Продовольственная розница - весьма сложный объект для автоматизации, особенно если речь идет о торговой сети. Здесь помимо огромного объема информации (ассортимент товаров в супермаркете насчитывает десятки тысяч наименований) необходимы высокая скорость обработки данных и серьезные аналитические возможности - ведь этот бизнес весьма динамичен: сегодня спросом пользуются глазированные сырки, а завтра, после массированной телерекламы, взлетает спрос на "Даниссимо". А если речь идет о сети магазинов премиального сегмента рынка, то здесь требования к оперативному управлению бизнесом, а следовательно, и к соответствующему инструменту - ИС - становятся еще выше. Именно к этому сегменту относит себя торговая сеть "Азбука вкуса" (АВ): ее целевая аудитория - покупатели со средним и высоким достатком, имеющие возможность приобретать свежие продукты отличного качества, предпочитающие высокий уровень обслуживания, комфортные условия совершения покупки и радушную атмосферу в торговом зале.
Немного истории
Уже в период зарождения идеи новой компании акционеры ориентировали свою деятельность на удовлетворение запросов высокотребовательных клиентов. Так, павильон и торговое оборудование были привезены из Германии, ассортимент и уровень обслуживания формировались с учетом вкусов самых взыскательных покупателей.
С внедрением европейского опыта и технологий торговли зародилась идея создания первого супермаркета, который открылся летом 1997-го в Москве на Садовом кольце. Это был небольшой супермаркет деликатесного направления с торговой площадью 200 кв. м и ассортиментом в 6 тыс. наименований.
Результаты его работы превзошли все ожидания: посещаемость составила более 800 человек в сутки, а объем продаж на единицу площади значительно превысил среднерыночный показатель.
"Азбука вкуса" сегодня
|
Насчитывает семь супермаркетов, три бутика элитного алкоголя, бутик и отделы аудио- и видеопродукции. Общая торговая площадь магазинов - более 3000 кв. м. Ассортимент товаров сети - 18 000 наименований. Компания работает с 700 поставщиками. Численность персонала - более 1000 сотрудников, включая более 80 человек в центральном офисе. |
В 1998 г. акционерами было принято решение о развитии сети супермаркетов, отличающихся широким ассортиментом при относительно небольшой площади.
В том же году были открыты сразу два новых магазина АВ, торговая площадь каждого из которых превысила 600 кв. м, а ассортимент сети к 2000 г. вырос до 16 тыс. наименований.
Магазины сети "Азбука вкуса" располагаются в центре столицы
В период становления в компании АВ функционировала ИС собственной разработки, однако к концу 2000-го она перестала удовлетворять требованиям - решено было переходить на новый, более высокий уровень автоматизации. "Мы постарались изучить все основные пакеты, имевшиеся в то время на рынке, - вспоминает начальник управления ИТ компании "Азбука вкуса" Денис Сологуб, - но поняли, что выбирать почти не из чего*1. Решение, предлагавшееся "Импакт-Софтом", - Retail Back Office (c 2004-го этот продукт называется Landsteinar Strengur Retail) на базе Microsoft Business Solutions-Navision - показалось нам наиболее гибким и адаптируемым под наши потребности. Здесь можно было реализовать необходимую нам распределенную структуру сети с централизованным управлением: информация, вводившаяся в магазинах, планомерно (раз в сутки) стекается в центральный офис. Строго говоря, онлайн сегодня в российских условиях в нашей отрасли не очень-то и нужен: например, не имеет смысла передавать в центр Z-отчеты (отчеты о продажах) с кассовых аппаратов чаще двух раз в сутки, потому что в течение рабочего дня в магазине могут быть возвраты, сторнирование ошибочных чеков и пр. Кроме того, именно по данным за прошедшие сутки, которые стекаются в офис к началу рабочего дня, производится заказ товаров у поставщиков, отгрузка с центрального склада, оплата поставщикам, их вполне достаточно для работы".
_____
*1 Действительно, четыре года назад системы для автоматизации розничных сетей на российском рынке можно было пересчитать по пальцам одной руки. - Прим. авт.
Решение принято
К марту 2001 г. АВ определилась с выбором системы, и специалисты "Импакт-Софта" приступили к написанию технического задания (ТЗ). "Это также оказалось непросто, - рассказал Денис Сологуб, - надо было "прописать" в ТЗ все бизнес-процессы, а некоторые из них в тот момент просто отсутствовали, и их пришлось создавать заново. И здесь нам было, возможно, несколько проще: мы не настаивали на реализации своих процедур (особенно тех, которых не было), а часто принимали предложения специалистов "Импакт-Софта", понимая, что заложенные в ИС механизмы и бизнес-процессы являют собой по существу мировой опыт розничной торговли. В первый день июля центральный офис (менеджеры) и склад (операторы по приемке товара) уже начали работать в системе (около десяти рабочих мест)".
В тот момент в компании было три магазина и два павильона, однако установка ИС в торговых точках началась не с них, а с нового магазина, который должен был открыться в августе 2001 г. Иными словами, открыть его предстояло уже вкупе с новой информационной системой. Чтобы перевести на новое решение имеющиеся магазины, была написана программа для экспорта-импорта данных (из старой системы в новую). К концу года все магазины сети уже работали в едином информационном пространстве. "Это дало возможность полного анализа товарных остатков, - отметил г-н Сологуб, - проведения инвентаризации по магазинам и складу без прерывания приемки товаров, а также позволило ввести единую номенклатуру товаров и поставщиков, делать расчет себестоимости продаж, автоматизировать систему построения описаний товаров, производить одновременную сборку/отгрузку товаров для нескольких магазинов (за счет резервирования товаров) и даже отказаться от круглосуточной работы центрального склада. Был также налажен финансовый учет".
Landsteinar Strengur Retail
|
В мае этого года была выпущена новая версия Landsteinar Strengur Retail 3.75. Она состоит из двух основных функциональных модулей: Landsteinar Retail Basis (управление товарами и ценами, репликацией данных, персоналом) и Landsteinar Retail PlusPOS, функционал которых может быть расширен с помощью дополнительных специализированных модулей: - Landsteinar Recipe (автоматизация работы кухни и ресторана); - Landsteinar PlusPOS Hospitality (автоматизация POS-функциональности предприятий питания - от розничных точек быстрого питания до ресторанов); - Landsteinar PlusPOS Mobile (поддержка POS-функциональности на Pocket PCs); - Landsteinar DataDirector (усовершенствованный репликатор, который позволяет обмениваться данными с другими БД); - Landsteinar Advanced Statistics (обеспечивает своевременный анализ критичных аспектов розничного бизнеса). Специалисты "Импакт-Софта" локализовали международную версию 3.75 под российские стандарты и в настоящее время завершили тестирование системы. В решении усовершенствована процедура печати товарных и полочных этикеток, более наглядно реализована настройка комбинированных скидок, улучшен механизм контроля над ценами и предложениями и т. д. Специальный механизм системы (Landsteinar DataDirector) поддерживает репликацию не только данных, но и самих объектов БД, что позволяет автоматизировать распространение и синхронизацию модифицированных объектов (например, синхронизировать во всех базах данных структуру измененных таблиц). Кроме того, он обеспечивает обмен данными не только с БД Microsoft Navision, но и с Microsoft SQL Server 7.0 и 2000, Microsoft Access, Oracle8i, MySQL и IBM DB2, а также поддерживает повышенную скорость репликации данных через WAN. |
День сегодняшний
В настоящее время в структуру компании входит семь супермаркетов "Азбука вкуса" (до конца года к ним прибавится еще два), три бутика элитной алкогольной продукции "Коллекция вин", музыкальный бутик "dеликатесы stereo" и отделы аудио- и видеопродукции в супермаркетах сети. Они располагаются в центре Москвы, на пересечении оживленных транспортных потоков, и для удобства покупателей работают круглосуточно.
Информационное хозяйство компании сегодня разрослось: помимо 70 компьютерных рабочих мест (для работы в системе Landsteinar Strengur Retail закуплено 38 сессий) в магазинах установлено 10 POS-терминалов, работающих с ПО Microsoft Navision, и 35 контрольно-кассовых машин (с другим ПО); к системе подключено различное торговое оборудование (сканеры, терминалы сбора данных, электронные весы и пр.). ИТ-подразделение компании сегодня насчитывает 12 человек: кроме администрирования, поддержки компьютерного и кассового оборудования, Интернет-ресурсов и телефонии в сферу его ответственности входят поддержка и развитие системы. "Мы занимаемся не только новыми отчетами, интересными для руководства, но и многими другими вещами, - поделился Денис Сологуб. - Ведь чем больше люди работают с системой и чем дальше развивается бизнес, тем больше появляется новых задач, которые должны быть реализованы в системе. Вот недавно в магазинах открыли оптовые отделы, и нам пришлось наладить для этого репликацию оптовых продаж. Появляются и другие новшества - какие-то свои алгоритмы для заказа товаров, определения потребностей магазинов, алгоритмы сборки заказов с помощью терминалов сбора данных, аналитические отчеты и многое другое, что мы разрабатываем и реализуем в системе самостоятельно. Конечно, и трудностей на нашем пути встретилось немало, тем более что и для "Импакт-Софта" это был пилотный проект для розничной сети, и локализация системы проходила почти параллельно внедрению (притом что европейская методология построения системы не во всем согласовалась с российской действительностью). Но сегодня в целом мы уже неплохо освоили работу с системой. Я и еще один сотрудник получили сертификат "Microsoft Navision Attain Consultant in Financial Management". И наши пользователи (менеджеры, товароведы) сейчас активно привлекают возможности Landsteinar Strengur Retail к своей работе".