ИТОГИ
А в мире в целом - лишь на четырнадцать
Только в октябре ООО "Майкрософт Рус" (www.microsoft.com/rus), насчитывающее ныне более 300 сотрудников, имеющее офисы в Москве, Киеве и Алма-Ате и собственных представителей в 11 городах-миллионниках, объявила официальные результаты своей деятельности в 2004-м финансовом году (1 июля 2003 г. - 30 июня 2004 г.). Напомним, что в зону ответственности ООО "Майкрософт Рус" входят все страны СНГ (за исключением Молдавии) и Монголия.
Ольга Дергунова:
"Мы растем быстрее рынка уже шесть лет подряд"
Президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова отметила, что за отчетный период в указанном выше регионе было продано в общей сложности более 2,5 млн. лицензий (OEM, розничных, корпоративных и т. д.) на всевозможные программные продукты корпорации. Это очень большая цифра. Особенно если учесть тот факт, что за рассматриваемый период в РФ, по данным аналитической компании ITResearch (www.itresearch.ru), было продано примерно 4 млн. ПК, серверов и ноутбуков, причем около 85% из них - российской сборки. Стало быть, уровень компьютерного пиратства у нас не так высок, как об этом говорят некоторые зарубежные эксперты.
К сожалению, структура продаж этих самых 2,5 млн. лицензий (по видам ПО) не раскрывается и прикинуть с достаточной степенью достоверности, на сколько процентов отечественных компьютеров ставится лицензионная ОС Windows, не представляется возможным. Затруднительно и подсчитать, сколько процентов повсеместно используемых в нашей стране офисных приложений Microsoft является лицензионно чистыми.
Не называется и общий объем продаж Microsoft в России в денежном выражении. Сообщается лишь, что на территории стран СНГ в 2004-м финансовом году этот объем вырос по сравнению с 2003-м финансовым годом на 30%, что опережает общий темп роста российского ИТ-рынка. Г-жа Дергунова отметила, что такого рода опережение (см. столбчатую диаграмму) наблюдается уже шесть лет подряд.
А вот общий объем продаж корпорации Microsoft в мире в 2004-м финансовом году не является секретом. Он составляет 36,84 млрд. долл., что на 14% превышает объем продаж предшествующего финансового года (32,19 млрд. долл.). При этом чистый доход (net income) оценивается в 8,17 млрд. долл. (годом ранее он равнялся 7,53 млрд. долл.). На инвестиции в исследования и разработки (Research and Development) в 2003-м финансовом году Билл Гейтс потратил 7,8 млрд. долл., т.е. почти 90% чистого дохода.
Однако вернемся к российским показателям. Их динамика, в проданных лицензиях, такова. Рост продаж серверных платформ (по сравнению с цифрами 2003-го финансового года) составил 34%, в том числе по продуктам семейства SQL Server - 53%, а по порталам и средствам интеграции данных (Content Management Server, Shared Point Portal Server и т.д.) - 278%. Рост продаж настольных ОС класса Microsoft Windows XP Home (в коробках, а также в виде OEM-лицензий) достиг 111%. Рост количества лицензий, выданных в нашей стране подразделением Microsoft Business Solutions в 2004-м финансовом году, оценивается в 52%.
Динамика роста продаж продукции Microsoft в РФ в денежном выражении по отдельным видам продуктов (в скобках указан рост продаж в данных категориях продуктов в общемировом масштабе) выглядит следующим образом:
- клиентские версии OC Windows - 27% (11%);
- офисные приложения - 25% (17%);
- серверные платформы - 31% (19%);
- бизнес-решения подразделения Microsoft Business Solutions - 45% (18%).
Рост продаж Microsoft в России и СНГ
Интересно отметить, что за отчетный период структуры продаж продуктов (в деньгах) Microsoft в нашей стране и в общемировом масштабе (см. круговые диаграммы) практически сравнялись. Исключение составляют два самых маленьких сектора: у нас доля продаж бизнес-решений больше, чем в мире в целом, а доля продаж "железа", игр и различных сервисов - меньше.
Важным фактором роста общего объема продаж г-жа Дергунова считает расширение географии присутствия Microsoft в регионах России. В прошедшем финансовом году представители корпорации появились в восьми российских городах-миллионниках: Ростове-на-Дону, Волгограде, Краснодаре, Самаре, Саратове, Казани, Уфе и Новосибирске (ранее они были лишь в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге). По ее мнению, именно это обстоятельство позволило довести долю регионов в общем объеме продаж до 45%.
Структура продаж Microsoft в денежном выражении
Кроме того, 2004-й финансовый год ознаменовался значительным расширением партнерской сети. Количество сертифицированных партнеров Microsoft в России и СНГ выросло за год на 24%, а OEM-партнеров - на 70%. При этом рост продаж OEM-версий (в денежном выражении) составил 32%.
Набирает обороты и программа "Торговый партнер", направленная на обучение и маркетинговую поддержку региональных реселлеров. Ныне ею охвачено более 1300 фирм из 196 городов.
За отчетный период совместно с партнерами-интеграторами был реализован ряд крупных проектов по внедрению продуктов и технологий Microsoft, среди которых можно выделить следующие:
- перевод инфраструктуры "Сургутнефтегаза" на платформу Microsoft Windows Server Exchange 2003, а системы управления парком компьютеров - на пакет System Management Server 2003;
- внедрение решения Microsoft Axapta в головном офисе ОАО "Ростелеком" и его региональных филиалах (в целом охвачено более 70 городов России);
- автоматизация пивзавода "Тинькофф" (данный проект был реализован всего за 8 месяцев);
- создание современной информационно-управляющей системы в Госгортехнадзоре России;
- проект "Социальная карта москвича" (на середину 2004 г. таких карт выдано 1,5 млн.) и др.
Подводя итоги, Ольга Дергунова сказала: "Мы с оптимизмом вошли в новый финансовый год и надеемся, что благодаря нашим инициативам он будет еще более успешен".