого около 3 тыс. евро), а проекты внедрения при этом длятся не дольше двух месяцев. Партнерам разрешается продавать как базовую версию продукта Business One, так и расширенные варианты с дополнительными функциями, созданными силами собственных разработчиков (в последнем случае также необходимо пройти процедуру квалификации). В настоящее время выполняются первые шесть проектов. Об одном из них, который ведет фирма "Инист" у дистрибьютора офисного оборудования и расходных материалов First Choice Stationary, рассказал его генеральный директор Игорь Поздняков.
Проект стартовал 9 августа, а ввод в промышленную эксплуатацию решения на 30 рабочих мест запланирован на 15 октября. Business One заменит в First Choice Stationary семь различных БД (на Access и FoxPro), "1С: Бухгалтерию" и заказную CRM-систему. Впрочем, по словам г-на Позднякова, подготовка налоговой отчетности будет по-прежнему осуществляться в "1С: Бухгалтерии". Похожая ситуация и в другом проекте, ведущемся уже на основе решения All-in-One консалтинговой фирмой NVision Consult в компании "Гала-Форм", занимающейся поставками нефти и продуктов ее переработки. Здесь данные, необходимые для подготовки налоговой отчетности, выгружаются из системы SAP в сертифицированную МНС программу ТАХКОМ.
Вряд ли "Гала-Форм" может претендовать на роль типичной компании среднего рынка: имея в штате всего 45 сотрудников, она обеспечивает продажи на сумму 30 млн. долл. в год. Проект, в рамках которого развернуто 30 рабочих мест и автоматизированы управление материальными потоками и сбытом, контроль и исполнение платежей, учет таможенных пошлин, декларация акцизов и финансовый учет, был выполнен за шесть месяцев и стоил заказчику 180 тыс. долл.
Как подчеркнул г-н Антипов, предлагая своим клиентам линейку продуктов для предприятий самого разного масштаба, SAP гарантирует малым и средним компаниям сохранение их инвестиций в случае необходимости перехода на более мощные решения. Им будут предложены специальные планы приобретения новых лицензий, а также инструментальные средства для переноса данных и логики бизнес-процессов. Простота перехода с All-in-One на mySAP Business Suite действительно не вызывает никаких сомнений, поскольку оба решения имеют общую базу исходных кодов. Совсем иная ситуация с SAP Business One. Во-первых, данный продукт (тогда он назывался TopManage) изначально был разработан не в SAP, а покупался вместе с компанией-вендором, поэтому для апгрейда одним приобретением дополнительных лицензий не обойтись. А во-вторых, трудно себе представить, что не очень крупное предприятие затеет переход с Business One сразу на mySAP Business Suite: скорее ему подойдет близкая по отраслевой специфике конфигурация All-in-One. Но она и ее поставщик должны присутствовать на отечественном рынке, а этого пока никто гарантировать не может.
Уже в следующем году руководство московского офиса SAP обещает удвоить число выполненных проектов (не расширяя в то же время существенно партнерскую сеть), а через несколько лет планирует довести свои доходы в сегменте СМБ до 10% от общего оборота в странах СНГ и Балтии. Долго ли придется ждать подобных результатов? Все будет зависеть от того, насколько всерьез SAP относится к местному рынку СМБ.