ЭПИЦЕНТРЫ

Если обезьяне указать пальцем, где спрятаны бананы, она поймет вас в одном случае из четырех. Но стоит только направиться к этому месту, делая вид, будто хочешь их взять, как мартышка станет вдвое понятливее и быстренько побежит туда же. Когда я прочитал об этом в сентябрьском номере журнала "Поведение животных", мне тут же пришло на ум, что рынок ИТ реагирует примерно так же. Производители стремятся как можно скорее занять ту же нишу, что и их соперники, хотя за нее заведомо придется бороться. А вот самостоятельно разобраться, чего же хочет потребитель, они пытаются гораздо реже, хотя здесь награда обещает быть намного больше: сливки-то снимает тот, кто приходит первым.

Наглядным примером такого поведения может служить сегодняшняя ситуация с браузерами. Эпоха браузерных войн, казалось бы, уже миновала, но сейчас обстановка опять накаляется. "Легкий" браузер Firefox удивил в сентябре даже собственных создателей. Разработавшая его Mozilla Foundation рассчитывала, что первый миллион этой новинки будет загружен в течение первых 10 дней, однако планка была преодолена уже на пятый день после публикации предварительной версии 1.0.

Пользователи сами указывают, где им нужна помощь разработчиков.

Такой успех только порадовал ребят из Opera, которые готовы приветствовать все, что создает дополнительную альтернативу Internet Explorer. Да и сама Opera со сцены отнюдь не сходит. Совсем недавно я получил полное энтузиазма письмо от сына-студента, в котором он призвал меня побыстрее избавиться от Mozilla 1.7.3 и перевести все настольные системы на Opera 7.5. "Это просто круто!" - аргументировал он свое воззвание.

А тем временем Google, выбравшись из пеленок и обзаведясь хорошим источником финансирования, приобрела права на домен gbrowser.com. При этом компания заключила контракты с рядом ведущих отраслевых специалистов по пользовательским интерфейсам, базам данных, Java и (куда уж от него деваться!) Internet Explorer, отобрав их тем самым у Microsoft и Sun.

Обезьяны - да не обидит никого то, что я опять возвращаюсь к этому сравнению, - сначала добираются до тех бананов, которые висят пониже. Но было бы очень жаль, если бы талант (и обезьян, и разработчиков) растрачивался на поиски одних и тех же не слишком хорошо спрятанных угощений. За последнее десятилетие мы много узнали о том, чего ждут люди от Web. Теперь настала пора предложить им желаемое, отточив и расширив добрые старые идеи относительно браузеров.

На демонстрации Longhorn, которую провела Microsoft на прошлогодней конференции профессиональных разработчиков в Лос-Анджелесе, меня больше всего поразило, какое место отводится Интернету в новой концепции настольных систем. Эта Сеть сетей уже не ограничивается здесь несколькими маленькими окошками, а органично вливается в рабочую среду. Особое впечатление произвела инструментальная панель, автоматически отображающая прохождение приобретенного в онлайновом магазине товара. Любое обращение пользователя вовне оставляет информационные артефакты, которые он постоянно видит боковым зрением. Благодаря этому становится намного проще следить за тем, что было сделано в последнее время и чего можно ожидать в ближайшем будущем.

Вот только Longhorn в это самое "ближайшее будущее" никак не вписывается. Познакомиться с наследником Windows XP мы сможем не раньше, чем года через три, а каждое новое сообщение о новинке к тому же оставляет все меньше надежд на нечто потрясающее.

Браузеру Internet Explorer все еще принадлежит 90 с лишним процентов рынка. Но вычитание - такое же правило арифметики, как и сложение. Если, скажем, IE будет терять по 5% своих пользователей ежемесячно, то через три года на него будет приходиться всего 15% браузерного рынка. И такая арифметика открывает огромное пространство для новых идей, основанных на лучшем понимании запросов и пожеланий тех, кому с этими браузерами работать.

Google, например, представляет себе Интернет как место, где люди что-то стремятся найти. Amazon рассматривает Сеть в качестве пространства, в котором пользователи могут сравнивать товары и делать удачные покупки. С точки же зрения финансовых учреждений Всемирная паутина нужна для того, чтобы следить за развитием ситуации и принимать обоснованные решения относительно имеющихся активов. Все подобные воззрения, конечно, можно реализовать в одном браузере, вот только стоит ли? Это все равно что свести все виды изобразительного искусства к одной фотографии, вместо того чтобы дать каждому из них развиваться по-своему.

Пользователи сами указывают, где им нужна помощь разработчиков. Вперед же, ребята! Хватит обезьянничать!

С редактором Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com.

Версия для печати