КОНФЕРЕНЦИИ

На долю железных дорог приходится более 80%

общего грузооборота и свыше 40% пассажирооборота страны

В Санкт-Петербурге завершила работу девятая научно-практическая конференция "Информационные технологии на железнодорожном транспорте" ("Инфотранс-2004"), на которой обсуждались вопросы развития ИТ и связи в одной из ведущих отраслей экономики, обеспечивающей более 80% общего грузооборота и 40% пассажирских перевозок страны. Ее организаторами выступили акционерное общество "Российские железные дороги"(ОАО РЖД), его филиал "Октябрьская железная дорога", Петербургский государственный университет путей сообщения и ряд других учреждений.

Хасян Зябиров:

"На вызов рынка надо ответить

 информационными технологиями!"

Как подчеркнул на открытии форума первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Хасян Зябиров, программой развития РЖД определено пять стратегических целей - увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; улучшение качества работы и безопасности перевозок; глубокая интеграция в евроазиатскую транспортную систему; повышение финансовой устойчивости и эффективности предприятия. Достичь их невозможно без широкого внедрения информационных технологий и телекоммуникаций, позволяющих повысить эффективность деятельности ОАО РЖД.

Информационные технологии на железнодорожном транспорте

Утвержденная на 2004-2007 гг. программа информатизации ОАО РЖД представляет собой сбалансированную систему проектов, увязанную со стратегической программой развития компании. Среди основных ее задач - ускоренное внедрение автоматизированных систем управления перевозочным процессом, финансами и ресурсами, а также построение единой модели управления финансово-экономической деятельностью предприятия.

Создание и развитие АСУ планируется с широким применением проектного подхода, который предусматривает целевую организацию системы управления, ориентированную на достижение конечных результатов. Циклы работ привязаны не к годам, а к периодам, по завершении которых получаются значимые показатели.

Здесь уместно упомянуть международную автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками и электронным резервированием мест "Экспресс-3", АСУ контейнерными перевозками ДИСКОН, автоматизированную систему учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонных парков ДИСПАРК, а также АСУ инфраструктурой железнодорожного транспорта (АСУ-И).

Результаты внедрения многих АСУ впечатляют. Например, "Экспресс-3" действует на всей территории бывшего СССР. Ежегодно через нее продается около 150 млн. билетов, а среднее время обслуживания одного пассажира составляет всего 2-2,5 мин.

На этапе внедрения находится проект системы автоматизации идентификации (САИ) подвижного состава "Пальма", разработанный с участием ФГУП ЦНИРТИ. "Пальма" позволяет значительно повысить оперативность и достоверность информации о дислокации подвижного состава и сократить затраты ручного труда операторов. Только на Октябрьской железной дороге до конца года будет внедрено 170 считывающих устройств САИ "Пальма". Уже сегодня достигнута договоренность о ее внедрении на дорогах стран СНГ и Балтии.

"Работы по различным проектам информатизации не должны выполняться независимо, так как внедряемые новые технологии управления относятся к деятельности одной компании, в которой все процессы взаимосвязаны, - считает г-н Зябиров. - Следовательно, соответствующие автоматизированные системы должны быть унифицированы и интегрированы по целям, а также по технологическому, информационному, программному и другим видам обеспечения".

По его мнению, информатизация должна реализовываться через сбалансированную систему проектов - как прикладных, предусматривающих оптимизацию технологии управления различными областями деятельности компании с использованием автоматизированных систем, так и интеграционных, обеспечивающих создание комплекса автоматизированных систем.

Первым положительным опытом создания и внедрения такого подхода является внедрение сетевой интегрированной информационно-управляющей системы СИРИУС. Она разрабатывается как многоуровневое централизованное решение, включающее в себя различные функциональные подсистемы: управления вагонным парком в целях обеспечения погрузки на сети железных дорог России; сменно-суточного и текущего планирования; оперативного контроля и анализа перевозочного процесса, соблюдения сроков доставки грузов; возврата порожних вагонов других государств и собственников и т.д.

В августе нынешнего года комиссия ОАО РЖД приняла в постоянную эксплуатацию на базовой Горьковской железной дороге (ГЖД) первую очередь СИРИУСа. Было отмечено, что все 17 дорог готовы к внедрению новой системы. Быстро растет список ее пользователей: на ГЖД их уже более 300, по стране около 3000, а в перспективе будет не менее 1000 на каждой дороге.

По мнению г-на Зябирова, сегодня "Российские железные дороги" владеют наиболее развитой инфраструктурой информатизации по сравнению с другими отраслями страны. Создана современная телекоммуникационная среда на базе цифровых систем связи, волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и спутниковых каналов. В настоящее время протяженность эксплуатируемых ВОЛС составляет 53 тыс. км.

Связь на железных дорогах

На железнодорожном транспорте России выполнен большой комплекс работ по внедрению цифровых систем связи. В результате создана Единая магистральная цифровая сеть связи (ЕМЦСС) на базе ВОЛС. Ее оператором является компания "ТрансТелеКом", всем пакетом акций которой владеет ОАО РЖД. В этом году выручка "ТрансТелеКома" от продажи услуг связи составит 130 млн. долл. Эта сеть имеет более 900 узлов доступа в 71 из 89 регионов страны (см. PC Week/RE, N 17/2004, с. 22).

Среди внедренных технологий - SDH, IP MPLS VPN, VoIP. Мониторинг и поддержку сети ВОЛС осуществляют главный центр управления и 16 региональных центров. ЕМЦСС является транспортной средой для технологической связи.

На настоящий момент удовлетворена потребность в каналах связи; повышено качество и достоверность передачи информации в системах передачи данных, обеспечивающих реализацию новых информационных технологий; расширены функции средств связи за счет внедрения цифровых систем коммутации общей емкостью более 200 тыс. номеров, позволивших передавать различные виды информации в режиме мультимедиа (речь, данные, видеоинформация).

Полным ходом внедряется система связи новой вертикали управления перевозками на железнодорожном транспорте, включающая в себя единый центр управления движением поездов, дорожные центры управления перевозками, центры диспетчерского управления и центры управления местной работой цифровой и цифро-аналоговой систем технологической связи.

Организовано производство на уровне международных стандартов цифровых систем передачи и коммутации технологической связи на ведущих предприятиях России: ОАО "Морион" (Пермь), Экспериментальный завод научных приборов РАН (пос. Черноголовка), ЗАО "Информтехника и связь" (Москва), НОВЕЛ-ИЛ (Санкт-Петербург).

Налажено изготовление цифровой аппаратуры оперативно-технологической связи в ООО "Интелсет-ТСС", "Абител-информ", ЗАО "Микчел-ТСК", ООО "КАПО-НИИЖАтел", на Лосиноостровском электротехническом заводе ОАО РЖД, а также в ряде других отечественных фирм.

Созданная цифровая система оперативно-технологической связи (ОТС), по функциональным возможностям превосходящая многие аналоги в мировой железнодорожной практике, обеспечивает значительное повышение качества, оперативности, надежности и устойчивости связи. Системой цифровой ОТС оборудовано около 20 тыс. км железных дорог России.

Сеть общетехнологической телефонной связи (ОбТС) развивается на основе цифровых учрежденческо-производственных АТС по принципу замещения "сверху вниз". Строятся цифровые телефонные станции в первую очередь в дорожных и отделенческих узлах, а затем на нижнем уровне.

Для сопряжения с городскими АТС в дорожных узлах устанавливаются станции городского типа EWSD, которые являются в то же время районными. Разработаны единая система пятизначной нумерации и принципы построения сети с учетом совместной работы цифровых и аналоговых телефонных станций.

Для оперативного управления ресурсами сети, способствующего сокращению эксплуатационных расходов по текущему содержанию, предусмотрена система мониторинга и администрирования (СМА), внедренная на железных дорогах.

Для обеспечения нормативных технических показателей цифровая сеть технологической связи оборудуется системой сетевой тактовой синхронизации (ТСС), разработанной Всероссийским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информатизации, автоматизации и связи на железных дорогах (ВНИИАС) совместно с Ленинградским отраслевым научно-исследовательским институтом связи (ЛОНИИС).

СМА сети технологической связи создается на базе двухуровневой модели по централизованному принципу, в соответствии с которым информация о работе первичной сети (ОбТС, ОТС, передачи данных) сосредотачивается в центрах технического обслуживания, расположенных в отделениях (дистанциях). Управление сетью осуществляется из центра технического управления.

Большое значение для управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения имеет входящая в комплекс технологической связи система технологической радиосвязи.

Такой системой, используемой для связи диспетчеров и дежурных по станциям с машинистами поездных локомотивов и ремонтными подразделениями с целью организации маневровой работы, оповещения и передачи данных систем автоматики на подвижные объекты, оборудованы все направления железных дорог России. В настоящее время ведутся работы по их оснащению системой цифровой технологической радиосвязи (см. PC Week/RE, N 36/2004, с. 24).

Фирма "Интелсет-ТСС" - один из поставщиков оборудования для ОТС ОАО РЖД. На пяти железных дорогах страны ею оборудовано более 600 объектов. С 2002 г. она успешно внедряет в транспортных сетях цифровые УАТС "Оникс" с функциями оперативно-диспетчерской связи и коммутатора каналов дальней связи. "В октябре мы запускаем оборудование в едином диспетчерском центре управления - ЕДЦУ - в Ростове-на-Дону, - сказал генеральный директор "Интелсет-ТСС" Юлий Шур. - В дальнейшем планируем аналогичные поставки станций большой емкости в Саратов и Воронеж".

Новые инфокоммуникационные решения для транспорта

В конференции участвовали крупные российские и зарубежные поставщики телекоммуникационных и ИТ-решений для РЖД: "Информсвязь", "TехноСерв А/С", Крок, IBS, "Микротест", "Морион", Avaya, IBM, APC, Xerox, Sun, Cisco Systems, Microsoft и ряд других.

Компания "Информсвязь" сотрудничает с РЖД с 1998 г. В прошлом году она выполнила работы по комплексному техническому оснащению Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, который признан одним из самых передовых железнодорожных терминалов в Европе. В настоящее время компания ведет 15 проектов в интересах ОАО РЖД в различных регионах России. Тема ее доклада - комплексная система информатизации, автоматизации и связи (КСИАС), внедряемая на ряде железнодорожных объектов.

Фирма Крок предложила техническое решение по совершенствованию системы видеоконференцсвязи для ОАО РЖД, а "ТехноСерв А/С" обсуждала вопросы управления жизненным циклом информации.

IBS успешно продолжает работу по инвентаризации имущества железнодорожного транспорта России. Модель имущественного комплекса, созданная с помощью автоматизированной информационной системы "Регистр", позволяет заказчику получать не только масштабные отчеты, но и ценные информационные выборки для анализа и последующего принятия решения по оптимизации управления комплексами и объектами в русле стратегического планирования.

Компания "Микротест", 10 лет проработавшая в интересах железнодорожного транспорта, рассмотрела задачи создания "Многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов". В выступлении были проанализированы критерии выбора радиосреды для передачи команд управления и телеметрических данных и сделан краткий обзор системы цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA S-300 собственного производства "Микротеста". Был описан проведенный на Свердловской железной дороге эксперимент по передаче команд управления на локомотив.

Внедрение в сетях ОАО РЖД систем коммутации общей емкостью свыше 120 тыс. портов осуществила фирма Avaya. В представленном ею докладе были рассмотрены основные тенденции и направления перехода технологических сетей к мультисервисным технологиям, проанализированы пути снижения эксплуатационных затрат и способы организации обслуживания.

В целом очередная конференция "Инфотранс-2004" подтвердила свой статус как одного из ключевых событий отрасли, которое привлекает внимание представителей государственных организаций, курирующих российскую железнодорожную сеть, ученых ведомственных НИИ и транспортных вузов, компаний - поставщиков инфокоммуникационных решений и других участников транспортного рынка.

Это мероприятие ясно показало, что инфокоммуникации отрасли развиваются очень активно, а созданный потенциал и технологии с успехом могут быть использованы для того, чтобы обеспечить потребности смежных транспортных секторов и других отраслей экономики страны.