ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕГМЕНТ
В последнее время крупные международные ИТ-компании (в частности, Intel) уделяют немало внимания теме конвергенции компьютерной техники и бытовой электроники. Между тем эта тенденция уже отмечается и на российском рынке, вынуждая его игроков корректировать свой курс. Еще в апреле нынешнего года Rover Computers (www.rovercomputers.ru) объявила о том, что в 2004 г. приоритетным направлением для нее будет производство продуктов, занимающих место на стыке компьютерных и бытовых технологий (см. PC Week/RE, N14/2004, с. 1). И действительно, за прошедшее с тех пор время продуктовый ряд этого производителя пополнился целым спектром новых устройств, ориентированных на широкий круг потребителей. Среди них - жидкокристаллические и плазменные телевизоры RoverScan Vision (с обязательным портом для подключения компьютера), MP3-плейеры и ТВ-тюнеры RoverMedia, коммуникаторы RoverPC, новые модели цифровых камер RoverShot. Все это привело к существенному возрастанию доли бытового направления в обороте Rover Computers, оцениваемой сегодня в 56%.
Определенные изменения происходят и в отношении к исконно компьютерным продуктам. Как отметил Андрей Андреев, директор по маркетингу Rover Computers, проведенные компанией исследования покупательского спроса отчетливо демонстрируют возрастание значения бытовых функций среди розничных покупателей мобильных ПК: "Если год-два назад люди указывали в качестве наиболее важных параметров ноутбука такие характеристики, как тактовая частота процессора, объем памяти и емкость жесткого диска, то теперь на первое место вышли не технические показатели моделей, а функциональные - универсальность, поддержка развлекательных функций, простота использования, персонализированный дизайн". Прежде подобные требования предъявлялись в основном к бытовой электронике, а это означает, что в понимании покупателя ноутбук сегодня - не просто удобное вычислительное устройство, а нечто большее, предназначенное для использования в повседневной жизни.
Андрей Андреев:
"Мы производим компьютерную технику и, как никто другой, ощущаем рыночные тенденции,
поскольку видим, каким спросом пользуется та или иная модель, какие технологии востребованы"
Реагируя на качественное изменение спроса, Rover Computers полностью изменила модельный состав серии RoverBook Navigator, включив в него ноутбуки, отвечающие нынешним потребностям пользователей. В частности, в моделях W200 и W500, построенных на основе технологии Intel Centrino, предусмотрена поддержка режима Instant-on, реализующего развлекательные функции (просмотр видео и фотографий, прослушивание звукозаписей формата MP3 и AudioCD) без загрузки операционной системы. В W500, кроме того, добавлен встроенный ТВ-тюнер. При этом управлять системами можно с помощью дистанционного пульта.
Сегодня Rover Computers предлагает ноутбуки с дистанционным пультом управления мультимедийными функциями...
Кстати, как отмечают в Rover Computers, изменилось отношение и к ноутбукам начального уровня, главным критерием выбора которых всегда была цена. Сегодня покупатели готовы доплатить 100-200 долл., дабы получить в свое распоряжение современные технологии, и при этом обращают внимание на возможности персонализации дизайна. Таким образом, имиджевая составляющая оказывается важной и для продуктов эконом-класса. Данный тезис подтверждается популярностью выпущенной еще в начале года модели Partner E510. Укомплектованная мобильным процессором AMD для снижения общей стоимости, она имеет крышку со съемной прозрачной панелью, под которой пользователь по своему желанию может разместить фотографию, гербарий или что-то в этом роде, тем самым придав своей машине уникальный вид. В октябре эта модель обеспечила 30% всех продаж ноутбуков RoverBook (всего было продано 11 069 машин), и компания продолжит выпускать ее, но уже в несколько измененной конфигурации. Теперь она базируется на процессорах Intel Pentium M и Celeron M. Одновременно улучшены другие характеристики (производительность, время автономной работы) и предусмотрена поддержка беспроводной связи. Цена же модели, как обещают представители компании, останется прежней.
...а завтра в ассортименте компании может появиться и такой домашний компьютер
Продолжая развивать бытовое направление, Rover Computers в ближайшее время выпустит на рынок ноутбук Navigator W500 c поддержкой технологии Instant-on, а в I кв. 2005 г. одновременно с анонсированием Intel обновленной версии технологии Centrino (кодовое имя Sonoma) предложит покупателям системы нового поколения с более быстрыми и экономичными процессорами Pentium M, чипсетом i915, технологией PCI Express, 8-канальным звуком.
Тенденция к конвергенции компьютерных и бытовых функций отчетливо проявляется и в сегменте карманных устройств. С августа нынешнего года отмечается быстрый рост продаж коммуникаторов RoverPC S2, а в октябре их было продано более 2000 шт. В Rover Computers уверены, что подобные устройства постепенно вытеснят с рынка обычные КПК, а потому впредь намерены делать упор именно на коммуникаторы и смартфоны.
Изменение запросов конечных пользователей к компьютерной технике отразилось и на структуре ее сбыта. Как отметил Андрей Андреев, в общем объеме продаж продуктов с маркой Rover из квартала в квартал растет доля крупных торговых сетей: "Ашана", "М.видео", "Мира", "Техносилы", "Эльдорадо". В октябре они обеспечили компании 28% ее оборота. Этот факт свидетельствует о том, что за сложными компьютерными системами люди все чаще идут не в специализированные салоны, а в привычные магазины бытовой техники, где, кстати, эффективными оказываются совсем иные методы продвижения и рекламы продуктов. Именно поэтому Rover Computers совместно с партнерами проводит краткосрочные акции по продаже своей техники по специальным ценам (но в больших объемах), демонстрирует возможности ее применения в быту, предусматривает призы и подарки для покупателей, а параллельно обучает продавцов торговых сетей.
Пока можно лишь гадать, сколь успешным будет продвижение компьютерных фирм в область конвергентной бытовой электроники. Множество факторов говорит в их пользу, но много и против. В частности, открытым остается вопрос о том, сумеют ли ИТ-производители обеспечить должную простоту использования и безотказность своих систем к тому моменту, когда наступит время от рынка энтузиастов перейти к массовому рынку. По мнению Леонида Купчика, генерального директора Rover Computers, в этом вопросе основная тяжесть ложится на разработчиков ПО. Но как бы то ни было, тенденция остается тенденцией: в торговые сети сегодня устремились и многие другие производители ноутбуков. Предварительные же оценки итогов продаж мобильных ПК на российском рынке в III кв. 2004 г., по версиям IDC и Gartner, расходятся практически во всех строках, кроме одной: обе компании отдали второе место Rover Computers, определив ее долю цифрой чуть менее 14%, а значит, скорректированная стратегия компании, несмотря на острейшую конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных фирм, позволяет ей по-прежнему оставаться на первых ролях.