ИСТОРИЯ УСПЕХА
Размышляя над проблемами телекоммуникационных предприятий, имеющих отношение к военно-промышленному комплексу бывшего СССР, можно заметить, что их судьбы сложились совсем не одинаково. Некоторые фирмы давно исчезли с экономической карты страны в ходе перестроечных процессов, другие (и их большинство) влачат жалкое существование в ожидании госзаказов и господдержки, теряя кадры и технологии, а некоторым, несмотря на все превратности рыночных реформ, удалось не просто выжить, но даже намного нарастить объемы бизнеса и повысить качество продукции.
К числу таких "везунчиков" уверенно можно отнести компанию АСВТ (www.asvt.ru), на плечи которой легло нелегкое бремя поддержки сетей связи "Искра" и "Алтай", изначально ориентированных на обслуживание партийно-государственной номенклатуры и предприятий ВПК. Обе эти сети были взаимосвязанными, ибо "Алтай" с самого начала рассматривалась как мобильное продолжение "Искры" и функционировала в рамках службы спецсредств Московской городской телефонной сети (МГТС).
Последняя четверть XX века отмечена активной цифровизацией систем связи, причем в России она началась с городских сетей - с внедрения цифровых систем межстанционных связей и квазиэлектронных и электронных АТС. Знаменитая отечественная система передачи ИКМ-30 была разработана в 1976-1978 гг. и широко внедрялась в МГТС к Олимпиаде-80. Москва была первым олимпийским городом, где основные каналы подачи программ звукового вещания и главные направления межстанционных городских связей стали цифровыми, а МГТС превратилась в своеобразный полигон для отработки новой техники.
Освоение цифрового оборудования тогда считалось основной задачей предприятия и в первую очередь ее технического отдела, в котором работала Анастасия Оситис, а также службы спецсредств МГТС, возглавленной ею впоследствии. Г-же Оситис удалось сформировать коллектив единомышленников, положивший начало современным "Искре" и "Алтаю", сочетающий знание сложной техники, творческий подход к ее эксплуатации и четкую организацию. В нынешнем ОАО АСВТ до сих пор трудятся люди, пришедшие в МГТС в 70-80-е годы.
Сеть "Искра" |
На 60-70-е годы минувшего века пришелся расцвет научного и технологического потенциала СССР, вызвавший резкое расширение перехвата информации потенциальными противниками. В 1976 г. увидели свет решение Гостехкомиссии и постановление Правительства о создании выделенной (с точки зрения обслуживания) междугородной сети связи, обеспечивающей предоставление услуг улучшенного качества с повышенной защищенностью. Первоначально сеть именовалась АСВТ (автоматическая сеть выделенной телефонии), но уже при построении опытной зоны она получила название "Искра". Это была комбинированная, междугородно-местная сеть (одна из первых, предоставляющих комплексную услугу и гарантирующих качество связи от абонента до абонента "внутри" единой сети). Ее "головные" абоненты находились в Москве, и большая часть трафика шла через столицу, поэтому создание сети было поручено службе спецсредств МГТС. В 1978 г. сеть стала полуавтоматической (в Москве и основных регионах на координатных станциях, и с ручной коммутацией для работы с регионами, где автоматики еще не было). Причем для местных линий использовалась аппаратура ретрансляции (коррекции и усиления), позволявшая обеспечивать работу по медной паре до 70 км. Для обеспечения защиты информации на первых порах использовались кабельные системы связи, а затем радиорелейные или спутниковые системы с условием закрытия всего потока. Изначально при эксплуатации "Искры" повышенное внимание уделялось обеспечению качества связи и обеспечению приоритета при установлении связей. Тогда "Искра", пожалуй, первой сумела обеспечить качественную передачу факса по междугородным линиям связи. Сокращенная нумерация, возможность образовывать ведомственные сети, циркулярный вызов сделали ее непременным атрибутом многих ведомств, в том числе КГБ, Минобороны, предприятий ВПК. Работа "Искры", планы ее развития находились под постоянным контролем Гостехкомиссии. Уже в 1986 г. сеть стала полностью автоматической. В конце 1990 г. прошло выделение "Искры" в Москве в отдельное малое государственное предприятие АСВТ. По решению Минсвязи России ему было разрешено использовать часть абонентской емкости на коммерческой основе. Абонентами сети стали биржи, банки, различные предприятия и физические лица. Получаемые от коммерческих клиентов средства шли на компенсацию убытков от поддержки ряда государственных абонентов и на развитие сети. На сети "Искра", одной из первых в Москве, была установлена цифровая комбинированная станция Ericsson АХЕ-10, которая проходила сертификацию на предприятии. В 1996 г. ГКЭС приняла концепцию, а затем генсхему развития "Искры". Разработка документов проводилась при участии и на средства ОАО АСВТ. Основная цель развития - построение мультисервисной цифровой сети, охватывающей всю страну. Сегодня цифровая "Искра" действует в 79 регионах России (см. PC Week/RE, N 24/2004, с. 14). |
Развал централизованной системы управления и коллапс промышленности в 90-х привели к значительному оттоку абонентов сетей, нацеленных только на обслуживание госструктур и предприятий ВПК. Стало некому и нечем платить. "Искра" - одна из наиболее передовых и качественных телекоммуникационных сетей страны - начала умирать.
Было очевидно, что в сложившихся условиях в рамках гигантской МГТС эти сети эффективно функционировать уже не смогут. В воздухе витал вопрос об акционировании и приватизации этих структур. Поскольку это были крупные сети, то было логично создавать открытое акционерное общество.
Но тогда никому не хотелось вкладывать деньги и связываться с заведомо убыточным бизнесом по обслуживанию государственных предприятий и организаций, многие из которых доживали последние дни. А раз создать ОАО невозможно, то в Минсвязи согласились с предложением об организации малого предприятия, нацеленного на эксплуатацию фактически обреченных сетей.
Так появилось отдельное малое государственное предприятие АСВТ, объединившее сети фиксированной связи "Искра" и мобильной связи "Алтай". Пост генерального директора АСВТ заняла Анастасия Оситис. Именно благодаря ее творческому подходу и энергии один из первых альтернативных операторов превратился из убыточного предприятия в устойчиво работающую, высокорентабельную компанию.
В 90-м Анастасия Оситис взвалила на свои плечи поддержку сетей связи, занятых обслуживанием госструктур и предприятий ВПК
Второе дыхание в эти сети вдохнуло решение Министерства связи России о выделении части абонентской емкости для использования ее на коммерческой основе. Оно стало революционным и для отрасли, и для субъектов экономической деятельности, и для АСВТ. Потребность в номерной емкости и каналах связи у молодых предприятий новой России была огромна. Качественные ресурсы "Искры" были жизненно необходимы бизнес-структурам. Фактически тогда нормально передать факс в другой город можно было только по этой сети.
В число абонентов АСВТ сразу же вошли биржи, банки, различные частные предприятия и физические лица. Получаемые от коммерческих клиентов средства использовались на компенсацию убытков от поддержки ряда государственных абонентов и на развитие сети. АСВТ одним из первых внедрило систему коммутации AXE-10 и транкинговую систему радиосвязи Actionet. Такого рода проекты потребовали от молодого предприятия больших инвестиций и напряженной работы службы развития.
Создание отечественного цифрового оборудования, которое по своему качеству не могло конкурировать с зарубежным, практически прекратилось, и операторы связи были вынуждены закупать его за границей. Первоначально в западных странах еще действовали запреты COCOM на продажу за рубеж последних разработок в области связи, и в Россию старались поставлять устаревшую, снятую с эксплуатации технику по относительно доступным ценам, что соблазнило некоторых операторов, но не обеспечило впоследствии качественного предоставления услуг.
АСВТ пошло другим, бескомпромиссным путем. "Телефонисты - народ консервативный и зачастую встречают новинки в штыки, ведь их внедрение - дело хлопотное, - сказал Сергей Мишенков, технический директор АСВТ. - Но Ася [Оситис] всегда настаивала на том, что надо использовать наиболее современное оборудование и следовать самым высоким стандартам качества".
Сеть мобильной связи "Алтай" |
Первая зона мобильной радиотелефонной связи "Алтай" была запущена в Москве в 1965 г. Использовался диапазон частот 150-170 МГц, ламповое оборудование, которое, как и последующие модификации, разрабатывались в Воронежском НИИ связи. Система была достаточно совершенна и сложна по элементной базе для своего времени. Первоначально коммутация вызовов абонентов производилась на ручном коммутаторе, затем по мере совершенствования системы группы абонентов постепенно переводились на автоматическую коммутацию. "Алтай" был предназначен для управленческих служб и руководства производством, поэтому в нем были заложены такие услуги, как сокращенная нумерация, циркулярный вызов нескольких абонентов, конференцсвязь и другие. После опытной эксплуатации система была передана в службу спецсредств МГТС. Коренной скачок в ее преобразовании произошел перед Олимпиадой-80. Из Воронежа начало поступать более современное абонентское оборудование (АС2 и АС3), позволяющее использовать аппаратуру закрытия информации. После Олимпиады значительно расширился перечень потребителей "Алтая": партийно-правительственные органы, ВПК и другие важнейшие структуры, включая городские службы (ГУВД, "Скорая помощь", Мосгортранс, Мосэнерго). Для системы был выделен удачный диапазон частот 300-330 МГц, позволяющий осуществлять связь с абонентами на расстоянии до 100 км в зависимости от высоты подвеса антенны центральной станции. Прохождение радиоволн в этом диапазоне незначительно зависит от погодных условий и позволяет обеспечить зону устойчивого покрытия практически всей Московской области. Система "Алтай" проектировалась как радиальная с одной базовой станцией. Она располагалась сначала в высотном здании, затем на Останкинской башне, но в процессе модернизации в 2000 г. для увеличения емкости системы и повышения живучести перешли на сотовое покрытие территории (более 20 сот). В 90-е годы была внедрена принципиально новая система связи (собственно, остался только радиоинтерфейс - частотный план и аналоговая модуляция) на основе оборудования Actioneт фирмы Nokia, сохранявшего все преимущества "Алтая", но применяющего цифровые методы коммутации, вызова и идентификации абонента. Внедрение в 1995 г. Actionet позволило ОАО АСВТ создать сеть радиотаксофонов (см. PC Week/RЕ, N 38/2003, с. 24), предложить клиентам услугу по определению местоположения объекта, передачу факс-сообщений и мониторинг среды, включая охранные функции. Интересны варианты применения радиотелефонии на транспорте столицы и при обслуживании массовых мероприятий. Хотя "Алтай" в настоящее время обеспечивает наиболее качественную связь для транспорта и спецслужб, ОАО АСВТ ведет поиск технологий, более экономно расходующих присвоенные полосы спектра и позволяющих поднять скорость передачи, т. е. осуществить широкополосный радиодоступ. |
Сеть "Искра "проектировалась с опережением требований пользователей, предваряя широкое развитие мультимедийных услуг. В АСВТ роль основных междугородных каналов отводилась цифровым каналам "Ростелекома" с ОКС7. Применение сквозной сигнализации позволяет обеспечить передачу любой информации, а использование каналов "Ростелекома" гарантирует максимально возможную живучесть сети и минимальное время ее восстановления.
Поскольку качество работы каналов сети общего пользования возросло, явное преимущество сети "Искра" в предоставлении связи как бы отступает на второй план. Но сети общего пользования, как правило, не могут обеспечить требования по защите информации, поэтому для многих категорий абонентов она остается единственно приемлемой.
Можно ожидать и дальнейшего развития "Искры". Сделать такой прогноз позволяет рост объемов производства в промышленности, энергетике, а также услуг во всех регионах, что неминуемо приведет к увеличению потребности в построении корпоративных сетей. Способствует этому наличие у "Искры" соответствующих лицензий и номерной емкости негеографического кода нумерации, позволяющего налаживать необходимые связи "внутри" сети, что упрощает техническую и организационную стороны.
Жизнь выдвигает повышенные требования к качеству и расширению ассортимента предоставляемых услуг, но заниматься этим, считают операторы сети общего пользования, нерационально (количество абонентов, нуждающихся в таких услугах, относительно невелико, а затраты на построение универсальной для всех абонентов сети непомерно велики).
Попытки же строить новые ведомственные сети "с нуля", с похожим, но значительно более узким спектром услуг, обречены на провал из-за значительных непроизводительных затрат и сложности охвата всей территории страны. Экономически невозможно оправдать такого рода затраты.
"Мы прогнозируем четвертый период развития "Искры" (имеется в виду, что первый период - это полуавтоматическая, второй - автоматическая, а третий - цифровая сеть), связанный с эксплуатацией мультисервисной элитарной защищенной сети, предоставляющей полный пакет инфокоммуникационных услуг," - считает Сергей Мишенков.
Что касается "Алтая", то при всем нынешнем успехе бизнеса - ведь сегодня в нише профессиональной мобильной радиосвязи в Московском регионе эта сеть практически не имеет альтернатив - здесь явно назрела необходимость сменить техническую платформу и предложить клиентам услуги широкополосного радиодоступа. Возможно, это удастся осуществить на основе технологии CDMA.
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале статьи, хочется отметить, что успех предприятия во многом зависит от позиции руководителя, его авторитета, характера, знаний, человеческих качеств и поддержки коллектива. Инициативы лидера, использование всех инструментов бизнеса в сегодняшних условиях оказались более востребованы, чем дисциплина и долготерпение руководителей предприятий ВПК, ожидающих господдержки и указаний "сверху".