IP-ТЕЛЕФОНИЯ
Европейская комиссия избрала мягкий подход к изменению правил оказания услуг
Кэрон Карлсон
Интернет-телефония по природе своей носит глобальный характер, поэтому найти место для этой перспективной технологии в рамках действующего законодательства пытаются страны всего мира. Не остается в стороне и Европейская комиссия, которая уже приступила к разработке рекомендаций и обещает опубликовать их еще до конца нынешнего года. Недавно начали поступать первые отзывы на ее предложения относительно обязанностей поставщиков услуг IP-телефонии.
Особых изменений в существующие правила комиссия вносить не стала, предоставив операторам связи возможность едва ли не добровольно принимать на себя те или иные обязательства. Основное внимание она уделила одному направлению - каким образом следует информировать пользователей об услугах. В отличие от Федеральной комиссии по связи (ФКС) США, органы Европейского сообщества прямой власти над региональными операторами связи не имеют и поэтому могут воздействовать на них только через правительства отдельных государств.
В Европе, как и в Америке, под действие сегодняшних правил попадают не все виды IP-телефонии. Обеспечение связи между двумя IP-интерфейсами с применением приложений для ПК, например, в это законодательное поле не попадает. За его рамками остается и услуга Free World Dialup фирмы Pulver.com, которая до начала нынешнего года считалась неподвластной и американской ФКС. В то же время применение IP-телефонии для подключения к телефонной сети общего пользования в Старом Свете строго регламентировано. Напомним, что и Федеральная комиссия по связи США лишь не так давно решила отменить все исключения в отношении услуг IP-телефонии, предоставляемых корпорацией AT&T.
Точное определение места IP-телефонии в общей законодательной системе - одно из первых препятствий, с которым сталкиваются государственные службы по обе стороны Атлантического океана. На первый взгляд, это может показаться чисто академической проблемой, однако ее решение обещает самым серьезным образом повлиять и на поставщиков услуг, и на их потребителей. Такой точки зрения, в частности, придерживается Аксель Спайс, европейский адвокат вашингтонской юридической фирмы Swidler Berlin Shereff Friedman LLP.
Проблемы IP-телефонии в США и Европе | |
ФКС | ЕС |
ЭКСТРЕННАЯ СВЯЗЬ | |
Обсуждает, в какой степени принцип добровольного консенсуса будет способствовать развертыванию системы экстренного вызова в сетях IP-телефонии | Предлагает, чтобы операторы IP-телефонии предоставляли своим клиентам информацию о том, как получить доступ к службе экстренной связи и определения местоположения абонента |
ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ/СЕТЕЙ | |
Обсуждает, в какой степени определенные классы IP-услуг, предлагаемых поставщиками без собственной аппаратной базы, будут способствовать универсализации обслуживания клиентов | Предлагает возложить ответственность за универсальную инфраструктуру обслуживания только на тех провайдеров, которые управляют базовой инфраструктурой |
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ | |
Изучает возможность использования IP-устройств не только дома, но и в зарубежных поездках, а также решает, под юрисдикцию какого министерства - юстиции или торговли - подпадает быстро растущее использование IP-сервисов | Предлагает обязать операторов IP-телефонии информировать своих клиентов о возможных последствиях перебоев в электроснабжении |
От классификации IP-телефонии зависит, войдут ли поставщики созданных на ее основе услуг в систему сохранения номеров или нет. А от этого во многом будет зависеть привлекательность их предложений для тех, кто предпочитает оставить за собой прежний номер телефона при переходе к другому провайдеру.
Новых же операторов связи на обоих континентах гораздо больше тревожит другой вопрос IP-телефонии, который можно смело назвать важнейшим для любых дебатов по телекоммуникационному законодательству. Их интересует, каким образом власти собираются открыть для конкурентов местные каналы связи (монопольные в прошлом). Как отметил Спайс, представляющий в США ассоциацию альтернативных операторов связи Германии, на сегодняшний день львиная доля широкополосных каналов контролируется в Европе былым монополистом - компанией PTT (Post Telegraph and Telephone). Налагать особые обязательства на новых операторов связи он считает пока преждевременным, а вот в отношении владельцев базовой инфраструктуры, особенно так называемой "последней мили", просто необходимо вводить четкие законодательные правила.
Мнение Спайса разделяет и американская ассоциация телекоммуникационных компаний CompTel ASCENT, объединяющая в своих рядах AT&T, MCI, Global Crossing и десятки других альтернативных операторов связи. Она настаивает на том, что Европейская комиссия должна гарантировать необходимый уровень доступа к абонентским линиям традиционных телефонных компаний. Организация, в частности, требует, чтобы комиссия воздействовала на правительства стран - членов ЕС и не допустила распространения власти традиционных операторов связи на зарождающийся рынок IP-телефонии. Такая угроза возникает из-за того, что именно им принадлежат сегодня выделенные каналы связи и подключения DSL.
"Мы опасаемся, что в Европе произойдет то, с чем мы никак не можем разобраться у себя. Старые телекоммуникационные компании начали уже и там развертывать собственные сервисы IP-телефонии, - сказал Стефен Тротман, старший вице-президент CompTel ASCENT, курирующий программы и систему образования своей ассоциации. - До тех пор пока такие услуги не связаны в единую сеть, законодателям следует меньше касаться условий их предоставления, а больше внимания уделять проблеме общего доступа к базовой инфраструктуре".
На повестке дня законодателей и в Европе, и в США стоит еще один существенный вопрос: должны ли операторы IP-телефонии обеспечивать экстренную связь. Европейская комиссия склоняется к тому, что компаниям, телефонные IP-сети которых имеют выход на телефонную сеть общего пользования, достаточно лишь информировать своих клиентов о наличии такой возможности.