Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в III квартале 2004 г.

Структура российского рынка компьютеров. III кв. 2004 г. (в натуральном выражении) 

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за III квартал оценивается примерно в 1090 тыс. шт.

Порядка 79,8% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, более 13% - на ноутбуки, 5,2% - на карманные компьютеры (КПК) и менее 2% - на серверы (на платформе Intel).

По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 8,5%, КПК - на 214%. На рынке серверов рост составил 16,7%, а ноутбуков было продано на 93,4% больше, чем в III квартале 2003-го.

Лидерами продаж ПК по итогам III квартала 2004 г. являются компании*1 Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, суммарная доля которых составила 18,7% продаж настольных компьютеров.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

В сегменте ноутбуков лидируют*1 Asustek, iRU ("НКА-Групп"), Rover Computers, Samsung, Toshiba; на их долю приходится 56,4% всех продаж.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

По карманным компьютерам доля лидирующей группы компаний*1, в состав которой входят Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, еще выше - 85,5% продаж КПК в натуральном выражении.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

В сегменте серверов - следующие ведущие производители*1: Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM, Kraftway; суммарно эти компании контролируют 57,7% продаж в натуральном выражении.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в III квартале 2004 г. составил около 1,36 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 20,5% в штучном исчислении и на 32,6% - в денежном. Как следует из различных темпов роста денежных и натуральных показателей, рост средневзвешенной стоимости мониторов продолжается. Однако пик, наблюдавшийся во II квартале текущего года, уже пройден, и сейчас можно ожидать выравнивания динамики данных показателей. Это связано с тем, что наметившееся существенное снижение стоимости ЖК-мониторов способно в значительной мере скомпенсировать падение доли ЭЛТ-устройств. Надо отметить, что за год доля ЖК-аппаратов выросла на 13% и вплотную приблизилась к отметке в 50% рынка. Но при этом доля 15-дюймовых ЖК-мониторов даже несколько сократилась, и основной прирост данного технологического сегмента был обеспечен за счет 17-дюймовых ЖК-устройств.

Лидером рынка по-прежнему является компания Samsung, далее следует LG, третье место осталось за Philips, но при этом очень близко за ней стоит сразу целая группа компаний*1: BenQ, NEC, ViewSonic, которые идут буквально "ноздря в ноздрю".

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Принтеры

В III квартале общий объем продаж на российском рынке принтеров превысил 700 тыс. шт., превзойдя прошлогодний показатель за аналогичный период времени на 12%. Почти на столько же возрос рынок и в денежном выражении, составив немногим более 145 млн. долл. Российские потребители продолжают отдавать предпочтение лазерным печатающим устройствам, на долю которых пришлось более половины всех проданных принтеров. По сравнению с III кварталом 2003 г. их количественный рост составил около 18%, в то время как в сегменте струйных принтеров - всего 8%. Продажи матричных принтеров универсального офисного применения сократились за год на 25%.

Около трех четвертей всех продаж принтеров пришлось на продукты лидеров рынка*1: Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Настольные МФУ

Настольные многофункциональные устройства остаются наиболее динамично развивающимся сегментом компьютерной периферии: в III квартале их продажи увеличились до 87 тыс. шт. (рост за год на 140%), а в денежном выражении - до 28 млн. долл. (на 95%). При этом особенно быстрые темпы демонстрировали струйные МФУ, доля которых в структуре сегмента приблизилась к 50%.

В тройку ведущих вендоров настольных МФУ с лазерной технологией печати входят компании*1 Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, а в струйном подсегменте лидерами рынка являются*1 Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Мультимедийные проекторы

В III квартале 2004 г. на российский рынок было поставлено 11,22 тыс. мультимедийных проекторов, что почти на 58% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. За год средневзвешенная стоимость одного устройства сократилась примерно на 450 долл., и сейчас она немногим выше 2000 долл.

Из технологических закономерностей следует отметить рост (почти на 10%) доли DLP-устройств, а также продолжение увеличения доли микропортативных (массой до 2,25 кг) проекторов.

По итогам III квартала можно выделить очевидную тройку лидеров*1: Panasonic, Sanyo, Toshiba. Кроме того, отметим сразу целую группу компаний*1: BenQ, Epson, Hitachi, InFocus, NEC, которые также показали неплохие результаты.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Плазменные панели и телевизоры

Российский рынок плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel - PDP) традиционно демонстрирует рекордные темпы роста, которые от квартала к кварталу колеблются в интервале 2,5-3 раза. III квартал 2004 г. показал увеличение рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,7 раза, всего за отчетный период было поставлено более 20 тыс. устройств. Данный рост продолжал сопровождаться ощутимой ценовой эрозией, и за год средневзвешенная стоимость одной панели снизилась более чем на 1700 долл., что означает почти 28%-ное падение.

По-прежнему доминирующий типоразмер плазменных панелей - 42 дюйма, и доля таких устройств продолжает расти, что и следовало ожидать на массовом рынке. Кроме того, отмечается дальнейший рост доли панелей, оборудованных тюнером, т. е. практически являющихся плазменными телевизорами. Они составили уже более половины всех реализованных аппаратов.

Поскольку рынок PDP становится все более массовым, а продажи в основном идут для домашнего использования, тут не может не сказываться влияние сильнейших игроков обычного телевизионного рынка. На первом месте в III квартале снова закрепилась компания Philips, помимо нее в лидирующую тройку входят* Panasonic и Samsung. Сильны также позиции компаний*1 LG, Pioneer и Sony.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

 

Жидкокристаллические телевизоры и информационные панели

Абсолютные рекорды по темпам роста продолжает демонстрировать рынок ЖК-телевизоров и информационных ЖК-панелей (при этом учитывались только полноцветные стационарные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 42 дюймов; не включены маленькие переносные аппараты, автомобильные ТВ, проекционные телевизоры на базе ЖК-панелей).

За III квартал текущего года было продано более 44 тыс. аппаратов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился более чем в 3,7 раза (что, однако, несколько меньше, чем кварталом ранее, когда рост был в 4,6 раза). Основную часть продаж составляют "классические" телевизоры. На "гибридные" аппараты (мониторы с функцией ТВ) и информационные панели приходится менее 6% рынка, и их доля понемногу сокращается.

По итогам III квартала среди поставщиков ЖК-телевизоров тройка лидеров не претерпела изменений*1 - это по-прежнему Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, хорошие продажи показывают компании*1 Daewoo, LG, Panasonic, Rolsen, Sony и Toshiba.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

ИБП

На рынке ИБП (оценивались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в III квартале текущего года было продано около 372 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил почти 63,7 млн. долл. Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели в натуральном выражении уменьшились на несколько процентов, а в денежном в то же время выросли на 14%. За последние годы мы впервые встречаемся с "сокращением" рынка, но не видим в этом абсолютно ничего катастрофичного. С очень высокой уверенностью можно предположить, что IV квартал текущего года с лихвой скомпенсирует данный "провал".

Произошедшее увеличение средневзвешенной стоимости ИБП (что следует из различной динамики денежных и натуральных показателей) почти однозначно указывает на тренд рынка в сторону более высокотехнологичных и дорогих решений. Например, поставки оnline-ИБП за год выросли почти на 40% (в натуральном выражении).

Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками*1 Ippon, Plus UPS, PowerCom и PowerMan. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции*1 Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus, Newave и Powerware.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Сканеры

Объем рынка офисных сканеров увеличился в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24% и в штучном, и в денежном выражении, до 175 тыс. штук и 18 млн. долл. соответственно. Отсутствие отставания темпов роста рынка в деньгах (в условиях общего снижения цен на сканеры) явилось следствием смещения потребительского спроса в сторону устройств с более высокими характеристиками и расширенной функциональностью. Это отразилось и на структуре продаж сканеров по различным ценовым категориям: разница между рыночными долями устройств стоимостью меньше 100 долл. и 101-200 долл. сократилась за год более чем на 10%.

В число лидеров продаж, как и в предыдущем квартале, вошли компании*1 Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

_____

*1 Компании перечислены в алфавитном порядке

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru , www.itresearch.ru. * Компании перечислены в алфавитном порядке.* Компании перечислены в алфавитном порядке.

Версия для печати