КОНФЕРЕНЦИИ
Среди 75 предприятий стран СНГ, внедривших систему корпоративного управления Oracle E-Business Suite, машиностроительных совсем немного. Упомянув об этом во время открытия конференции "Машиностроительный форум Oracle", директор по продажам "Oracle СНГ" Андрей Драченко как бы дал обоснование тому, что все докладчики на форуме представляли западные компании. А вот среди слушателей были специалисты и руководители известных отечественных предприятий - "ОКБ Сухого", "Северсталь-авто", ГАЗ, РСК "МиГ", АМО "ЗИЛ", УралАЗ, Европейской подшипниковой корпорации, Агромашхолдинга, Ижмаша, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, Кировского завода и др. Это позволяет предположить, что данной отрасли, производящей 16% всей отечественной продукции, руководство "Oracle СНГ" в нынешнем году намерено уделять самое пристальное внимание. Во всяком случае, прошлые подобные конференции, нацеленные на финансовый, телекоммуникационный, государственный и транспортный сектора российской экономики, стали мощным катализатором интереса к решениям Oracle.
Проекты, представленные тремя CIO крупных западных корпораций, выполнялись в разных странах и на мало похожих друг на друга предприятиях. Одно из них - крупнейший американский производитель ремней безопасности и детских сидений для автомобилей IMMI, другое - испанский филиал корпорации Sony, выпускающий жидкокристаллические, плазменные и проекционные телевизоры на сумму более 1 млрд. евро в год, третье - французский холдинг Thales Group, создающий коммуникационные и информационные системы для сухопутных сил, изготавливающий системы слежения и наземную робототехнику (в нем работает более 60 тыс. человек, обеспечивающих годовой оборот в 10 млрд. евро.). Тем не менее в рассказах о проектах было много общего.
Но прежде перед собравшимися выступил директор по работе с производственными компаниями Oracle EMEA Роберт Азаведо, рассказавший о концепции lean manufacturing, которая, несмотря на многолетнюю историю, так и не обрела адекватного перевода на русский язык. На форуме ее именовали "бережливым" производством, но с тем же основанием можно было бы употреблять эпитеты "безотходное", "экономичное", "оптимизированное". Общая идея состоит в том, чтобы все процессы на предприятии автоматизировались с целью уменьшения неоправданных потерь исходных материалов, конечной продукции, рабочего времени и т. д. Подобные потери собраны в семь групп (каждая содержит перечень причин появления дефектных деталей, излишних трудозатрат, сверхнормативных складских запасов и пр.). Анализируя их с помощью системы управления, руководство вырабатывает меры, направленные на уменьшение потерь, проводит их в жизнь и снова исследует ситуацию на предприятии. Нельзя не отдать должное г-ну Азаведо, который, коснувшись проблем с "небережливым" использованием ИТ-ресурсов (на многих предприятиях серверный парк загружен, по данным Forrester Research, лишь на 60%), не забыл напомнить о grid-архитектуре Oracle, призванной консолидировать и оптимизировать ИТ-ресурсы за счет объединения их в кластеры.
Роберт Азаведо рассказал о достоинствах так называемого "бережливого" производства
Все три докладчика, рассказывавшие о внедрении Oracle E-Business Suite на своих предприятиях, не сговариваясь, отметили ряд общих моментов. Во-первых, в каждой компании до начала проекта уже эксплуатировалось множество бизнес-приложений и весьма остро стояла задача корректного переноса данных из них. Этой процедуре специалисты уделяли повышенное внимание и, прежде чем осуществлять окончательный перенос, производили всестороннее тестирование соответствующих процедур. Во-вторых, везде остались приложения, заменять которые модулями Oracle E-Business Suite было признано нецелесообразным. В Sony Espana тестирование бизнес-процессов сопровождало и сдачу каждого очередного этапа. В-третьих, на всех предприятиях были созданы собственные группы внедрения, работавшие бок о бок с внешними консультантами.
Стоит отметить и то, чем руководствовался заказчик, выбирая вендора и систему. Например, в IMMI сначала тщательно спроектировали бизнес-процессы, а затем обратились к трем разработчикам с предложением произвести на их площадке демонстрационное развертывание ERP-системы, с тем чтобы на практике проверить ее способность поддерживать необходимые процессы. Особое внимание обращалось на устойчивость вендора, поскольку у каждого заказчика был печальный опыт, когда разработчик той или иной эксплуатируемой прикладной системы уходил из бизнеса. Внедрение длилось около полутора лет, но все докладчики заявили, что их проекты нельзя считать окончательно завершенными, поскольку уже запланировано развертывание ряда дополнительных модулей.
О стоимости проекта сообщил только CIO IMMI Ренди Норман: на его предприятии она составила 5 млн. долл. Наша машиностроительная отрасль далеко не самая богатая в стране, и подобные суммы российским предприятиям будет изыскать совсем не просто. Немного успокоило аудиторию замечание представителей "Oracle СНГ" о том, что масштабы затрат на Западе во многом определяются высокой стоимостью услуг тамошних консультантов. Косвенно это подтвердил и CIO компании Sony Espana Менел Пьюиг, сказавший, что их затраты на проект оказались заметно выше запланированных именно по данной причине.