Образование и наука на SofTool’e
ВЫСТАВКИ
Подумать только: уже полтора десятка SofTool’ов минуло! Скоро на эту выставку придут дети ее первых посетителей. А возможно, уже и приходят... Точно знаю, что на некоторых стендах в этот раз стояли дети тех, кто участвовал в первых выставках. Они уже выучились (или учатся) и включились в этот бизнес. Вот вам и династии - не только у металлургов и хлеборобов такое бывает.
Нынешний SofTool собрал неплохую группу экспонентов из сферы образования и науки: учебные центры, вузы, академические институты, компании, продвигающие учебное и научное ПО, а также пакеты для автоматизации учебных заведений и различных аспектов процесса обучения. Расскажем о самых запомнившихся из них.
Учебные центры и вузы
Активно работали на выставке наиболее известные УЦ - Центр компьютерного обучения (ЦКО) "Специалист", "Звезды и С", а также (на стендах "материнских" компаний) "Академия АйТи", REDCENTER, Softline.
Стенд компании "АйТи" и ее Академии украшал вполне
"научный" атрибут - "Периодическая система элементов управления"
"Специалист", принявший участие в выставке в четвертый раз, сегодня вырос в крупнейший учебный центр, в котором трудится более 130 преподавателей, читающих в 65 классах свыше 300 курсов; УЦ авторизован 20 компаниями. Расписание занятий составлено почти на год вперед. "При всем многообразии наших курсов, - отметил директор "Специалиста" Дмитрий Гудзенко, - по-прежнему востребованы курсы Microsoft; а в последнее время возрастает спрос на обучение в области Linux. К выставке мы подготовили два новых образовательных продукта: авторизованный фирмой Novell курс по Linux (сейчас идет процесс активной интеграции по Novell и Linux) и курс ASP Linux (от компании ASP). Скоро мы начнем читать курс по Autoсad 2005. Наши преподаватели уже прошли в Париже обучение по данному пакету, в нем сейчас появились серьезные возможности по управлению проектами. Немалый интерес проявляют специалисты к вопросам безопасности в гетерогенных средах, к OLAP-технологиям, ERP-системам. Каждый второй интересуется дистанционным обучением". На стенде УЦ за время выставки прошло более 25 семинаров, посвященных современным технологиям обучения, возможностям нового ПО, а также собственным разработкам и решениям ЦКО. Из новинок здесь была также представлена система управления учебным процессом, созданная специалистами центра.
Виталий Стародубцев, директор УЦ "Звезды и С", отметил, что в последнее время стали пользоваться все большим спросом "тяжелые" курсы. "Недавно мы дважды провели курс Microsoft Systems Management Server 2003, - отметил он, - который, насколько я знаю, практически нигде пока не читается. Много внимания стало уделяться занятиям по безопасности, причем идут не только на курсы начального уровня, но и на более "продвинутые", эта проблема сегодня актуальна. Вообще говоря, SofTool показал не просто заинтересованность отдельных людей, можно сказать, впервые на этой выставке мы увидели корпоративный интерес к обучению. Это отрадно, и думаю, что закономерно".
УЦ Softline первым в Москве внедряет новую программу подготовки специалистов в области Microsoft CRM. В настоящее время здесь можно пройти обучение по трем новым курсам этого направления.
По словам Александры Логиновой ("Академия АйТи"), большим спросом пользуются дистанционное обучение (ДО), а также программа MBI (Master of Business Information, бизнес-обучение в области ИТ), стартовавшая в нынешнем учебном году и также предлагаемая в дистанционной форме (е-MBI). Она разработана совместно с Государственным университетом управления, в конце двухгодичного обучения слушатели получают диплом государственного образца о последипломном образовании (в этом году "Академия АйТи" прошла государственную аттестацию и аккредитацию и получила государственный аккредитационный статус института повышения квалификации).
Сходный образовательный продукт был представлен на стенде Академии народного хозяйства при Правительстве РФ: факультет компьютерных технологий в бизнесе в рамках Школы ИТ-менеджмента анонсировал программу МВА со специализацией CIO.
У стенда МЭСИ витал запах апельсинов - здесь раздавали тропические плоды посетителям, а также регулярно разыгрывали призы от имени ЦПК. Центр проектирования контента - новая структура в рамках МЭСИ, занимающаяся созданием электронных курсов (ЭК) для ДО; за год существования здесь было создано более семидесяти ЭК. Кстати, изображение апельсина является фирменным логотипом ЦПК; у посетителей выставки оранжевые плоды пользовались большим спросом - их ушло более 200 кг.
Интересны были продукты, представленные на стенде Controlling Chaos Technology, созданные на основе тeхнологии полнотекстовой индексации и поиска "Незабудка", которая разработана в Институте радиотехники и электроники РАН. С ее помощью, во-первых, проводится полнотекстовая индексация архивируемых документов. Во-вторых, запрос для поиска может быть сформулирован на "естественном языке", при этом допустимо использовать фрагмент текста неограниченного размера, например страницу документа. Программа сама определяет ключевые слова и словосочетания, которые содержатся в запросе и по которым затем ведется поиск. Реализован поиск по неточному запросу (ассоциативный поиск). Наконец, результатом поиска является список, составленный не из найденных документов, а из страниц найденных документов, что позволяет быстро просматривать текстовую информацию. Этот продукт открывает широкие возможности, в частности, для быстрого решения проблемы плагиата и загруженных из Интернета рефератов - теперь обнаружить это будет совсем нетрудно.
ПО для обучения
Другой продукт, экспонировавшийся компанией Controlling Chaos Technology, представлял собой пакет для создания электронных книг и учебников CCT Publisher.
Свои продукты на выставке показала компания "ГиперМетод", среди них - ПО для разработки электронных учебных курсов ePublisher 3000 и конструктор мультимедиа-приложений HyperMethod 3.5, предназначенный для быстрого и эффективного создания презентационных дисков, электронных учебников, справочников, энциклопедий и других мультимедиа-приложений. Важным продуктом фирмы является корпоративная система управления знаниями TrainingWare для организации централизованной системы подготовки и контроля знаний персонала. Решение сочетает в себе технологии, предназначенные для ДО, и специализированную функциональность для корпоративного сектора (непрерывного управления квалификацией сотрудников подразделений и филиалов, обучения клиентов и партнеров компании и пр.).
Собственные системы для ДО показали компании "Физикон" (для корпоративного обучения на базе платформы Competentium) и REDCENTER (REDCLASS). Последняя позиционируется как система дистанционного тренинга (СДТ), где серьезное внимание уделяется именно развитию и закреплению навыков, полученных опытным путем. Для их приобретения в рамках СДТ разработаны две подсистемы - "Виртуальные лаборатории" (комплекс программно-аппаратных средств для выполнения практических заданий с использованием реальных технологических комплексов в удаленном режиме) и "Среда эмуляции упражнений" (для выполнения упражнений в режиме эмуляции изучаемого технологического комплекса).
По-прежнему многочислен был отряд экспонентов, предлагавших готовые учебные пособия на компакт-дисках, - "МедиаХауз", "1С", издательский дом "Равновесие", "Физикон", "Репетитор-Мультимедиа" и др.
Для исследований и проектирования
Участие в выставке заметного количества вузов и академических институтов (в основном по профилю прикладной математики) дало возможность представить разработки сугубо научного характера. И хотя на их стендах не наблюдалось такого многолюдья, как, например, у ЦКО "Специалист" или REDLAB, они привлекали фундаментальностью подхода и научно-практической направленностью. Здесь для примера можно отметить представленные МГТУ им. Н. Э. Баумана пакет программ BRA для стоимостного анализа рисков от угроз информационной безопасности, комплекс "Каскад" для информационного сопровождения наукоемкого изделия на этапе эксплуатации и сервисного обслуживания, ПО для разработки твердотельных лазеров, автоматизированный лабораторный стенд диагностики плазмы с доступом через Интернет и др.
Институт конструкторско-технологической информатики РАН показал свою систему поддержки информационных решений при проектировании штампов для листовой штамповки.
Институт программных систем РАН выступил не только как разработчик медицинских информационных систем (для управления больницами и лечебно-диагностическими учреждениями), но и продемонстрировал проекты своего Исследовательского центра искусственного интеллекта: Miracle (инструментальные средства построения интеллектуальных динамических систем), Sirius (интеллектуальную метапоисковую систему) и др.
Собственные разработки представил МИЭМ - это комплексы АСОНИКАК и ТРИаНА для проектирования бортовых радиоэлектронных средств.
Для управления вузом
На выставке было представлено несколько пакетов программ для управления учебным заведением.
Комплексная ИС для управления учебным заведением (КИС УЗ) разработана и применяется в Международном университете бизнеса и новых технологий. Она состоит из четырех подсистем: "Студенты", "Учебные планы", "Расписание" и "Преподаватели" (их суммарная стоимость составляет - 3500 у.е.) и может применяться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении.
АИС "Электронный деканат", созданная в РЭА им. Г. В. Плеханова, позиционируется разработчиками как ИС класса СППР (система поддержки принятия решений). Она обеспечивает информационную поддержку деятельности вуза от зачисления студента на факультет и до формирования отчетов для контролирующих органов и руководства на основе сбора и обработки информации в режиме реального времени. ИС построена на базе технологии клиент - сервер и может обеспечивать одновременную работу сотен пользователей. Комплексная стоимость ПО - 12 000 у.е., она включает в себя установку и настройку сервера БД, инсталляцию ПО, обучение пользователей и администратора БД, техподдержку.
Наиболее интересным и совершенным предложением в этом сегменте рынка на сегодняшний день является система "Университет" компании REDLAB, созданная на платформе SAP. Из ее новых инструментов разработчики отметили подсистему планирования и мониторинга показателей учебного процесса, построенную на базе модулей SAP BI (Business Intelligence). Руководитель получает возможность по каждой группе показателей задать целевые значения, назначить ответственных, определить ассигнования, а затем контролировать ход выполнения. Эта проблема - планирование и контроль различных показателей качества учебного процесса и других характеристик вуза - приобретает особое значение в связи с интеграцией российского образования в международную систему и вступлением нашей страны в Болонский процесс. Ряд новых функций появился в системе в ответ на потребности конкретных клиентов. Так, для ГУ ВШЭ и экономического факультета МГУ реализована функция планирования фонда заработной платы по бюджетным и внебюджетным средствам в зависимости от поступления денежных средств, регламентов формирования экономии зарплаты, структуры вуза и пр. А новому решению по составлению и оптимизации расписания занятий, которое сейчас опробуется на факультете ВМиК МГУ, был посвящен отдельный доклад в рамках конференции "Информационные технологии в образовании" - о ней ниже.
Конференция
В этом году устроителям конференции (компания RЕDLAB и журнал e-LearningWorld при спонсорской помощи фирмы "Физикон") удалось организовать весьма интересное - как по тематике, так и по составу докладчиков - мероприятие. В нем приняли участие десять компаний и УЦ и столько же вузов, поделившихся своим опытом и проблемами в сфере электронного и дистанционного обучения, а также в области создания и внедрения систем управления высшим учебным заведением (в рамках конференции работало две секции: "Дистанционное обучение" и "Системы управления вузом"). Среди докладчиков первой секции были "Академия АйТи", REDCENTER, "Физикон", "Новый диск", УЦ RRC, МЭСИ, CSSeTrain и др. Отрадно, что вторая секция была составлена не только из докладов, описывающих опыт внедрения системы "Университет" (как это было на аналогичной конференции год назад), - здесь прозвучали и доклады о других КИС (КИС УЗ), и сообщение о введении новой вузовской специальности "ИТ в образовании" (МПГУ), и рассказ о новой разработке коллег из Самарского архитектурно-строительного университета об Интернет-технологиях мониторинга научных исследований; был описан и ряд других интересных проектов. Очень полезным подспорьем оказались и изданные отдельной брошюрой тезисы докладов - для тех, кто не успел прослушать все, оставалась возможность об этом прочитать, а приведенные здесь же координаты докладчиков вселяли надежду на обратную связь. Одним словом, конференция в этом году порадовала разнообразием и хорошим уровнем докладов и организации. Хочется пожелать устроителям на будущее полных залов и международного статуса.