ЭПИЦЕНТРЫ
Если обезьяне указать пальцем, где спрятаны бананы, она поймет вас в одном случае из четырех. Но стоит только направиться к этому месту, делая вид, будто хочешь их взять, как мартышка станет вдвое понятливее и быстренько побежит туда же. Когда я прочитал об этом в сентябрьском номере журнала "Поведение животных", мне тут же пришло на ум, что рынок ИТ реагирует примерно так же. Производители стремятся как можно скорее занять ту же нишу, что и их соперники, хотя за нее заведомо придется бороться. А вот самостоятельно разобраться, чего же хочет потребитель, они пытаются гораздо реже, хотя здесь награда обещает быть намного больше: сливки-то снимает тот, кто приходит первым.
Наглядным примером такого поведения может служить сегодняшняя ситуация с браузерами. Эпоха браузерных войн, казалось бы, уже миновала, но сейчас обстановка опять накаляется. "Легкий" браузер Firefox удивил в сентябре даже собственных создателей. Разработавшая его Mozilla Foundation рассчитывала, что первый миллион этой новинки будет загружен в течение первых 10 дней, однако планка была преодолена уже на пятый день после публикации предварительной версии 1.0.
Пользователи сами указывают, где им нужна помощь разработчиков. |
Такой успех только порадовал ребят из Opera, которые готовы приветствовать все, что создает дополнительную альтернативу Internet Explorer. Да и сама Opera со сцены отнюдь не сходит. Совсем недавно я получил полное энтузиазма письмо от сына-студента, в котором он призвал меня побыстрее избавиться от Mozilla 1.7.3 и перевести все настольные системы на Opera 7.5. "Это просто круто!" - аргументировал он свое воззвание.
А тем временем Google, выбравшись из пеленок и обзаведясь хорошим источником финансирования, приобрела права на домен gbrowser.com. При этом компания заключила контракты с рядом ведущих отраслевых специалистов по пользовательским интерфейсам, базам данных, Java и (куда уж от него деваться!) Internet Explorer, отобрав их тем самым у Microsoft и Sun.
Обезьяны - да не обидит никого то, что я опять возвращаюсь к этому сравнению, - сначала добираются до тех бананов, которые висят пониже. Но было бы очень жаль, если бы талант (и обезьян, и разработчиков) растрачивался на поиски одних и тех же не слишком хорошо спрятанных угощений. За последнее десятилетие мы много узнали о том, чего ждут люди от Web. Теперь настала пора предложить им желаемое, отточив и расширив добрые старые идеи относительно браузеров.
На демонстрации Longhorn, которую провела Microsoft на прошлогодней конференции профессиональных разработчиков в Лос-Анджелесе, меня больше всего поразило, какое место отводится Интернету в новой концепции настольных систем. Эта Сеть сетей уже не ограничивается здесь несколькими маленькими окошками, а органично вливается в рабочую среду. Особое впечатление произвела инструментальная панель, автоматически отображающая прохождение приобретенного в онлайновом магазине товара. Любое обращение пользователя вовне оставляет информационные артефакты, которые он постоянно видит боковым зрением. Благодаря этому становится намного проще следить за тем, что было сделано в последнее время и чего можно ожидать в ближайшем будущем.
Вот только Longhorn в это самое "ближайшее будущее" никак не вписывается. Познакомиться с наследником Windows XP мы сможем не раньше, чем года через три, а каждое новое сообщение о новинке к тому же оставляет все меньше надежд на нечто потрясающее.
Браузеру Internet Explorer все еще принадлежит 90 с лишним процентов рынка. Но вычитание - такое же правило арифметики, как и сложение. Если, скажем, IE будет терять по 5% своих пользователей ежемесячно, то через три года на него будет приходиться всего 15% браузерного рынка. И такая арифметика открывает огромное пространство для новых идей, основанных на лучшем понимании запросов и пожеланий тех, кому с этими браузерами работать.
Google, например, представляет себе Интернет как место, где люди что-то стремятся найти. Amazon рассматривает Сеть в качестве пространства, в котором пользователи могут сравнивать товары и делать удачные покупки. С точки же зрения финансовых учреждений Всемирная паутина нужна для того, чтобы следить за развитием ситуации и принимать обоснованные решения относительно имеющихся активов. Все подобные воззрения, конечно, можно реализовать в одном браузере, вот только стоит ли? Это все равно что свести все виды изобразительного искусства к одной фотографии, вместо того чтобы дать каждому из них развиваться по-своему.
Пользователи сами указывают, где им нужна помощь разработчиков. Вперед же, ребята! Хватит обезьянничать!
С редактором Питером Коффи можно связаться по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com.