В публикациях последних двух лет на тему бизнеса фирмы "1С" в области экономического софта мы постоянно отмечали, что выпуск ПО "1С:Предприятие 8.0" (1СП8) ознаменовал собой новый этап в деятельности компании - продвижение в сторону комплексной автоматизации средних и крупных организаций (см. PC Week/RE, N 27/2004, с. 24). Правда, все рассказы о новом ПО до сих пор сводились главным образом к описанию потенциальных технологических возможностей платформы либо новшеств, которые в ней появляются по мере ее развития. Эта информация очень важна заказчикам для стратегического ИТ-планирования, но для решения практических задач им нужна не платформа, а конкретные прикладные решения.
Год назад "1С" выпустила первый продукт для конечных пользователей, созданный на базе 1СП8, - "Управление торговлей". Он включает хорошо зарекомендовавшую себя на практике функциональность популярной конфигурации "Торговля+Склад 9.2" (на платформе 7.7) и дополнен целым рядом новых инструментов - расширенными моделями учета, новыми средствами бизнес-аналитики и построения отчетов, модулем CRM и пр. В условиях реального бизнеса решение показало возможность создания на новой платформе более многофункциональных, масштабируемых и производительных систем. Но все же в целом продукт был предназначен для традиционного круга клиентов "1С" - торговых предприятий.
Именно поэтому, несмотря на хороший рыночный спрос на него, решение "Управление торговлей" было воспринято экспертами скорее как пилотный проект, на примере которого разработчики из "1С" и партнеры проверяли технологические новшества платформы. Главные же события на фронте продвижения 1СП8 ожидались впереди: еще в конце прошлого года фирма объявила о предстоящем выпуске решения "Управление производственным предприятием" (УПП) - комплексной системы автоматизации компаний сложной организационной структуры. В начале сентября, после почти полугодового периода бета-тестирования с участием около 400 фирм-партнеров, продукт был официально представлен на рынке.
УПП - новое решение класса ERP
Конфигурация "Управление производственным предприятием" представляет собой комплексное решение, охватывающее все основные контуры управления и учета в производственных условиях. Ожидается, что наибольший эффект от его внедрения получат организации с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек (в холдинговых и сетевых структурах), имеющие десятки и сотни автоматизированных рабочих мест. В УПП реализованы практически все существующие сегодня технологические и функциональные возможности платформы 1СП8.
При разработке УПП были учтены современные международные методики управления предприятием (MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др.) и опыт успешной автоматизации, накопленный фирмой "1С" и партнерским сообществом. В проектировании и разработке решения принимали участие специалисты компаний ИТРП (блок управления производством) и "1С-Рарус" (учет по международным стандартам). По методическим вопросам реализации управленческого и финансового учета, а также по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) консультационную поддержку осуществлял один из мировых лидеров в этой области - аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.
Рис. 1. Система планирования производства
Решение УПП позволяет организовать единую информационную среду для управления различными аспектами деятельности предприятия:
- управление производством;
- управление финансами;
- управление складом (запасами);
- управление продажами;
- управление закупками;
- управление отношениями с клиентами;
- управление персоналом (включая расчет заработной платы).
Некоторые из этих функциональных модулей уже знакомы пользователям "1С" по ранее выпущенным прикладным решениям на платформах версий 7.7 и 8.0. Но и они в УПП подверглись существенному расширению. Например, в подсистеме "Управление продажами" появились специальные механизмы связи с планированием производства, управлением заказами потребителей, расчетом себестоимости и пр.
Центральная роль в решении УПП отводится модулю управления производством (рис. 1). Он предназначен для планирования производственных процессов и материальных потоков, отражения производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления. Функциональными возможностями модуля могут пользоваться сотрудники планово-экономического отдела, производственных цехов, производственно-диспетчерского отдела и других производственных подразделений. Его основные функции определяются следующими возможностями:
- поддержка сценариев планирования как для различных целей в стратегии производства, так и для учета вероятных различий в условиях деятельности. Каждая версия плана моделируется путем создания отдельного сценария;
- выполнение скользящего планирования, расширяющего горизонт планирования по мере наступления очередных плановых периодов;
- фиксация изменений распланированных данных в разрезах "сценарий - период";
- поддержка проектно-ориентированного производства;
- взаимодействие с подсистемой бюджетирования.
Потенциальные пользователи УПП |
На летнем партнерском семинаре "1С" были представлены любопытные данные о первых внедрениях УПП. За два месяца с момента выпуска бета-версии (12 апреля) в тестировании решения приняли участие около 400 фирм-франчайзи. Более 110 предприятий приобрели продукт для пилотного внедрения. Среднестатистический заказчик выглядит следующим образом: 1300 сотрудников, 15 цехов и складов. Самый крупный клиент - 12 тыс. человек персонала, более 100 цехов и складов на нескольких территориально распределенных предприятиях. Проведенное анкетирование покупателей показало их заинтересованность в комплексной автоматизации (применении всех или большинства подсистем). Цели внедрения по отдельным контурам решения распределились следующим образом: - 90% опрошенных - управление производством, управление складом (запасами), управление продажами и закупками, бюджетирование и управление денежными средствами; - 85% - бухгалтерский и налоговый учет, CRM; - 80% - управление персоналом и расчет заработной платы; · 56% - учет по международным стандартам форм отчетности. |
Стоит также обратить внимание на качественно новую подсистему управления финансами (рис. 2). Теперь она является не только "зеркалом", в котором отражаются все показатели деятельности предприятия, инструментом учета фактических доходов и расходов, но и средством, позволяющим обеспечить оптимальную оборачиваемость капитала, эффективное управление инвестициями и движением денежных средств, четкий контроль расходов и в результате - существенно повысить управляемость и конкурентоспособность всего бизнеса.
В подсистеме можно выделить следующие основные блоки: бюджетирование, управление денежными средствами, управление взаиморасчетами, бухгалтерский учет, налоговый учет, а также учет по международным стандартам.
УПП - новые подходы к разработке
Сама разработка УПП демонстрирует новый подход "1С" к формированию своего семейства прикладных программ 1СП8. Раньше, во времена 7.x, применялся принцип "снизу вверх": сначала создание ПО для автоматизации отдельных подразделений предприятий (бухгалтерия, склад, кадры и т. д.), а затем - их объединение в комплексный продукт. Это упрощало решение задач оперативного продвижения продуктов на рынок и ускоряло сроки возврата инвестиций в разработку. Исходя из такой бизнес-цели строилась и внутренняя структура объектной модели платформы 7.7. Но обратной стороной данного подхода были проблемы с масштабируемостью сложных прикладных систем в плане расширения функциональности и повышения производительности.
Теперь же новое семейство будет создаваться "сверху вниз". УПП изначально разрабатывался как комплексный продукт, в котором главным приоритетом является его эффективность в целом. Формирование отдельных функциональных решений будет выполняться на базе его подсистем. Этот стратегический подход подкреплен на технологическом уровне: новая объектная модель, 1СП8, ориентирована на такое "крупноблочное строительство".
Рис. 2. Система управления финансами
Сравнивать функциональность УПП с более ранними решениями "1С" не очень просто, но кое-какие оценки сделать можно. По мнению разработчиков из "1С", хорошей интегральной характеристикой является количество справочников, документов и отчетов. По этим показателям УПП превышает "Комплексную конфигурацию", созданную на платформе 7.7, в 1,5-1,8 раза. При этом число строк кода возросло только в 1,4 раза (284 тыс. строк), что говорит о более высокой эффективности объектной модели и конструкций языка.
Реализация метода "сверху вниз" стала возможной благодаря повышению эффективности процесса разработки. Представители "1С" воздерживаются от конкретных оценок, характеризующих рост производительности труда отдельного программиста, хотя и отмечают, что она возросла существенно. Но самое главное даже не в этом - новый инструментарий обеспечивает возможность "масштабирования" на уровне коллектива разработчиков: за счет использования новых средств поддержки групповой работы над созданием одной конфигурации 8.0 могут одновременно работать и 20, и 30 человек, в то время как для 7.7 пределом является пять специалистов.
Продвижение на рынок
Действуя в соответствии со своей стратегией создания продуктов для массового рынка, "1С" делает особый акцент на привлекательность цен. Рекомендованная стоимость базового комплекта клиент-серверной конфигурации УПП, включая 10 рабочих мест, составляет 6 тыс. долл. Таким образом, речь идет о снижении почти на порядок ценового уровня, сложившегося сегодня на российском рынке ERP-решений среднего класса. В плане перспектив масштабирования выпущенного решения весьма показательно, что "1С" впервые в своей практике предлагает возможность наращивания числа пользователей с помощью отдельных лицензий на 100 рабочих мест!
При этом функционал УПП продается только целиком: лицензирование по отдельным прикладным контурам системы (производство, финансы и пр.) не предусмотрено. Решение задач автоматизации отдельных участков деятельности предприятия (бухгалтерский учет, налоговый учет, расчет зарплаты и т. д.) будет реализовано за счет отдельных продуктов, которые создаются на базе подсистем УПП и должны появиться в недалеком будущем.
Говоря о качественно новых возможностях прикладных решений на базе 1СП8, нужно отметить, что реализация проектов по их внедрению предъявляет повышенные требования к квалификации партнеров-внедренцев (см. PC Week/RE, N 30/2004, с. 26). По мнению фирмы "1С", для выполнения подобных работ фирма-франчайзи должна не только иметь сертификат по продуктам "1С:Предприятие 8.0", но и быть участником проекта "1С:Консалтинг".
Кроме того, еще весной компания "1С" приступила к формированию сети специальных центров компетенции из наиболее успешных и опытных в автоматизации производственных предприятий партнеров. Важным направлением развития таких центров является специализация по отраслям и создание отраслевых решений.