ФОРУМЫ

На рынке есть примеры компаний, быстро достигших миллиардных оборотов путем поглощения других фирм. Но при этом им зачастую не удавалось должным образом переработать покупаемые программные технологии и сохранить сбалансированную архитектуру своих ключевых приложений. Возникал хаос продуктовой линейки, что неизбежно приводило к проблемам в позиционировании и управлении и последующей стремительной потере завоеванных позиций в области продаж. Американская компания Documentum, производитель системы управления документами (СУД) и другим контентом, пытается подать другой пример - поддерживать темпы роста в 30% в год с сохранением прибыльности и логики продуктовой линейки. Посмотреть, как это реализуется на практике, можно было на организованной ею в октябре в Монреале конференции Momentum 2004 (www.momentumlive.com), которая послужила хорошим поводом проанализировать, куда же Documentum движется.

Архитектура на базе ядра

Если говорить кратко, то Documentum, как представляется, следует той же стратегии, что в свое время принесла успех платформе Lotus Notes/Domino - до того, как начался ее конфликт с другими продуктовыми сериями IBM. Суть стратегии состоит в создании качественного ядра, на которое послойно нанизывается прикладной и вспомогательный функционал. При этом приобретаемые компании отбираются тщательно - их продукты должны вписываться в общую концепцию платформы.

Монреаль - красивый город, где нашего человека ждут не больше, чем на секретном НАТОвском заводе

Уже начиная с четвертой версии, появившейся в 2001 г., СУД Documentum характеризовали относительная открытость и модульное устройство, хотя сама эта версия была как продукт относительно сырой с точки зрения стабильности и производительности (последние два года выпускается более совершенная версия 5). В системе присутствовало ядро, отвечающее за хранение информации в распределенном хранилище, репликацию и разграничение прав доступа, поверх которого работали вспомогательные сервисы, в частности поиска и контроля версий. Благодаря подобной компонентности систему было относительно несложно расширять, а также интегрировались в общую структуру предложения приобретенные продукты. Например, за два последних года к ядру были подключены модули для Web-ориентированной совместной работы, управления электронными записями*1, мультимедийными данными и контролируемыми документами*2.

_____

*1Управление записями затрагивает самый последний этап жизненного цикла документа, и в этом смысле данная функция стоит особняком в системе УД. С точки зрения управления записями соблюдение корпоративных и задаваемых государством правил хранения документа важнее, чем деловой процесс, приводящий к его созданию.

*2 Под этим термином понимается слежение за соответствием внутреннего документооборота внутрикорпоративным требованиям и предписаниям государственных регулирующих органов.

Аналогичным образом к СУД пристыковываются произведенные партнерами модули для интеграции с ERP-системами SAP, PeopleSoft и других производителей, позволяющие обращаться к управляемому ею контенту из пользовательских интерфейсов ERP-приложений. Год назад Documentum сама была приобретена - корпорацией EMC, производящей подсистемы хранения, - и встала задача интеграции ее ПО документооборота с другими продуктами EMC, причем не только на макроуровне, но и на уровне отдельных сервисов. И эта задача была решена. Например, с Documentum было интегрировано ПО резервного копирования компании Legato, вошедшей в ту же структуру EMC Software, что и сама Documentum. Это позволило обеспечить, например, гранулированное резервное копирование записей электронной почты и пр.

Похожим образом происходила смена пользовательского интерфейса системы. Ядро Documentum содержит промежуточный программный слой, состоящий из библиотеки API и так называемых бизнес-объектов (Business Object Framework), инкапсулирующих прикладную логику. Эти объекты можно написать на разных языках (Java, C++, VisualBasic) и оформлять в виде объектов Java или COM (они подключаются к серверу через мост Java-COM). Благодаря этому появляется возможность использования унаследованного кода и логического отделения интерфейса пользователя от внутренней логики обработки документов. Они обеспечили ту относительную легкость, с которой произошла миграция значительной части функционала с клиент-серверной оболочки Windows Desktop (бывшим ключевым еще в 2002 г., но считавшимся многими клиентами слабым местом системы) на Web-ориентированную оболочку WebTop. Судя по объявленным на конференции Momentum планам развития (см. врезку), ставка в дальнейшем будет делаться только на WebTop. Показанные решения самой Documentum и ее партнеров демонстрировали возможность его применения для управления мультимедийными данными, чертежами, управления деятельностью рабочих групп и пр.

Проектная работа

Последние несколько лет Documentum развивается в первую очередь за счет наращивания прикладного функционала. Можно выделить четыре наиболее интересных направления, в которых идет работа: средства командной и проектной работы (collaboration), управление бизнес-процессами, интеграция с внешними системами и интеграция контента.

Предполагаемый график выхода новых версий Documentum и eRoom

Средства проектной работы базируются на функционале приобретенного два года назад продукта eRoom. Его возможности постепенно интегрируются с платформой двумя путями - через продукт eRoom Enterprise и службы Collaboration Services. Напомним, что eRoom позволяет создавать виртуальные Web-площадки для координации деятельности проектных команд: составления планов работ, ведения дискуссий, выкладывания на общий доступ версий рабочих документов. eRoom обеспечивает разграничение прав доступа к информационным ресурсам и функциям управления проектами на основе организационной структуры системы управления проектом, а также предлагает подсистемы отчетности и подключения средств бизнес-аналитики. Он схож по функционалу с комбинацией Microsoft SharePoint Portal и Microsoft Project (eRoom предоставляет подмножество возможностей последнего). Этот продукт широко распространен в США, а интеграция его с Documentum придала дополнительный импульс его продажам.

Текущая версия eRoom Enterprise 7.2 позволяет использовать на площадках eRoom контент из репозиториев Documentum (в том числе мультимедийных), хранить сведения о рабочих объектах eRoom в репозитории Documentum, а также автоматически создавать рабочие пространства eRoom в соответствии с предопределенными правилами workflow. Таким образом, eRoom вводит слабо организованную часть в четко организованный деловой процесс. Это расширяет границы использования системы Documentum, так как классический workflow с неструктурированным контентом нашел применение только в областях, где идут однотипные потоковые операции, - финансовой, страховой, телекоммуникационной. На выставке, прошедшей в рамках конференции, эта интеграция демонстрировалась вживую, а также показывалось, как использовать эти технологии для управления знаниями - скажем, как вести через WebTop поиск по объектам eRoom (к примеру, архиву дискуссий), хранящимся в репозитории Documentum.

Надо заметить, eRoom не был переведен на технологическую платформу Java, лежащую в основе Documentum и, судя по объявленным планам по его миграции на .Net, переведен на нее не будет. Интеграция, как заявляют представители Documentum, производится на уровне Web-сервисов. Кроме того, функционал этого продукта постепенно становится доступен в виде Collaboration Services, фактически написанных заново модулей поддержки совместной работы, встроенных в платформу Documentum как сервисный слой. Их можно использовать для построения заказных приложений на базе Documentum.

Общение с заказчиками

В рамках конференции у меня состоялось несколько бесед с заказчиками, которые позволили выявить общее направление использования продукта в западных компаниях. Крайне широко он применяется как хранилище документов, Web-контента и средства обеспечения соответствия регулирующим требованиям. Функции workflow задействуются нечасто ввиду их жесткости. Один из клиентов рассказал, что у них Documentum служит для хранения и контроля основных версий рабочей документации (речь идет о процессе разработки), чтобы соответствовать регулирующим требованиям, но документы выгружаются в открытый доступ на этапе согласования. В этой и многих других компаниях популярен eRoom.

Интересный проект был реализован в York International (YI). Общие сведения о проекте уже публиковались, но беседа позволила выявить некоторые его детали. Речь идет о внедрении в организации с десятками тысяч сотрудников и присутствующей в 125 странах. Проект длится уже три года. На момент его начала в YI в разных филиалах имелись системы 18 разных вендоров и для сокращения издержек решено было их интегрировать на базе одной платформы, управляющей максимально большим количеством контента. Documentum выбрали из-за возможности его интеграции с SAP R/3, наличия единого репозитория для внутренней и Web-информации (а не двух репозиториев, как в конкурирующей системе FileNet), возможности развертывания глобальных бизнес-процессов, глобального присутствия самого производителя и широкой языковой поддержки. Платформа применяется для предоставления пользователям SAP R/3 контента, нужного им по ходу работы (например, инженерных чертежей), а также управления документами (в том числе хранения и compliance management), касающимися описания материалов, финансовых отчетов, форм HR. В маркетинговых подразделениях активно применяется eRoom - как в варианте Enterprise, хранящем контент на сервере Documentum (для контроля версий документов), так и изолированном варианте. Сейчас на него также перенесено 16 бизнес-процессов из 20-30, контролируемых с помощью разных систем workflow. Они касаются формирования инженерных спецификаций, заявок на ресурсы, предварительной оценки комплектующих (всего процессов в компании, конечно, тысячи). К концу следующего года планируется автоматизировать несколько сот процессов. Создаются глобальные шаблоны, чтобы процессы можно было развертывать в филиалах.

Из проблем с внедрением сотрудники YI отмечают сложность настройки и сопровождения ядра системы, хотя главным образом эти трудности касались предыдущих версий, и сейчас они по большей части устранены. Основной проблемой была интеграция с SAP - наблюдалась несовместимость версий при настройке коннектора между Documentum и SAP. Были отмечены и конфликты при попытке запуска нескольких компонентов Documentum (сервера контента, WebTop и Compliance Manager) на одном сервере на этапе пилотного проекта. Для их разрешения пришлось покупать несколько серверов, что повысило затраты на оборудование. Есть проблемы с сопровождением - это система корпоративного класса, и управление ею не просто, в частности, для удаленного администрирования практически неизбежно использование терминального ПО Citrix Metaframe или аналогов. Трудоемким оказывается перепроектирование бизнес-процессов, но не из-за технических сложностей, а человеческого фактора. Однако, как отмечают в York International, это трудности, характерные для любого подобного программного обеспечения. Польза перевесила негатив. Некоторые возможности, вроде функции включения автоматизированного подпроцесса в более глобальный процесс, даже заслужили отдельной похвалы заказчика.

В настоящий момент проект продолжается. На платформе Documentum в York International работают 3000 пользователей (из них 600 в США и 890 в Европе), а с eRoom - 900 (исключительно в США). Documentum уже внедрена в центральном офисе в Йорке и началась миграция на нее региональных офисов, в частности идет обучение персонала (администраторов и разработчиков) в двух из них.

Архитектурно система построена по модели с одним узлом: все документы хранятся на центральном сервере, к которым организован дистанционный доступ по линии T1. По словам Тимоти Файвса, менеджера глобальных решений по управлению контентом York International,в течение пяти лет архитектуру планируется усложнить. Будет создано еще два центра хранения - в Азии и Европе. Функция сопровождения останется в центре (поддержание работоспособности системы, резервное копирование, мониторинг и оптимизация производительности), а ответственность за настройку локальных бизнес-процессов, репозиториев, форм и безопасность передадут администраторам на местах. Ожидается, что большая часть локальных процессов будет основываться на шаблонах, определенных в центральном офисе. Этот офис также займется изучением местной практики и построением на ее основе общих шаблонов бизнес-процессов. Планируется начать применение Documentum и для управления Web-контентом.

Беседы с представителями заказчиков показывают, что eRoom в основном применяется там, где возникает необходимость в творческом процессе - например, для согласования нового дизайна изделия и маркетингового документа в территориально распределенных группах. Протоколирование обсуждения дает возможность понять в дальнейшем причины принятия того или иного решения. Представители Documentum предлагают пользоваться им на первых этапах жизненного цикла делового процесса - пока он еще не прошел стадию отработки и стандартизации. Но в динамичных фирмах процессы часто в эту стадию не вступают никогда.

BPM

Второй технологией, расширяющей механизм workflow, является управление бизнес-процессами (BPM). Дело в том, что классический бизнес-процесс, заданный в системе при помощи этих средств, трудно поддается модификации, как минимум для этого требуется помощь системного администратора. А BPM позволяют создавать относительно легко перестраиваемые, документированные процессы, ход исполнения которых подвергается мониторингу, а результаты этого мониторинга используются для перепроектирования процесса без программирования на языке низкого уровня.

Многочисленные белки так и лезли под ноги участникам конференции

В набор средств Documentum Business Process Management входят продукты для проектирования процесса (Business Process Manager, DBPM), интеграции процесса со внешним миром (Business Process Services, DBPS), а также проектировщик форм (Forms Builder, DFB).

DBPS - это набор универсальных интеграционных служб для включения одних бизнес-процессов в другие. Например, workflow-сценарии Documentum могут стать частью процесса согласования заказа в системе SAP R/3 и, наоборот, деловые процессы внешних систем могут быть включены в деловые процессы Documentum. Иллюстрацией последнего утверждения может служить упомянутый выше сценарий (живая демонстрация которого велась на выставке) с возникновением нестандартной ситуации в типовом workflow-процессе согласования контракта и последующей инициации обсуждения ее в рабочей комнате eRoom. DBPS позволяет описывать взаимодействие приложений не на уровне технической детализации лежащих в его основе транспортных механизмов, а в бизнес-категориях, так как базируется на Documentum Business Objects Framework. С технической же стороны DBPS опирается на интеграционные механизмы обмена сообщениями - Java Messaging Services (JMS), Web-сервисы, а также XML, Java и средства Email.

DBPM представляет собой визуальную среду для описания процессов, выполняемых с помощью Documentum Workflow. Он основан на функционале ранее использовавшегося для описания бизнес-процессов продукта Documentum Workflow Manager, но при этом содержит ряд функциональных и эргономических улучшений. Он также включает готовый набор шаблонов функций для доступа к возможностям интеграции BPS c использованием Web-сервисов, JMS, SMTP и HTTP. К нему подключается DFB - графический инструмент для создания "формочек" (formlets), представляющих собой относительно новую концепцию в платформе. "Формочки" - основанные на XML-формы, заполняемые пользователем, участвующим в бизнес-процессе, - характеризуются тем, что они легко перепроектируются без привлечения системного администратора, который по-прежнему необходим для общей перестройки процесса.

Стоит отметить, что Documentum по-своему интерпретирует термин BPM. На самом деле в концепции BPM все процессы описаны в одном формате и хранятся в одном репозитории, а приложения разбираются на кусочки и лишь предлагают сервисы, вызываемые из этих процессов. Дирижирование процессами ведется специализированным межплатформным ПО. Конечно, эта модель сильно идеализирована, и очевидно, что в случае Documentum (как и почти всех остальных продуктов на рынке) ни то, ни другое условие не выполняются - например, процессы описываются собственным инструментарием и хранятся во внутреннем репозитории платформы. С другой стороны, репозиторий Documentum может хранить любые XML-данные, в том числе и код исполнения бизнес-процессов в общепринятом стандарте BPEL4WS, если инструментарий DBPM позволит сохранять их в этом формате в будущем. Кроме того, на конференции было объявлено о стремлении перестроить весь комплект приложений так, чтобы отдельные функции API были доступны как Web-сервисы, а их описания хранились в UDDI-репозитории, т. е. в рамках модели BPM/SOA.

Интеграция контента и управление жизненным циклом информации

Анонсы последних нескольких месяцев показывают, что компания интенсивно развивает и другие интеграционные возможности продукта. На конференции много говорилось о решениях по созданию виртуального репозитория (Virtual Repository). Речь идет в первую очередь об облегчении подключения к репозиторию Documentum внешних источников информации - хранилищ Lotus Domino, отдельно стоящих серверов eRoom, Web-сайтов. Это подключение - двунаправленное, т. е. данные из Documentum могут передаваться обратно в эти системы. При этом по удаленным хранилищам можно вести поиск, хотя, как оказалось, центральный репозиторий Documentum не хранит поискового индекса, а лишь перенаправляет запросы в подключенные системы. По заверениям представителей Documentum, сейчас выпускается более 300 адаптеров для подключения этих систем. В будущем (см. план развития линейки) предполагается обеспечить полное управление внешними хранилищами.

Веселые зверьки блуждали не только по городу, но и по выставке

Documentum хорошо вписался в заявленную EMC Software миссию - предложение ПО и услуг управления жизненным циклом информации. Это очень многогранная задача - невозможно одним монолитным приложением решить проблемы, возникающие во множестве очень различных по структуре и задачам компаний, а стало быть, подобное ПО должно быть открытым для интеграции извне и легко конфигурируемым. На выставке, проходившей в рамках Momentum, десятки партнеров показывали решения, интегрируемые с платформой Documentum: средства для просмотра файлов с CAD-чертежами, потокового сканирования, интеграции с ERP-системами, управления отчетами, дополнительной защиты информации.

Кроме того, здесь демонстрировалось решение Compliance Manager самой Documentum по управлению работой с контролируемой документацией, т. е. контентом, жизненный цикл которого регулируется государственными и внутрикорпоративными предписаниями. Это ПО, вышедшее летом, обеспечивает выполнение стандартов Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA 21 CFR Part 11), стандартов ISO 9000, Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Управления по охране окружающей среды (EPA). Более существенным представляется то, что Compliance Manager позволяет передать пользователям часть функций администратора по модификации бизнес-процесса. Он дает широкие возможности для конфигурирования жизненного цикла документа, в частности позволяет пользователям самим задавать списки согласования тех или иных документов. В прошлом наличие подобных ограничений в workflow-механизме Documentum сильно сдерживало принятие этой платформы в динамично меняющихся российских компаниях.